Новый учебник по русскому языку для 7 класса стал одной из главных тем для обсуждения в казахстанском сегменте Facebook. Пользователи обсуждали новые задания, сравнивали их с тем, что было при СССР, и искали заговор против системы образования. Informburo.kz разбирался в том, как разрабатывают учебники и почему новое издание получилось именно таким.

Что произошло?

Начался учебный год, и школьники получили новые учебники. Школьная программа для определённых классов в Казахстане модернизируется каждые четыре года, и 2017-й – очередной год "Х", когда для вторых, пятых и седьмых классов меняются не только учебники, но и весь принцип обучения. Это часть проекта Министерства образования и науки Казахстана, направленного на полное изменение школьной программы до 2020 года.

Строго говоря, основной скандал развернулся вокруг учебников русского языка для 5 и 7 классов издательства "Мектеп", и даже не вокруг книг или опечаток в них, а по поводу нескольких заданий, одно из которых повествует о том, как "Кукуся, Калуша, Гага и Бутявчонок пызявили друг другу и-пызявы".



В других заданиях в учебниках для пятого и седьмого классов упоминаются Геннадий Головкин, социальные сети, определённые новости в определённых интернет-изданиях (в основном казахстанских), детей призывают посмотреть и проанализировать современные мультфильмы (в основном зарубежные), кино и передачи (российские), послушать композиции (российских исполнителей) и высказать свои мысли и своё мнение об увиденном и услышанном. Правила русского языка в этом учебнике расположены не так, как мы привыкли, практически на каждой странице в соответствии с темой, а в конце книги – в заданиях лишь ссылка на них.

В итоге – десятки постов от родителей, и все как один наполнены возмущением и непониманием происходящего.

А по мнению депутата от партии "Нұр Отан" Бахтияра Макена, новые казахстанские учебники "переходят на какие-то российские предпочтения" и несут угрозу национальной безопасности.

"Я думаю, это неправильно. Когда эти книги выпускаются, есть специальные комиссии, которые экспертизу проводят, мониторят. Колоссальные деньги тратятся, теперь надо возмещать потраченные деньги. Те люди, которые это допустили, должны возмещать. Они тоже должны понимать, что это вопрос даже национальной безопасности. Этот вопрос имеет определённые требования, и мы будем поднимать этот вопрос. Я думаю, какое-то решение будет", – заключил он.

Что говорят родители?

"Мы категорически против, – сказала мама пятиклассника Наталья. – Как теперь учить уроки с ребёнком?! Раньше чтобы выучить уроки, у него надо было отобрать планшет и телефон, а сейчас, получается, наоборот? Да они теперь вообще не будут вылезать из социальных сетей и аргументировать тем, что выполняют задания по русскому языку!"

Но основные претензии родителей, конечно, к тому, чему может научить детей такая образовательная программа.

"Я закончила школу в 2005 году, мы учились ещё по советским учебникам. А так как моя мама работала в школе, я наблюдала за трансформацией казахстанского образования, так сказать, из первых рядов. И по моему мнению, школьная программа, а вслед за ней и дети, деградируют. По крайней мере, "пыпызявы" – это что-то сродни спиннерам: нормальным детям даются задания для учеников коррекционной школы", – говорит Елена, мама двоих детей, которые по иронии учатся в 5 и 7 классах.

Небольшой процент родителей всё же на стороне новой программы. Они считают, что такие задания привлекают внимание детей и развивают критическое мышление.

"Мой сын учится в 4 классе, но меня очень зацепил этот скандал вокруг учебников. Я считаю, что возмущаются только неграмотные и необразованные люди. Я филолог, и я вам скажу: мы выполняли задания, основанные на лингвистических сказках, на втором курсе института! То есть это не задания для малышей или отстающих в развитии детей. Наоборот, такие занятия сродни высшей математике – для мозга они чрезвычайно полезны. К тому же они и интересные – я с удовольствием буду учить уроки с сыном. Единственный момент, что дети будут заниматься по этим книгам четыре года. А вдруг тот же Tengrinews через год исчезнет? Или социальная сеть "ВКонтакте" перестанет быть актуальной? Вы понимаете, такие вещи очень недолговечны, поэтому, может, и не стоило их использовать в заданиях", – сказала Александра.

Как пишутся учебники, и почему они меняются?

Интересен тот факт, что все люди, так или иначе причастные к изданию данных учебников, целиком и полностью за внедрение подобных программ в казахстанское образование. На официальный запрос Informburo.kz из Министерства образования и науки пришёл ответ, что данные учебники не будут изменены.

По словам профильного министерства, учебники разрабатываются на основе нормативных правовых актов, определяющих содержание образования: государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО), типовых учебных планов и типовых учебных программ. На основе ГОСО от 15 августа 2017 года №475 были приняты типовые учебные планы и программы, в соответствии с которыми были разработаны учебники для общеобразовательных школ по обновлённому содержанию.

Также учебники меняются в соответствии с циклом фондирования раз в четыре года. Это связано с тем, что в период использования учебников проводится постоянный мониторинг их качества, по результатам которого разработчики вносят коррективы в учебные издания. Учебник как одно из основных средств обучения постоянно совершенствуется.

Учебники для школ разрабатываются казахстанскими издательствами – соответственно, авторов выбирают там же. Учебники по английскому языку разрабатываются также и зарубежными издательствами.

Прежде чем издать учебник, материалы множество раз просматривают эксперты. И даже после всех положительных заключений уже перед изданием специалисты вновь просматривают задания, дабы избежать даже малейших ошибок и опечаток.

"Нам дали задание – просмотреть учебник с точки зрения программы, – сказала член экспертной комиссии и учитель русского языка с 35-летним стажем Тамара Хоменко. – И с точки зрения программы, никаких нарушений в нём нет".

При этом Тамара Николаевна отвергла утверждения о том, что скандальные учебники являются альтернативными.

"Программа обновилась полностью, абсолютно, кардинально, – сказала она. – Мы так не изучали русский язык. Причём таких учебников было несколько, от разных издательств. Предметная комиссия проанализировала все учебники и выбрала издательство "Мектеп". Мы просматривали его, нашли ошибки, написали своё экспертное решение. В центре учебников эти книги утвердили, после этого мы их просматривали ещё раз".

По мнению эксперта, такие учебники помогают детям размышлять, рассуждать, и правильно говорить и писать. Ребёнок не заучивает правила вслепую, а смотрит, как они работают.

Ерлан Сатыбалдиев, генеральный директор издательства "Мектеп", которое выпустило скандально известный учебник по русскому языку для 7 класса, рассказал, для чего вообще нужны лингвистические сказки в школьной программе.

"Во-первых, для того, чтобы ребёнок понял, как функционирует язык. То есть здесь нет привычных нам корней слов русского языка. Но есть корни, есть окончания, есть суффиксы, таким образом, не зная точного значения условного языка, мы разгадываем его содержание. Этим упражнением вырабатывается явление, которое у специалистов называется "филологическая проницательность". Это необходимая вещь при изучении иностранных языков!" – сказал Ерлан Сатыбалдиев.

Автор же скандального учебника Зинаида Сабитова обосновала свою позицию тем, что дети лучше взрослых понимают современные реалии.

"Сейчас все активно изучают английский язык. Но ведь в учебниках английского темы построены именно по такой системе. Мы анализируем мейлы, мы анализируем вулкан в Австралии. Почему-то мы это изучаем. Да, можно сказать, что английский – иностранный язык, но ведь и русский для кого-то родной, для кого-то – нет. Цели изучения русского языка и английского одинаковые. Мы в нашем учебнике не просто учим заучивать правила, а работать с информацией в наш информационный век", – сказала Зинаида Сабитова.

В ходе опроса экспертов выяснилась одна любопытная деталь: оказывается, по данной учебной программе уже шесть лет (то есть со дня основания) занимаются в Назарбаев интеллектуальных школах. И там никаких проблем с обучением в течение этого срока не возникало.

Учителя пробуют приспособиться

По словам генерального директора издательства "Мектеп" Ерлана Сатыбалдиева, с учителями не могут не возникать определённые сложности. Но в то же время на сайте издательства налажена обратная связь с учителями, где любой из них может в любое время задать любой вопрос. Также там можно бесплатно в электронном виде скачать методички – как работать по новой программе.

Кроме того, у издательства есть база в несколько тысяч электронных адресов казахстанских учителей русского языка и литературы, им будет приходить рассылка с разъяснениями. А чтобы уж совсем никаких вопросов не оставалось, автор учебника для 7 класса Зинаида Сабитова будет вести свой канал прямо на сайте издательства. Там она постепенно будет разъяснять, как учителям приспосабливаться к новой программе.

Примечательно, что учителя стараются не комментировать ситуацию с учебниками, но все как один признают: да, будет очень сложно, намного сложнее, чем было. Но эффект будет, хотя бы в том, что необычные, близкие к реалиям задания не могут не заинтересовать современного школьника.

"Мир меняется, изменились совершенно дети. Одиннадцатиклассник говорит мне: Тамара Николаевна, нам с вами трудно понять друг друга. И я его прекрасно понимаю, потому что мы с ним как будто бы говорим на разных языках. А тот учебник русского языка, о котором мы говорим, отходит от "знаниевого" подхода. Но это не означает, что он не даёт знаний. Ведь в конце учебника на 20 страницах все правила русского языка, они все сохранились. Всё это есть, но подаётся совершенно иначе. Другие приёмы, другие стратегии, критическое мышления, учащиеся учатся функциональной грамотности", – рассказала Тамара Хоменко.