Отечественные инвесторы заинтересованы в развитии рынка мобильной связи
На дворе всё так же бушует экономический кризис. В такое время о том, как жить дальше, не задумывается разве что самый ленивый. Одни подсчитывают наличность в кошельке, пытаясь сообразить, как бы с умом потратить с трудом заработанные кровные. Другие просматривают отчёты и думают, куда было бы прибыльнее вложить миллионы, чтобы они не просто сохранились, но и продолжали приносить прибыль. Как рассказали 3 ноября в Алматы спикеры инвестиционного медиа-клуба на презентации "Инвестиции в телекоммуникационный рынок и особенности его развития", одним из таких вот прибыльных секторов экономики по-прежнему остаётся телекоммуникационный рынок мобильной связи.
В Южной Корее, к примеру, уже планируют первую 5G-сеть мобильной связи. Представители компании SK Telecom в минувшую пятницу продемонстрировали скорость интернета в 19,1 Гбит в секунду, что почти в тысячу раз быстрее 4G-сети, которой пользуются жители Южной Кореи. 5G позволит загружать видео размером в 2 ГБ за долю секунды.
Предполагается, что в США крупнейший оператор связи Verizon Wireless запустит 5G-сеть лишь к 2017 году, а автралийская Telstra запустит 5G к 2020 году.
А что же в Казахстане? По словам учредителя, генерального директора и партнёра группы компаний "Верный капитал" Ерлана Оспанова, в нашей стране телекоммуникационный рынок поделен между тремя крупными игроками: Beeline, Kcell и Tele2.
Уровень проникновения мобильной связи составляет 160%. Клиенты телеоператоров используют 28 млн sim-карт, при этом более 50% абонентов используют две и более sim-карт.
Если взять результаты данных по I кварталу текущего года и провести параллель по показателям предыдущих лет, то будет наглядно видно, как именно происходит развитие телекоммуникационного рынка в Казахстане.
Как рассказал в своей презентации главный исполнительный директор Beeline Казахстан Тарас Пархоменко, до прошлого года рынок стабильно демонстрировал рост. Но вот с 2014 года по I квартал 2015 года наблюдается снижение доходов в определённых сегментах рынка. И тому есть веские причины.
С 2012 по 2013 год рынок в целом вырос на 6,2%. При этом доходы телекоммуникационных компаний от услуг передачи данных в 2012 году составляли 148 млрд тенге, интерес населения к мобильной связи по сравнению с предыдущим годом демонстрирует рост – 9%.
В 2013 году доходы составляют уже 158 млрд тенге, а интерес к мобильной связи вырос на 13%.
С 2013 по 2014 год рынок показывает рост на 4%. При этом доходы составляют 164 млрд тенге, а интерес населения к мобильной связи поднялся до 14%.
С 2014 по 2015 год рынок впервые показал падение на 7%. Хотя в динамике выручки доход от услуг передачи данных поднимается до 153 млрд тенге, а интерес к мобильной связи вырос до 23%.
Проблема в том, что когда растут услуги передачи данных, люди начинают отказываться от традиционных услуг. Зачем, к примеру, пользоваться голосовой связью или SMS-сообщениями, если те же WhatsApp или Skype гораздо удобнее? Тем не менее, переход к новым возможностям существенно влияет на доходы рынка. Даже если доходы от голосовой связи резко снижаются, растёт потребность в услугах по передаче данных. Соответственно, растут и доходы в этом сегменте.
К тому же рынок движется в так называемую пакетную модель, когда человек осуществляет какой-то фиксированный платёж в месяц, а пакет позволяет приобрести очень много услуг, связанных с передачей данных. Появление смартфонов и пакетных ценовых моделей приводит к тому, что люди очень активно пользуются смартфоном и его возможностями. Рост передачи данных демонстрирует рост трафика и, следовательно, даёт возможность компаниям зарабатывать больше.
Есть и другой момент, который влияет на динамику доходов телекоммуникационных компаний. Между операторами существует определённый тариф – интерконнект, иначе говоря, фиксированная ставка за подключение. К примеру, когда абонент Kcell звонит абоненту Beeline, Kcell платит Beeline за это соединение. Причём эта ставка активно падает. Но не стоит забывать, что это суммарный доход, и доходы операторов от этой ставки составляют тоже определённую часть рынка. Поэтому из-за удешевления интерконнекта доходы в целом тоже падают.
Как и другим инвесторам, вкладчикам капитала в телекоммуникационный рынок приходится обращать пристальное внимание на движение валютного курса. Ведь определённый процент от дохода направляется на развитие сетей. И когда происходит девальвация, это означает, что нужно инвестировать больше. Проблема в том, что с развитием новых поколений услуг и товаров всё больше инвестиций требуется на оборудование, тогда как сроки окупаемости удлиняются. Но телекоммуникационные компании вынуждены идти в ногу со временем. Они понимают, что необходимо снижать цену для клиента. С другой стороны, клиент хочет получать качественный сервис, причём последних поколений. Выход из сложившейся ситуации игроки рынка видят в новой волне глобальных консолидаций. С одной стороны, компании пересматривают структуру затрат, проводят оптимизацию бизнеса. С другой, операторы связи пытаются найти общие точки, которые бы снизили их затраты. По словам спикеров, операторы поняли, что сегодня нет смысла ставить повсеместно свои вышки для покрытия связью больших территорий. Достаточно построить одну вышку и разместить на ней оборудование всех операторов. Есть и другие возможности для совместной работы. Таким образом, рынок консолидируется, а фокус конкурентной борьбы будет смещаться в сторону лучшего клиентского опыта, развития новых технологий и скорости внедрения новых продуктов на рынок.
Конечно, до Южной Кореи нам пока далековато. Но, быть может, ввод в эксплуатацию нового стандарта в других странах подстегнёт развитие и нашего телекоммуникационного рынка. Тогда не придётся ждать 2020 года.