"Невидимое государство": как в Казахстане научились оказывать госуслуги без лишних справок
Одной из центральных тем форума Digital Almaty 2024 "Индустрия Х. Цифровая эволюция будущего" стало создание и внедрение цифровых инструментов для модернизации госуправления.
Успехи Казахстана в цифровизации многих сфер жизни признают и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Республика уверенно лидирует по уровню развития IT-технологий среди стран Центральной Азии. В рейтинге ООН республика занимает восьмое место в мире по предоставлению онлайн-услуг, а по развитию электронного правительства страна находится на 28-м месте. Свыше 92% госуслуг оказывается в электронном виде, более 80% платежей проводится в безналичном формате, 50 млн документов отменили.
О наиболее востребованных цифровых сервисах и принципе Lego при создании новых IT-проектов министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин рассказал участникам форума.
Цифровая карта семьи
Цифровая карта семьи – это флагманский проект, который был запущен в пилотном режиме с 1 сентября 2022 года. Глава профильного ведомства объяснил, что в рамках проекта собрана информация из 80 баз данных. Чтобы с помощью алгоритмов Big Data (большие данные) проводить скоринги и поднимать благосостояние каждой семьи в Казахстане, помогать получать социальную помощь без обращения граждан в госорганы.
В республике насчитывается 6,3 млн семей. При анализе ряда параметров IT-специалисты теперь могут просчитывать социальное самочувствие каждой семьи. И это позволило государству в сфере GovTech переключиться на концепцию Invisible Government ("невидимое правительство": фокус на человеке и его потребностях).
"Мы не просим больше нажимать определённую кнопку или приносить какую-то бумажку. Мы проактивно, ориентируясь на жизненную ситуацию человека, предлагаем сервисы, начисляем социальные пособия, определяем статус безработного", – рассказал Мусин.
Министр напомнил, что не так давно казахстанцу для доказательства статуса безработного надо было идти в госучерждения, собирать документы, подтверждать, что он реально остался без работы.
"Сегодня мы, зная всю информацию из баз данных, зная, что человек потерял работу и в течение нескольких месяцев находится без работы, предлагаем разные виды трудоустройства. И это немаловажный фактор: подойти к жизненной ситуации таким образом, чтобы человек себя чувствовал комфортно, а не униженным. Это и называется инклюзивность", – отметил министр.
Отбор присяжных
С помощью технологий Big Data цифровизация повышает эффективность работы в разных сферах. Например, Верховный суд и Высший судебный совет поставили перед Минцифры задачу сделать так, чтобы не терять много времени на подбор присяжных, осуществлять их отбор и назначать судебные заседания. И теперь в РК список присяжных формируется автоматически, никто в этот процесс не вмешивается.
"Система с помощью алгоритмов Big Data выявляет, кто больше подходит к тому или иному судебному процессу и не имеет ограничений для участия в качестве присяжных. Определённым людям направляется приглашение для участия в судебных заседаниях. Уже 52 дела в месяц формируют с помощью этой системы", – добавил министр.
Очередь на социальное жилье
Министр назвал цинизмом тот факт, что до последнего времени практически в каждом акимате отдел жилищных отношений вынуждал людей предоставлять документы и доказывать, что они нуждаются в соцжилье. Сегодня такая потребность ряда семей рассчитывается по скоринговому механизму. В случае необходимости семью автоматически ставят в очередь на социальное жильё.
Кроме того, при запуске проекта было выявлено 400 тысяч человек, которые не должны были находиться в этой очереди на соцжильё. Зато, наоборот, выявили другие 300 тысяч, которые даже не заявлялись, но нуждаются в постановке в очередь на социальное жильё.
Глава Минцифры согласился с тем, что у пользователей цифровыми банковскими платформами складывается впечатление, что именно они помогли цифровизации, смогли сделать цифровизацию более дружелюбной и человекоцентричной. И это на самом деле так, согласился министр:
"Но за каждым банковским приложением стоит та или иная государственная услуга, сотни государственных информационных систем, которые интегрированы между собой, то есть инфраструктура GovTech сегодня является базовой. С помощью биометрической идентификации, ЭЦП (электронная цифровая подпись. – Ред.), государственных учётных баз данных выводятся те или иные сервисы на банковские или другие цифровые платформы", – добавил он.
Из таксистов в предприниматели
Мусин привёл пример ещё одного сервиса, заметно облегчившего жизнь десятков тысяч людей в стране: благодаря цифровизации на платформе "Яндекс.Такси" появилась возможность водителям регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
"То есть мы интегрируемся с учётом жизненной ситуации. Мы решили проблему таксистов, чтобы они не уходили на другие платформы, не шли с бумажками в налоговый комитет, а чтобы нажатием одной кнопки могли легализовать свой вид бизнеса", – пояснил министр.
Денотариат
Около 20–30 нотариальных услуг выведены на платформу egov. И сегодня казахстанцы из разных уголков земного шара, которые не могут по той или иной причине вместе прийти к нотариусу для заверения того или иного документа, могут воспользоваться соответствующей цифровой платформой.
Личный кейс министра цифрового развития. Супруга находилась за границей, и нужно было выписать доверенность, чтобы один из родителей имел право сопровождать ребёнка для участия в соревнованиях.
"Мы, находясь в разных уголках мира, за пять минут осуществили необходимое нотариальное действие. Соответственно, я получил уведомление в е-government о том, что у меня появился нотариально заверенный документ", – поделился Мусин.
По его словам, это и есть подход, когда жизненные ситуации людей анализируются и переводятся на цифровые рельсы. Он добавил, что едва ли не ежедневно на уровне правительства обсуждается немало кейсов, как улучшить ту или иную жизненную ситуацию для казахстанцев. И привёл статистику:
- 10 млн SMS отправлены гражданам в 2023 году о выписанных рецептах;
- 76 млн SMS – с выписками из стационара;
- 4,4 млн – с датами о госпитализации;
- 3,4 млн – о дате планового осмотра беременных;
- 2 млн – об изменении прикрепления к медицинской организации.
По его мнению, таким образом «электронное правительство» заботится о гражданах.
Цифровизация военкоматов
Багдат Мусин напомнил, что не так давно нужно было военнообязанным при изменении регистрации по месту жительства обращаться в военкомат и предоставлять документы о смене регистрации. Затем военнообязанный получал штамп в военном билете о том, что прикреплён к этому военкомату. Сейчас такая необходимость отпала. Сведения передаются между базами данных военкоматов автоматически.
То же самое касается студентов. Недавно около полумиллиона учащиеся вузов раз в год носили справки в военкоматы о том, что они учатся и имеют статус отсрочки от воинской службы. Сегодня автоматически, с помощью интеграции баз данных передаётся необходимая информация, военкоматы становятся цифровыми.
О социальных пособиях
В Казахстане многодетным матерям выдают подвески "Кумис алка" и "Алтын алка", указом президента присваивается соответствующий статус. По словам министра, многодетным матерям нужно было отправляться в соответствующие госорганы, доказывать государству статус, чтобы начислили пособие.
"Сегодня в этом нет необходимости. Если ты вошёл в этот список, то автоматически тебе на банковскую карту отправляется пособие. Это касается и пособий многодетным матерям, и выплат на погребение, пособий по инвалидности. Мы переходим к формату сервисного государства", – рассказал Мусин.
О платформе KazTech
Министр сравнил создание информационных систем в государственных структурах с лабиринтом. Нужно было оформить техническое задание, подать бюджетную заявку, в заинтересованных госорганах получить заключение. Потом закупить всё необходимое и начать запускать проект с нуля.
Но это всё уходит в прошлое, уверен главный IT-менеджер страны. Теперь Казахстан переходит на платформенную модель цифровизации. На форуме министр признался, что идею такого подхода казахстанские айтишники "подглядели" у Российской Федерации. Затем в течение двух лет создали собственную платформу KazTech.
Первый этап создания платформы завершён, сообщил Мусин. Он пообещал, что новая платформа позволит добиться сокращения усилий специалистов на создание новых продуктов на 40%. Теперь IT-специалист, нанятый государством, может зайти на платформу KazTech, проставить галочки напротив необходимых баз данных и приложений.
"Условно раньше IT-специалист ходил на базар и покупал каждый инструмент. Теперь эти инструменты предоставляет платформа KazTech, с их помощью можно быстро реализовать любую задачу. Если раньше новые IT-продукты создавались годами, то с новой платформой на их создание уйдёт не больше двух-трёх месяцев. Это можно сравнить с принципом Lego: можно по кубикам всё собрать, а не строить уникальный объект с нуля".
Мусин добавил, что с платформой KazTech будет интегрирована национальная платформа искусственного интеллекта:
"Это будет полноценная казахстанская цифровая платформа. Поэтому я хотел бы, пользуясь случаем, сказать о том, что мы готовы делиться экспертизой в GovTech. За 20 лет работы в Казахстане мы допустили множество ошибок. Но мы можем помочь другим странам, которые только начинают путь цифровой трансформации, с тем, чтобы они не допускали ошибок, и готовы делиться этой экспертизой и разными цифровыми решениями".
Министр рассказал, что Казахстан в рамках поддержки дружеских отношений со странами Центральной Азии предоставил GovTech-продукты Таджикистану. В 2023 году было подписано соответствующее соглашение, а в 2024 году начнётся обучение специалистов Таджикистана.
"Мы хотим обучить компании Таджикистана, чтобы они сами внедряли у себя эти продукты. Мы не нацелены на извлечение максимальной прибыли. Мы нацелены на то, чтобы больше стран становилось цифровыми", – подчеркнул глава ведомства.
Багдат Мусин добавил также, что в рамках форума Digital Almaty 2024 ведутся переговоры с Кыргызстаном о взаимной интеграции информационных систем двух соседних государств, о взаимном признании цифровых документов.