Общие деньги: зачем нужны социальные предприниматели?
Мы привыкли делить все формальные организации на коммерческие и некоммерческие, как было прописано когда-то в фундаментальных трудах по менеджменту. Но если сегодня зайти на сайт британской газеты The Guardian можно увидеть целый раздел, посвящённый социальному предпринимательству – новой форме, которая совмещает в себе практики из коммерческого и некоммерческого секторов. На The Guardian есть история об индийском стартапе, цель которого перерабатывать пластик, собранный в развивающихся странах, чтобы сделать из него расходный материал для 3D-принтеров в развитых странах. Таким образом компания хочет перераспределить ресурсы, генерируемые сборщиками мусора, чтобы сделать их работу хотя бы относительно прибыльной.
Это возможно, только если воспринимать мусор как более ценный продукт – материал для высокотехнологичного девайса.
Следующая публикация про женщину из иорданского лагеря для беженцев из Палестины, которая нашла работу в SEP Jordan – организации, которая нанимает женщин-беженцев для создания продуктов с традиционной палестинской вышивкой. Так бизнес решает проблему безработицы среди палестинских беженцев, которые живут без гражданства и возможности работать уже около 40 лет.
Такие кейсы есть и в Казахстане. Например, выпускник детского дома Геннадий Франк в 2014 году создал проект "Шанырак" для помощи в адаптации выпускников детских домов. Проект помогает молодёжи развивать предпринимательские способности и обучаться специальности, чтобы найти работу и место в обществе. Прибыль получают за счёт организации производства в кузнечном, кузовном, швейном и сварочном цехах и за счёт оказания клининговых услуг населению. На эти средства функционируют Школа индивидуального предпринимателя и Школа производственно-практического обучения. В "Шаныраке" 92 выпускника детских домов уже прошли трудовую адаптацию, и 39 из них трудоустроились через кадровое агентство, 38 выпускников прошли обучение в цехах, 7 – стали индивидуальными предпринимателями.
Важно не путать социальное предпринимательство с работой коммерческих компаний в социальных сферах. Фармацевтическая компания работает в социальной сфере, но её миссия не в том, чтобы вылечить всех больных и закрыть бизнес. Чтобы бизнес считался социальным, его конечной целью всегда должно быть решение выявленной социальной проблемы.
Социальные предприятия могут появляться как в бизнес-среде по мере развития социальной ответственности бизнеса, так и в гражданском обществе, возникая на основе деятельности НПО. С одной стороны, они должны уверенно чувствовать себя в рыночной среде, обладать запасом конкурентоспособности. Это отличает их от некоммерческих организаций, не способных конкурировать. С другой стороны, деятельность таких предприятий направлена на смягчение воздействия рыночной среды на потребителей производимых ими благ и услуг, как правило, относящихся к уязвимым слоям населения, на ослабление их зависимости от рынка.
В 2013 году British Council и компания "Шеврон" запустили проект "I-SEED: Инновации – социальное предпринимательство и образование", чтобы продвигать идеи социального предпринимательства для устойчивого решения социальных проблем. Целевой аудиторией стала молодёжь в возрасте от 16 до 29 лет, ищущая возможности внести позитивные изменения в жизнь общества. Чтобы сделать участников более успешными на высоко-конкурентном рынке предпринимательства, их обучали бизнес-планированию, фандрайзингу и привлечению инвестиций, навыкам презентаций и питчинга, основам лидерства и эффективным коммуникациям в командной работе.
С 2013 по 2018 годы I-SEED вовлёк 1400 человек из Астаны, Алматы, Атырау, Ерейментау, Талдыкоргана и Текели, которые воплотили 74 социальных проекта, затрагивающих жизнь 1200 бенефициаров и 850 волонтёров. И даже создали небольшой банк идей. Чаще всего проекты были нацелены на поддержку пожилых людей и семей с низким уровнем дохода, оказание помощи детям в развитии жизненных навыков, поддержку хосписов, повышение экологической грамотности среди молодёжи, продвижение здорового образа жизни и поддержку интеграции детей и молодёжи с ограниченными возможностями в общество.
Социальным предпринимателям придётся смириться с тем, что, возможно, они столкнутся даже с большим количеством сложностей, чем традиционные предприниматели, и уж точно им не удастся обойтись без продуманного бизнес-плана. Прорабатывая бизнес-план важно обозначить несколько критических моментов: какую социальную задачу вы хотите решить, и почему люди должны будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами, – а для этого нужно провести исследование рынка, понять кто ваши конкуренты, потребители и какие у них потребности. Всё, как в традиционном бизнесе, только вместо прибыли во главе угла – решение социальной проблемы. В этом может помочь любой аспект социального бизнеса: можно нанимать сотрудников из социально незащищенных слоёв населения или рефинансировать заработанные средства в решение проблем общества или даже поменять какую-то, несправедливо устоявшуюся в обществе, парадигму.
Термин "социальное предпринимательство" не закреплён в законодательстве Казахстана из-за отсутствия перечня социальных предпринимателей. Создание перечня возможных видов социальных предприятий может существенно сузить рамки этого вида деятельности, и в случае возникновения новых видов социальных предприятий есть риск, что мы не сможем применить к ним существующее законодательство и предложить подходящие условия работы на рынке.