Ninety One: как казахстанская поп-группа меняет гендерные стереотипы и создаёт новый жанр
Они хотели стать популярным бой-бэндом, сочинять музыку и заработать армию фанатов, но вместо этого столкнулись с возмущением, протестами и даже угрозами. Они исполняют поставленные профессионалами танцевальные номера, поют запоминающиеся песни и выпускают прекрасно скроенные видеоклипы. Но речь идёт вовсе не о K-pop – популярной корейской музыке.
Это Q-pop или Qazaq-pop (от Qazaqstan – название страны на латинице) – новый музыкальный жанр в Казахстане, родоначальником которого стала группа Ninety One.
Эта группа стала известна не только благодаря своей музыке. Андрогинный вид её участников, то есть сочетающий мужские и женские черты, такие как удлинённые волосы, гайлайнер (guy-liner – мужская подводка для глаз) и макияж, – стал вызовом для довольно консервативного Казахстана и распространённых в нём гендерных стандартов.
Как всё начиналось
В 2014 году в Казахстане состоялся конкурс молодых исполнителей K-Top Idols, по итогам которого была создана музыкальная группа. Жюри выбрало двух певцов – A.Z. и Zaq, а затем после кастинга к ним присоединились Bala и Alem. Также в группу вошёл Ace, который работал со знаменитым южнокорейским агентством SM Entertainment, которое популяризировало многих звёзд K-pop.
"Мы стали командой, вместе писали песни, учились танцевать и петь, и наконец, когда мы были готовы, состоялся наш дебют", – рассказала "Би-би-си" группа в электронном письме.
Но создатель и продюсер группы Ерболат Беделхан не хотел ограничиваться лишь одним проектом. Он планировал создать новый жанр музыки в Казахстане, который бы назывался Q-pop или Qazaq pop – по аналогии с K-pop.
Сейчас K-pop можно назвать глобальным феноменом, но в 2014 году, несмотря на огромную популярность в азиатских странах, о нём практически не знали на Западе.
"Концепцией группы Ninety One было создание местного аналога K-pop, так что в какой-то степени она появилась искусственно", – говорит Меган Рансьер, преподаватель музыкальной этнографии в американском университете Боулинг-Грин.
Некоторые были настолько возмущены увиденным, что вышли протестовать с требованием отменить концерты группы и называли её участников геями.
"Люди в Казахстане очень щепетильны в том, что касается их представления о внешнем виде мужчин и женщин, – рассказала "Би-би-си" специалист по гендерным вопросам в Казахстане Айзада Арыстанбек. – Общество очень внимательно следит за тем, как люди выглядят и как себя ведут. Всегда задаётся вопрос: "А казахи так делают?".
Среди тех, кто вышел протестовать, было много молодых мужчин.
"Мой отец служил в армии. Когда я показываю его фото, я с гордостью говорю, что он настоящий мужчина. А если взять Ninety One? Я не могу сказать, что они не мужчины, но и назвать их мужчинами я тоже не могу", – говорит казахский студент о Ninety One в документальном фильме "Петь свои песни", посвящённом Q-pop.
Но и это не всё.
Словосочетание Ninety One стало синонимом вычурности или гомосексуальности и быстро превратилось в оскорбление.
"Мне рассказывали, что таких парней (которые подпадают под определение "Ninety One". – ВВС) даже избивают на улице. Я сам такое видел", – говорит Беделхан.
Меган Рансьер считает, что это не только вопрос одежды музыкантов, но того, что они символизируют. "В том, как люди следят за соблюдением гендерных норм, есть националистический подтекст, поскольку он связан с тем, как воспринимается правильное поведение "настоящих" казахов и казашек, – сказала она. – Отклонение от этого расценивается не только как извращение традиций, но и как вероятный отход от культурных/национальных корней".
Она отмечает, что Q-pop в основном противодействуют консервативно настроенные люди, которые преимущественно живут в сельской местности, хотя и в целом в Казахстане отношение к гендерным нормам по-прежнему остаётся очень традиционным.
В документальном фильме "Петь свои песни" звучит мнение одного из экспертов, который тоже считает, что значительная часть молодёжи, которая выступила против Ninety One, происходит из семей, переехавших в города из сельской местности.
"(Люди, выросшие в городах. – ВВС.) более открыты… для них абсолютно нормальна мультикультурность, – считает этот эксперт. – С другой стороны, есть молодёжь (из сельской местности. – ВВС.), которая очень традиционна в своих взглядах. Именно они продвигают консервативные ценности в обществе. Ninety One, как лакмусовая бумажка, помогает понять, к какой категории относятся молодые люди".
Мягкие парни и гипербрутальность
В какой-то момент выступления против группы пошли на спад, а Ninety One начала набирать популярность. "Казахская молодёжь в городах уже знала и увлекалась K-pop. Теперь у неё появилась возможность слушать группу из своей страны, которая пишет более близкую ей музыку", – сказала Рансьер.
В последние годы популярная музыка в Казахстане становится всё более разнообразной. Как рассказали члены группы, когда они росли, такого выбора не было. "(В детстве. – ВВС.) мы в основном слушали иностранную музыку, потому что похожих примеров в Казахстане не было. Местные исполнители в основном выступали в стиле "той" – один из жанров фольклорной музыки, и это был основной способ что-то заработать".
"Группа Ninety One делает современный продукт <…>, благодаря которому у неё появилось много фанатов среди молодёжи", – рассказала научный сотрудник Национального университета Сингапура Сабина Инсабаева.
Айзада Арыстанбек рассказывает, что появление Ninety One поменяло музыкальную сцену в Казахстане, на которой, как правило, превалировали группы с "очень традиционной гендерной идентичностью".
Сейчас в Казахстане в стиле Q-pop выступает несколько десятков коллективов. Все они вдохновились примером Ninety One. Q-pop также приобретает популярность, и не только в Казахстане – его слушают в Турции, Азербайджане и Туркменистане, а также в других странах по всему миру.
Жительница Кувейта родом из Индии Калина Д'Соуза рассказала "Би-би-си", что узнала о Q-pop из видео на YouTube. "Мне уже нравился K-pop, и я заинтересовалась Q-pop, когда начала узнавать о нём. Хотя он напоминает K-pop, им удаётся создавать свои собственные концепции. Очевидно, что в эту музыку вложено много труда", – сказала она.
По мнению Рансьер, оба жанра музыки во многом схожи – в группах либо только девушки, либо только юноши, а исполнители юны и красивы.
В 2009 году в ходе переписи населения выяснилось, что лишь 62% жителей страны могут свободного говорить и писать на казахском, тогда как русским владеют 85%. Власти Казахстана пытаются утвердить использование казахского языка: в 2018 году было решено, что в работе правительства и парламента должен использоваться только казахский (с возможностью синхронного перевода на русский).
"Q-pop считают инструментом укрепления национальной культуры (Казахстана. – ВВС.), тогда как K-pop – это культурный продукт, который развивают частные компании", – рассказал "Би-би-си" эксперт в области K-pop Ли Гю-Таг.
Начать дискуссию
Но помог ли Q-pop хоть немного поменять гендерные нормы в Казахстане? По словам Сабины Инсабаевой, группа Ninety One определённо заставила об этом говорить, но многим по-прежнему не нравится внешний вид этих музыкантов. "Нельзя отрицать, что группа демонстрирует альтернативный образ казахской маскулинности и он становится популярным, – говорит Инсабаева. – Но потребуется больше времени, чтобы понять, произошло ли существенное изменение гендерных норм".
Первые шаги для такой переоценки ценностей Ninety One уже сделала. "Хотя я не думаю, что они поменяли гендерные нормы, но сумели бросить вызов традиционным гендерным нормам в том, что касается внешнего вида и поведения", – считает Рансьер.
"Они показали альтернативный взгляд на то, как может выглядеть казахский мужчина и как он должен себя вести. И таким образом начали общественную дискуссию", – заключает Рансьер.
Автор – Иветт Тан