По данным статистики, в Казахстане выросло число зарегистрированных автомобилей, большинство из них – в Алматы и Алматинской области. Ежедневно только по дорогам южной столицы колесит более 500 тысяч авто. Соответственно, растёт число авторынков и услуг автотрейдинга. В Алматы их около десятка. Только в ТЦ Carcity работает около трёх тысяч человек. 

ТЦ Carcity – крупнейший офлайновый торговый центр в Средней Азии, который ежегодно занимает призовые места как лучший магазин автозапчастей в Казахстане. Продавцы тут отвечают за качество товара: на каждую, даже самую мелкую покупку выдаётся чек. На прилегающей территории имеется несколько СТО с большим спектром услуг по обслуживанию автотранспорта. 

Как и чем живут предприниматели, в каких условиях работают, как пришли в эту сферу и как сегодня организован торговый процесс – рассказали представители руководства, арендаторы и наёмные работники.

"Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Мы на максимуме своих возможностей вносим свою лепту в эту сферу, идём навстречу предложениям и делаем всё, чтобы в ТЦ было комфортно и арендаторам, и покупателям, действуя в рамках правого поля. Начинается всё с того, что со всеми предпринимателями заключается типовой договор, в котором прописаны взаимные обязательства: санитарные требования, график работы, запрет на торговлю контрафактной продукцией, наличие кассового аппарата, всех подотчётных документов, обязательных отчислений и так далее", – разъясняет специфику работы генеральный директор Carcity Арман Абдукаримов.

Через тернии к звёздам

Аида Тлеугабылова – яркий пример женского предпринимательства. Работает в Carcity с момента открытия центра. Начинала с нуля после финансового кризиса, когда директор фирмы скрылся с деньгами в неизвестном направлении.

"Все финансовые обязательства перед инвесторами пришлось взять на себя. Помню, как торговала на базаре автозапчастями под дождём в резиновых сапогах, а вокруг – грязь. Экономила на всём, не могла даже позволить проехать на автобусе с пересадками. Спала по 3-4 часа...", – вспоминает предприниматель.

Аида взяла в долг 65 тысяч тенге и стала продавать моторные масла от дилеров. Увидев спрос на продукт, начала разбираться в тонкостях торговли. Бизнес быстро пошёл в гору. Женщина открыла первый бутик, потом второй, третий... Сейчас она владелица семи бутиков в Carcity.

"Были планы открыть точки на базаре. Но после комфортных условий и порядка, к которым привыкла за эти годы, решила продолжать развивать бизнес здесь. Я – экономист по образованию, была финансовым директором. Но сейчас не хотела бы вернуться на наёмную работу, так как чувствую стабильность, уверенно веду свой бизнес и развиваюсь", – говорит Аида Тлеугабылова.

Бизнес-вумен отмечает, что благодаря крупнейшему ритейлеру автозапчастей доверяют иностранные партнёры. "Они открывают свои дилерские точки здесь, потому что все арендаторы ведут легальный бизнес. Наличие кассовых аппаратов и запрет на торговлю контрафактной продукцией – обязательные условия договора аренды", – уточняет она.

"Когда только начинала работать здесь, сразу поняла, что за цивилизованным бизнесом будущее. Многим объясняла преимущества и перспективы прозрачной коммерции. Кто тогда прислушался к моим советам, тоже всерьёз и надолго обосновались здесь. А сейчас уговаривать никого не надо – целая очередь выстроилась от желающих взять бутик в аренду", – констатирует предприниматель.

Качественный товар – в приоритете

Предприниматель Азиз Бахтияров работает в этом же торговом центре с 2016 года. Он признаётся, что сразу понравились условия, решил попробовать, в итоге – уже девятый год здесь.

"У нас с друзьями ИП. Занимаемся оптовыми и розничными продажами автомобильных лампочек. Сейчас сформировалась большая клиентская база и точки продаж по всему Казахстану, но основной бутик расположен в Carcity. Конечно, самое сложное было найти свою нишу. В итоге стали дилерами компании, найдя для себя идеальное сочетание цены и качества, так как наш приоритет – качественный товар. Работаем с мировыми брендами, знаем специфику и все нюансы товара", – рассказывает он. 

Время диктует свои правила. Как и многие другие предприниматели, Азиз активно осваивает онлайн-торговлю, размещая информацию о товарах в маркет-плейсах, соцсетях и так далее, посещает международные выставки, изучает английский язык и планирует привлечь зарубежных инвесторов на авторынок.

"Недавно были в Москве на выставке по автомеханике. Большинство продавцов уже полностью перешли на онлайн-формат. Мы постепенно к этому идём, но все равно многие предпочитают увидеть товар лицом (я сам из их числа), поэтому развиваем оба направления. Считаю, что вношу свой посильный вклад в развитие экономики, в легальный бизнес. Есть планы по расширению – привлекать инвесторов, крупные компании. И такие торговые центры как Carcity дают пример цивилизованного авторынка. На базаре зачастую не найти оригинальных запчастей, потому что нет массового спроса. А здесь – большой ассортимент от ведущих мировых брендов. А крупные компании в первую очередь ищут представителей и компаньонов именно в крупнейшем автомолле", – рассуждает Азиз Бахтияров.

Он уверен: настоящий бизнес любит порядок и подотчётность. "Хочешь стать представителем компании – предоставь всю документацию о своей деятельности и будь уверен в арендаторе, чтобы был полный порядок в документах, исключён контрафакт, – говорит он. – Всё это повышает надёжный статус местных продавцов перед иностранными партнёрами".

К слову, торговый центр Carcity предоставил предпринимателям новую онлайн-услугу – личный кабинет, созданный для удобства ведения документооборота между арендатором и ТЦ, там арендаторы ежемесячно сдают всю необходимую подотчётную финансовую документацию. Переход на онлайн-версию значительно экономит время и подталкивает владельцев бизнеса к освоению современных технологий. 

Также на официальном сайте carcity.kz недавно появилась локальная доска объявлений для создания спроса на товары и увеличения числа потенциальных покупателей. Опубликовать информацию о товаре может любой арендатор бесплатно. 

"Самое главное – это стабильность"

Арендатор Галина Архипова работает в Carcity со дня основания, но не занимается автозапчастями. Энергетик по образованию, она 30 лет проработала в KEGOC и представить не могла, что когда-нибудь реализует себя в сфере общепита.

"Поначалу было сложно, но сейчас все трудности позади. Сегодня в нашем слаженном коллективе 18 человек. Многие работают по 12-14 лет и очень ценят стабильность. Сотрудницы уходят в декрет и вновь возвращаются в команду, потому что у нас официальное трудоустройство со всеми пенсионными и соцотчислениями. Мы за честный бизнес. Помню, как многие приходили со страхом неопределённости будущего в глазах. А сейчас мы как семья. Стараемся вместе отмечать праздники, я как руководитель поддерживаю сотрудников в трудных ситуациях, так как многие относятся к социально уязвимой категории, многодетные. Я очень рада, что здесь они нашли стабильный заработок. В наше неспокойное время самое главное – это стабильность, уверенность в завтрашнем дне", – рассуждает владелица бизнеса.

Ей есть с чем сравнить: автомолл развивался и развивается на её глазах. Галина Архипова вспоминает, как достраивали потолок первого этажа, позже возводили второй и третий ярусы. Она наблюдала, как улучшается инфраструктура, облагораживается прилегающая территория, проводится ежегодный ремонт и благоустройство прилегающей территории, организуется общественное питание, своевременная санитарная обрезка деревьев, внедряется автоматизированная система оплаты парковки и другие улучшения. 

"Когда Carcity открылся, рядом располагался рынок "Баян аул". Поначалу люди предпочитали покупать на базаре, но потом стали всё чаще посещать наш ТЦ. Сейчас сложно найти свободное место для аренды, потому что продавцы не хотят уходить, здесь у них наработанные годам точки. Возвращаться под открытое небо, когда тут тепло зимой и прохладно летом, никто не хочет. Здесь уже как дом родной. Для меня это пример гармоничного и стабильного развития", – говорит арендатор.

Как решается вопрос нелегальной торговли

Тимур Рустемов, сотрудник службы безопасности Carcity, работает здесь с 2019 года. Он рассказал о специфике работы наёмного работника. 

"Мне нравится работа, коллектив, условия: стабильная зарплата, все обязательные соцотчисления, страховка и принцип работы – решать любой вопрос путём переговоров, без конфликтов. Например, раньше заходили торговать горячей едой женщины с улицы. Мы разъясняли им, что здесь есть свои точки питания, работают такие же люди, платят аренду, зарплату, коммунальные услуги, а нелегальная торговля забирает у них заработок. В итоге, мирным путем этот вопрос был решён", – вспоминает он.

К сожалению, вопрос с несанкционированной торговлей сотрудники служб безопасности Carcity могут решить только в пределах ТЦ. Есть и обратная сторона медали: "Многие считают, что ребята с табличками вдоль дороги, рекламирующие свои услуги по заправке, замене масел и так далее, тоже работают на Carcity. На самом деле они не имеют к ТЦ никакого отношения, – уточняет специалист. – Одни уходят, приходят другие. А мы не имеем право действовать за территорией ТЦ, вся надежда на городские власти в решении этого вопроса".

После январских событий Тимур Рустемов почувствовал и осознал, что работает в дружной команде.

"Когда объявили режим ЧП в Алматы, мы чётко отработали систему безопасности. Дружно вышли на оборону, ведь вокруг мародёры разгромили многие точки торговли, банкоматы. Но у нас обошлось без потерь. Несколько раз мы разъясняли взвинченным ребятам, что здесь работают такие же простые казахстанцы, которым нужно кормить семьи. В итоге они ушли, ничего не тронув", – рассказывает он.

Сотрудник службы безопасности вспоминает, что в тот сложный период они были обеспечены питанием и продуктами первой необходимости, а после снятия режима ЧП получили премию. Но важно другое: "Мы услышали столько благодарных слов от предпринимателей в свой адрес. Ещё больше ценю это место работы в наше непростое время".