Новый техрегламент ЕАЭС по рыбной продукции: что получат покупатель, производитель и союз?
Техрегламент по рыбе и рыбной продукции обсуждался странами ЕАЭС несколько лет с 2013 года, но в итоге был "сдан под ключ" в октябре 2016 года. Технически документ наднациональной юрисдикции вступает в силу 1 сентября 2017 года, но из-за переходного периода начнёт действовать в полную силу только с 1 марта 2019 года. У пяти стран Евразийского союза есть полтора года, чтобы завершить модернизацию собственных производств, очистить рынок от недобросовестных производителей, аккредитовать лаборатории и поставить рыбный рынок под достаточно жёсткий контроль. Informburo.kz разбирался, кто из участников рынка выиграет больше всего после введения нового регулирующего документа и причём здесь санкционная война России и Запада.
Что получит союз?
По словам представителей казахстанского Минсельхоза, большая часть правил из документа под сложным названием "ТР ЕАЭС 040-2016" – это те же самые требования казахстанского, российского, белорусского законодательства плюс мировой опыт.
Продукция, уже произведённая по старым (национальным) стандартам, может из-за сроков годности оставаться на рынке ровно до весны 2019 года. А всё, что произведено после 1 сентября 2017, должно быть упаковано с новыми маркировками и произведено тоже по-новому.
Переходный период для стран-членов связан прежде всего с тем, что кроме самого техрегламента странам необходим будет целый ряд нормативных документов. Казахстан, к примеру, должен принять 299 национальных стандартов на новые виды рыбной продукции, причём 50 – до 1 сентября 2017.
Многих смущает и тот факт, что аккредитованных лабораторий в республике всего пока 4, в соседней России у органов сертификации уже 39 таких центров. У Казахстана отсутствует не только документальный фундамент, но и "дорожная карта" по принятию этих бумаг.
"Прежде чем техрегламент должен быть принят, должны быть также утверждены перечни стандартов по производству и стандарты лабораторных испытаний. Почему речь идёт о 6 месяцах? Это делается для того, чтобы органы по сертификации и лаборатории сами успели пройти аккредитацию. До сих пор эти перечни не утверждены, но планируется, что 29 августа их утвердят, а через месяц они вступят в силу. Конечно, вопрос был затянут. К чему это приводит? Сегодня в России уже 39 лабораторий по сертификации аккредитовано, у нас в Казахстане – всего 4. Речь идёт о компании "Казэкспоаудит" и трёх филиалах "НаЦЭкС". Работа вроде бы идёт, но непринятие этого перечня показывает, к чему такая задержка приводит", – подчеркнул в интервью Informburo.kz Куаныш Еликбаев, заместитель гендиректора РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации".
За работу техрегламента отвечают, так или иначе, сразу три министерства. И пока эффективность сотрудничества отечественных Минздрава, Минсельхоза и Министерства по инвестициям и развитию оставляет желать лучшего.
Что получит потребитель?
Новый техрегламент официальные лица смело называют ориентированным на потребителя. Производитель практически всех видов рыбной продукции должен будет опубликовать самую полную информацию о товаре.
Маленькой победой над производителем-обманщиком назвали чиновники и самое обсуждаемое нововведение документа: доля глазури (т.е. льда) по новым правилам не должна превышать 5% от общей массы. Ведь многие потребители годами справедливо жаловались, что порой больше платят за лёд, чем за рыбу.
"Это, наверное, был один из самых обсуждаемых параметров качества продукта. Прежде всего, этот норматив был включен в документ как мера защиты прав потребителей. 5% глазури – это достаточный показатель. Эта картина подтвердилась исследованиями не только на наших, но и на российских и белорусских производствах как крупных, так и средних. В принципе, показатель содержания глазури в размере 5% уже фигурировал в некоторых национальных стандартах до этого. На наш взгляд и на взгляд научных организаций, этот показатель позволяет защищать рыбу от какого-либо рода механических повреждений в процессе транспортировки и длительного хранения", – уверен Александр Раззаренов, руководитель управления безопасности пищевой продукции и перемещаемых объектов Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК.
Для замороженной рыбы доля глазированной оболочки в общей массе товара не должна превышать 5%, для разделанных ракообразных – 7%, для неразделанных неочищенных ракообразных – 14%, для остальных видов рыбной продукции – 8%.
Камнем преткновения в переговорах по новому техрегламенту стал именно показатель доли глазури. Большая часть производителей Казахстана, которые активно экспортируют рыбный ассортимент за рубеж, в готовой продукции использует долю глазури в 10%. Это позволяет добиться максимально безопасного срока хранения товара в течение 2 лет. 5% гарантированно даст всего 10 месяцев хранения.
"Мы писали письма в течение трёх лет всем уполномоченным органам. Наша позиция простая: 10% глазури в готовом продукте как раз-таки максимально сохраняет качество готовой продукции. В международной практике это общепризнанный показатель. С 10% глазури наша компания 17 лет поставляет рыбные продукты на рынки стран Евросоюза и Канады. В мире существует заказы даже на 20% глазури. Мы не обманываем покупателя и честно пишем на упаковке: вес – 1 кг, масса нетто – 0,9 кг. Новое требование техрегламента в итоге приведёт к удорожанию, производителям придётся пересчитывать цену на единицу продукции. Появится и двоякая ситуация с экспортом: за рубеж будет отправляться товар с 10% глазури, а на рынок ЕАЭС – с 5%. Если хотели бороться за права потребителей, то необходимо было усилить контроль рынка. Не секрет, что на рынке республики есть продукция, доля глазури в которой превышает даже показатель в 20%", - уверен генеральный директор ТОО "РыбПром" Бакытжан Мусанов.
По словам собеседника, технологически глазурь не даёт рыбной продукции потерять влагу. Обезвоживание в свою очередь сказывается на качестве: происходит ускорение процессов окисления жира, нарушение текстуры мяса.
Российские рыболовные компании, которые продают улов в основном крупным оптом, массово используют заморозку блоков, вес которых достигает 24 кг. Эти блоки не идут в розницу и оперативно перерабатываются. Им 5% глазури в составе хватит, как говорится, за глаза. Иными словами, в длительном хранении оптовых партий бизнесмены северного соседа не заинтересованы.
Казахстан же продаёт не сырьё, а готовую штучную (филе, тушка) продукцию, прошедшую глубокую переработку. Производственные линии отечественных игроков заточены именно на розницу и конечного потребителя. В конечном итоге уменьшение сроков годности и норматив в 5% глазури ударит именно по казахстанским производителям.
Ситуация на рыбном рынке непростая
Почему необходимо было принимать серьёзный документ на 140 страницах, станет понятно, если выяснить реальное положение дел в розничных продажах. По данным Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК, в 2016 году контрольные закупки рыбной продукции показали неутешительные результаты: тому, что написано на упаковке, едва ли соответствовала половина товара.
"В 2016 году у нас по итогам проведённых контрольных отборов стандартам не соответствовало 36% продукции. Основное несоответствие по маркировке было выявлено в 81% случаев, несоответствие по физико-химическим показателям – в 14%, по микробиологическим показателям – в 5%. А в целом каждый пятый образец реализовывался вообще без каких-либо соответствующих документов. За 7 месяцев 2017 года у нас выявлено 19,9% несоответствующей продукции. Также основным фактором риска для потребителя и основным нарушением остаётся реализация рыбной продукции без документов соответствия", – подчеркнула в интервью Informburo.kz руководитель управления по контролю за техническими регламентами Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК Айгерим Садубаева.
По словам собеседницы, казахстанский покупатель в вопросе покупки рыбы должен следовать всего нескольким простым правилам:
- внимательно смотреть, в каком месте он приобретает товар. Доверие к крупным сетевым игрокам выше не только из-за их вероятных имиджевых потерь. Маленький магазин вряд ли может позволить себе десяток холодильников с разными температурными режимами. К тому же крупные сети проверяют чаще. Шанс, что до небольшого магазина дойдут с выборочной проверкой, в реальности очень мал;
- необходимо сделать акцент на тщательный визуальный осмотр и внешний вид товара, упаковки. Перед покупкой необходимо прочитать внимательно всю информацию, подделки на казахстанском рынке встречаются не очень высокого качества. Условно контрафакт может обнаружить и не специалист;
- больше доверять упакованной продукции. При всех соблюдённых правилах хранения покупка рыбных изделий, в особенности морепродуктов на вес, сопряжена с риском. Товар может несколько раз проходить процедуру размораживания-замораживания, быть с истёкшим сроком хранения и так далее. Без упаковки потребитель вообще покупает практически кота в мешке;
- кроме свежей и замороженной рыбы необходимо так же аккуратно относится и к консервам с пресервами, у них тоже особые условия хранения. И не все ритейлеры эти условия соблюдают.
Что получит производитель?
Понятно, что не все производители в ЕАЭС довольны введением техрегламента. После бурных обсуждений норму о предельном глазировании всё-таки приняли. Но главный вопрос остался: кто реально будет проверять этот показатель хотя бы у продукции крупных производителей.
Однако в одном игроки рынка пяти стран членов ЕАЭС всё же сходятся: жёсткие правила должны будут в идеале не только справиться с контрафактом и фальсификацией, но и оградить рынок Евразийского союза от некачественной продукции из третьих стран.
К примеру, доступный по цене пангасиус специалисты называют мусорной рыбой. Его можно выращивать едва ли не в канализационных отстойниках. А поставки пангасиуса из Вьетнама и КНР бьют в последние годы все рекорды – среди россиян и казахстанцев спрос на эту рыбу высокий.
Знают покупатели и многочисленные потребительские легенды об обработанной норвежской сёмге, которую для лучшего товарного вида активно подкрашивают некоторые зарубежные производители. Теперь рыба будет проходить проверку, на которой должно выясниться, красят её или нет.
Казахстанские предприятия рыбной промышленности сегодня активно поставляют свою продукцию за границу: в КНР, Израиль, страны Европейского союза. Внутренний рынок для многих убыточен. Соревноваться с дикой торговлей без документов официальный игрок не в состоянии. Станут ли лучше условия в ближайшие полтора года, зависит во многом и от официальной позиции контролирующих органов.
Особенности санкционной политики
Ещё один вопрос, который стал актуален последние несколько лет, – антисанкции России. Казахстан не попал в санкционные списки, но и до нашего рынка их последствия добрались. И рыба стала в этом деле прекрасным показателем.
По статистике, Казахстан завозит около 900 тонн импортной продукции. В основном это благородные виды рыб и морепродукты. Часть импорта перерабатывается внутри республики и поступает на рынок той же России. Официальные власти северного соседа, активно борющиеся с запрещёнными продуктами питания, называют наш казахстанский продукт банальным реимпортом. А чтобы бороться с ним, просто перекрывают нашим переработчикам каналы поставки сырья по своей территории. В казахстанском Минсельхозе о ситуации знают, ведь в опале не только казахстанские представители рыбпрома.
Сейчас ведутся переговоры о том, какой показатель переработки будет признан приемлемым и достаточным, чтобы ни казахстанская, ни белорусская стороны не считались переупаковщиками. Продавать конечный продукт, изготовленный из сырья, которое находится в санкционном списке, законодательство ЕАЭС не запрещает.
С российской стороны активно перекрывает каналы поставки скандинавского сырья в Казахстан "Россельхознадзор", и пока попытки наладить конструктивный диалог с этой организацией продолжаются.
"Сейчас мы согласовали ввоз через Литву: к примеру, финская рыба, идёт в основном через порт Клайпеды, через Балтику заходит, – заявил руководитель управления безопасности пищевой продукции и перемещаемых объектов Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Александр Раззаренов. – Мы согласовали один маршрут железнодорожным транспортом, там есть отдельный склад. И сейчас мы обсуждаем, чтобы проводить транспортировку в Казахстан более широко. Но эти действия российской стороной позиционируются не как ветеринарная мера, а как мера исполнения указа президента РФ Путина об ответных коммерческих мерах. "Россельхознадзор" в этом указе закреплён в качестве исполнителя этих антисанкций в пищевом секторе. Это сложный вопрос. Вообще, транзит через российскую территорию сегодня не только в пищевом секторе – это очень сложный вопрос".
Кто останется в плюсе?
Новый техрегламент предъявляет высокие требования также и к состоянию флота тех компаний, которые занимаются выловом. В суда и модернизацию своих флотилий собственникам также придётся вкладывать большие деньги.
Понятно, что казахстанская сторона не имеет огромного перечня видового разнообразия рыбы, как российские партнёры, и капитализация наших игроков этого рынка не сравнима с соседом. В очередной раз скептики уверяют, что техрегламент принят в самом удобном для российской стороны варианте. Впрочем, подобные рассуждения характерны не только для пищевой отрасли.
Прибавьте к этому войну санкций, и вместо дополнительного рынка сбыта для казахстанских производителей получается, что российская сторона становится преградой в вопросе переработки импортного сырья.