"Паранормальное" – фильм без звёзд и с микроскопическим бюджетом. Здесь нет выпрыгивающих из-за угла убийц или нарисованных на компьютере монстров. Зато есть неглупый сценарий, неожиданные повороты, умелая режиссура и неторопливо создаваемая жуткая атмосфера страха перед неведомым.

Десять лет назад Джастин сбежал из расположенной в лесу религиозной секты, забрав с собой младшего брата Аарона. Но сейчас, когда братья так и не смогли влиться в социум и вынуждены жить в бедности и работать уборщиками, они вдруг получают дружественное видеосообщение от представителей культа. У Аарона с жизнью в религиозной общине связаны лишь светлые детские воспоминания, и он убеждает Джастина хотя бы на день съездить в так называемую коммуну "Аркадия", чтобы снова взглянуть на место, где прошло их детство. Поначалу то, что Джастин считал суицидальной сектой кастратов, кажется довольно безобидной деревенькой дауншифтеров с причудами. Но вскоре братья начинают подозревать, что в лесу, возможно, действительно происходит нечто паранормальное.


Кадр из фильма "Паранормальное"

Среди начальных титров картины есть дежурная надпись: "Фильм Бенсона и Мурхеда". В данном случае эта формулировка как никогда подходит для описания процесса создания. Джастин Бенсон и Аарон Мурхед не только срежиссировали фильм, но также выступили продюсерами, создателями спецэффектов и исполнителями главных ролей. Более того, Мурхед был оператором картины, а Бенсон написал сценарий и приложил руку к монтажу. То есть "Паранормальное" – ярчайший пример независимого кино с подходом "сделай своими руками".

Жанровые работы с микробюджетом всегда интересно смотреть в плане того, как именно авторы распорядятся крайне ограниченными возможностями. В случае с "Паронормальным" они выжали максимум. Создатели признаются, что писали сценарий, исходя из того, какие именно ресурсы (актёры, локации, спецэффекты) им доступны. К примеру, Мурхед в жизни умеет вязать узлы, поэтому и его персонаж обладает этой способностью. Бенсон – хороший пловец, из-за чего в фильм можно было включить сцену, где его герой ныряет в озеро.


Кадр из фильма "Паранормальное"

Отсутствие денег создатели восполняют умелым применением простых кинематографических инструментов. Правильно расставленные монтажные склейки, звуковые эффекты или вдумчиво выстроенные кадры не стоят лишних денег, зато могут легко создать нужную атмосферу. А эффективный сценарий, в котором всё не случайно и нет ничего лишнего, позволяет даже такой обыденной вещи, как полка с видеокассетами, произвести поистине пугающий эффект. Несколько действительно дорогостоящих кадров, включающих сложную постановку или компьютерные эффекты, аккуратно расположены в стратегически верных местах, чтобы оказать максимальный эффект.

Картина начинается с двух цитат. Одна из них принадлежит американскому писателю, мастеру жанров ужасов, мистики и фантастики Говарду Филлипсу Лавкрафту: "Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх – страх неведомого". "Паранормальное" нельзя назвать ужастиком в привычном понимании этого жанра – здесь почти нет резких "пугалок", как и кровавых или жестоких сцен.

Вместо этого Бенсон и Мурхед следуют заветам Лавкрафта и делают ставку на то неведомое, что таится в лесной темноте. Режиссёры знают, что фантазия зрителей нарисует картинку намного страшнее, чем любая голливудская студия с миллионами долларов. И поэтому фильм лишь умело направляет эту фантазию небольшими намёками, вроде нарисованной одним из персонажей картины с чудовищем или неожиданно свалившегося (или чем-то поваленного?) в лесу дерева. А общее жуткое ощущение подкрепляется саундтреком, загадочными деталями жизни секты "Аркадия" и атмосферными кадрами.


Кадр из фильма "Паранормальное"

Натуралистическая игра актёров, делающая героев живыми и приземлёнными, не только помогает зрителю легче вовлечься в ситуацию, но и отлично резонирует с общей фантастичностью истории. Вкрапления дурашливого юмора не идут вразрез с общим тоном, ведь они тоже основаны не персонажах. По мере того как сюжет будет становиться всё страннее, в фильме будут появляться и более яркие, необычные личности. Но каждый персонаж по-своему дополняет картину и её замысел. Здесь нет откровенных злодеев, у каждого своя предыстория и своя правда.

Вторая цитата из начала фильма, автор которой неизвестен, говорит о том, что друзья рассказывают друг другу о своих чувствах сравнительно часто, а вот родственники делают это при более удобном случае – например, на смертном одре. Фильм как раз строится вокруг невысказанного, но постоянно осязаемого конфликта между главными героями. Без этого эмоционального ядра "Паранормальное" осталось бы просто набором атмосферных сцен. И сложные взаимоотношения братьев работают на экране благодаря проработанности их персонажей. Долгие годы совместной жизни ощущаются в деталях: дружелюбных подколах, ночных беседах перед сном, взглядах. Вот только было бы лучше, если бы создатели разрешили конфликт между Джастином и Аароном так же аккуратно, как создавали его, а не проговорили бы главную мораль прямолинейно и в последние несколько минут фильма.


Кадр из фильма "Паранормальное"

Всего перечисленного уже достаточно для качественной независимой страшилки. Но "Паранормальное" возвышается над другими схожими картинами благодаря тому, что создатели сумели найти новые глубины в уже давно знакомых жанровых клише. Главный сюжетный поворот, который не стоит здесь раскрывать, авторы позволяют трактовать по-разному. Это одновременно и метафора на сложности семейных отношений, и исследование натуры человеческих ошибок, и высказывание на тему ужаса жизни в бедности. Да и причины, по которым люди попадают в различные секты и остаются в них, здесь наглядно показаны. Режиссёры наталкивают зрителя на размышления тонко, с помощью случайных фраз, визуальных образов и даже песен, что поют герои в караоке. "Паранормальное", может, и не даёт отчётливых сюжетных ответов, но зато наталкивает на немало жизненных вопросов.

Конечно, мизерный бюджет фильма ощущается в каждом кадре, и может сразу отвратить многих. Да и картина по-настоящему начинается только спустя первые минут 15 экранного времени, потраченные на нужные для сюжета, но поданные в лоб экспозиционные объяснения и расставление фигур на доске. А любой мало-мальски "насмотренный" зритель легко догадается, что если в начале фильма у машины барахлит аккумулятор, то эта самая машина не заведётся в самый нужный момент. Но, несмотря на эти промахи, "Паранормальное" сможет дать зрителю повод понервничать во время просмотра и повод задуматься после.