Страны Запада, участвующие в очередном раунде переговоров с Тегераном по иранской ядерной сделке, заявили, что встреча в Вене – бессмысленная трата времени, поскольку иранская сторона выдвинула условия, заведомо блокирующие путь к соглашению.

В австрийской столице проходит седьмой этап переговоров в формате "4+1" с участием США, Британии, Франции и Германии с одной стороны и Ирана – с другой.

По некоторым сообщениям, в этом раунде Иран отказался от всех компромиссов, которые были достигнуты в ходе предыдущих шести.

Ядерная сделка, по сути лишающая Иран возможности развивать собственную ядерную программу в обмен на снятие экономических санкций, была заключена между Вашингтоном и Тегераном в 2015 году при администрации Барака Обамы. Следующий глава Белого дома Дональд Трамп вывел США из этого соглашения, а новый президент Джо Байден инициировал возврат к переговорам.



Однако британская, французская и немецкая делегации, находящиеся сейчас в Вене, считают, что время для возобновления соглашения почти ушло. Кроме обсуждения его новых условий, необходимо пересмотреть старые, учитывая, какой рывок в развитии своей ядерной программы сделал Иран за то время, пока сделка была заморожена, а это требует другого формата.

Представители Тегерана, со своей стороны, заявляют, что западные партнёры ведут себя неконструктивно, выбрав обвинительный тон в отношении Ирана.

"Некоторые участники никак не откажутся от своей привычки показывать пальцем [на нас], вместо того, чтобы заняться настоящей дипломатией", – написал в своём Twitter глава иранской делегации Али Багери Кани.

Он подчеркнул, что Тегеран уже давно обозначил Западу свои условия и делает всё возможное для преодоления разногласий.

"Дипломатия – это улица с двустронним движением. Если есть реальное желание исправить какие-то ошибки, то путь к выгодной сделке будет быстро найден", – заявил Кани.

Ставки высоки

После почти полугодичной паузы иранская делегация вернулась за стол переговоров в бескомпромиссном настроении. Глава делегации Али Багери Кани чувствует себя уверенно / Фото AFP

Непрямые переговоры между Ираном и США начались ещё в апреле этого года, но в конце лета, после избрания Ибрахима Раиси президентом Ирана, были отложены.

Раиси известен своей жёсткой позицией в отношении Запада, а западные экономические санкции против Ирана считает благом для своей страны, так как видит в них возможность для модернизации и развития собственной экономики.

Лишь в конце 2021 года Иран согласился вернуться за стол переговоров, но приехал в Вену с перечнем жёстких условий и бескомпромиссной позицией по многим вопросам.

В частности, Тегеран настаивает, чтобы условия нового соглашения (если оно будет достигнуто) выполнялись всеми последующими администрациями Белого дома. Учитывая особенности американской политической системы, это условие абсолютно невыполнимо.

Ставки в Вене высоки, говорят аналитики. Провал переговоров может обернуться новым витком конфликта на Ближнем Востоке.

Израиль, который в вопросах, связанных с Ираном, и так никогда не рассчитывает на дипломатическое урегулирование, не будет сидеть сложа руки.

Израиль видит в иранской ядерной программе прямую угрозу своей безопасности и попытается заручиться поддержкой Объединённых Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии. Обе эти страны находятся в состоянии вражды с Ираном, а с Израилем – напротив, произошло сближение.



В сентябре 2020 года при посредничестве Дональда Трампа ОАЭ и Израиль подписали мирное соглашение, а осенью этого года саудовцы и израильтяне открыли друг для друга воздушное пространство.

Накануне в Абу-Даби состоялась первая историческая встреча между премьер-министром Израиля Нафтали Бенетом и наследным принцем Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммадом бен Заидом бен Султаном Аль Нахайяном.

По мнению аналитиков, хотя тема Ирана не фигурировала в официальном протоколе встречи двух лидеров, они, безусловно, обсуждали этот вопрос.

Последнее предупреждение?

Госсекретарь США Энтони Блинкен, находящийся с визитом в Индонезии, заявил, что в случае неудачи в Вене у Вашингтона в запасе есть несколько альтернативных вариантов.

"До нынешнего момента мы шли по пути дипломатии, потому что это лучший вариант, но мы активно взаимодействуем с союзниками в проработке альтернатив", – сказал он.

По мнению Блинкена, Иран присутствует на переговорах, но не участвует в них по-настоящему, а время на реанимацию соглашения быстро истекает.

"Если в самое ближайшее время не произойдет настоящего прорыва, соглашение по Ирану можно будет считать пустышкой", – заявил госсекретарь.

Ранее о неких возможных дополнительных мерах в отношении Ирана упомянул и президент США Джо Байден, не пояснив, однако, в чём их суть.

Глава МИД Британии Элизабет Трасс предупредила иранскую делегацию, что у них остался последний шанс сесть за стол переговоров с конструктивными и реалистичными предложениями.