Не ждёт ли новую программу развития АПК участь старой?
В Казахстане реализуется полномасштабная государственная программа развития агропромышленного комплекса до 2021 года. В рамках этой программы Министерство сельского хозяйства для каждой из отраслей разработало специальные карты – конкретные меры по совершенствованию государственной поддержки АПК – и приступило к их реализации. Госпрограмма предусматривает максимальное увеличение объёмов сельхозпродукции через:
- совершенствование мер государственной поддержки;
- вовлечение в товарное производство мелких хозяйств посредством объединения их в кооперативы;
- выстраивание торгово-логистической инфраструктуры и экспортной политики;
- развитие сельхозмашиностроения и агропереработки, а также решение проблем водообеспечения.
О том, как влияют новшества на сельское хозяйство страны, перед депутатами отчитался глава профильного министерства на правительственном часе в Мажилисе Парламента. По словам Аскара Мырзахметова, за первые 9 месяцев реализации госпрограммы отмечаются первые положительные результаты. Объём производства продукции сельского хозяйства вырос почти на 2%. Производство животноводческой продукции увеличилось на 3,3%: мяса – на 5,7%, молока – на 2,8%. Увеличение производства также зафиксировано и в растениеводстве.
"Принятые меры по поддержке семеноводства и применению минеральных удобрений позволили в текущем году увеличить долю зерна III класса до 65%, тогда как в прошлом году данный показатель составлял 44%, с клейковиной 25 и выше – 34%, в прошлом году это значение составляло всего 9%", – доложил заместитель премьер-министра, министр сельского хозяйства.
Министерством сельского хозяйство уже разработано 10 карт, ещё 3 в процессе. Так, к примеру, Карта сельскохозяйственной кооперации, которая реализуется с конца 2016 года позволила создать более 700 кооперативов, а также привлечь почти самозанятых и безработных для формирования порядка 6 000 семейных откормплощадок, – все они по факту теперь стали индивидуальными предпринимателями.
Карта агропереработки позволила провести детальный анализ и впервые сформировать базу данных перерабатывающих предприятий, которая включает оценку текущего состояния предприятия, его мощность, загрузку, номенклатуру продукции, а также сдерживающие проблемы. Согласно этой карте необходимо построить 79 новых и провести модернизацию уже существующих 80 заводов.
"Учитывая высокую долю импорта, недозагруженные мощности и сырьевой потенциал определены 9 приоритетных видов переработки, которые представлены 435 предприятиями. Это переработка молока, мяса, шкур и шерсти, масличных и зерновых культур, плодов и овощей, сахарной свёклы и картофеля, по которым разработана Карта размещения предприятий агропереработки, в том числе по каждой области, в разрезе районов", – сообщил Аскар Мырзахметов.
Карта технического переоснащения разработана для решения проблемы технической оснащённости сельхозтоваропроизводителей. Анализ парка показывает, что срок эксплуатации 65% тракторов и 46% комбайнов превышает 17 лет. При этом, 20% тракторов не работает, а 26% – подлежит списанию. Аналогичная ситуация и с комбайнами.
"Понятно, что заместить импорт мощных комбайнов и тракторов мы пока не можем, но нам вполне по силам изменить ситуацию по так называемой малой механизации – почвообрабатывающей и кормозаготовительной технике. Тут импорт составляет порядка 60 млн долларов, а производство – всего 40 млн. Мы видим возможность изменить данную пропорцию в части замещения импорта на 70-80%", – отметил спикер.
Специальные карты разработаны также для семеноводства, защиты растений, агрохимии, кормопроизводства, оптово-распределительных центров, увеличения пашни отгонного овцеводства и модернизации агронауки.
"В целом реализация карт позволит поднять агропромышленный комплекс на качественно новый уровень развития, повысить его конкурентоспособность, укрепить стабильность внутреннего продовольственного рынка и усилить экспортную ориентацию отрасли", – завершил доклад министр сельского хозяйства.
В числе вопросов, которые возникли у депутатов после доклада министра сельского хозяйства, прозвучал такой: "Не ждёт ли новую программу развития агропромышленного комплекса до 2021 года участь её предшественницы?" "Агробизнес-2020", как известно, досрочно свернули, даже несмотря на то, что под неё специально создавалась законодательная база. Причина, по которой пришлось от программы отказаться, – её слишком большая стоимость: недофинансирование "Агробизнес-2020" составило почти 50%. Когда разобрались в сути дела, вопрос, который изначально предназначался главе Минсельхоза, пришлось переадресовать, но готовых отвечать не нашлось.
– Я хотел бы напомнить, что было запланировано финансирование в размере 2,5 трлн тенге, но недодали 500 млрд тенге, поэтому программа во многом не выполнена. Руслан Ерболатович, вы у нас отец родной бюджета, вы выполняете все договорённости в рамках ВТО, располагаете всем бюджетом, вы планируете, что будем делать? – обратился к первому вице-министру национальной экономики зампред Мажилиса Парламента Владимир Божко.
– Мы не отец, даже не мачеха. Министерство финансов уполномочено, – ответил Руслан Даленов.
– Вы же всё считаете! – возразил Божко
– Министерство финансов, – снова ответил Даленов.
– Ну, вы план верстаете?.. – переспросил зампред Мажилиса.
– План – тоже Министерство финансов, – парировал первый вице-министр нацэкономики.
Вопросов у депутатов к членам Правительства было много, однако практически каждый из них содержал в себе ещё и конкретную рекомендацию или личное видение, как необходимо развивать АПК Казахстана. Представитель Народных коммунистов, к примеру, считает, что необходимо для землевладельцев предусмотреть специальные нормативы, без соблюдения которых участки не давать.
"Почему Правительство не прибегает к нормативному планированию использования сельскохозяйственных угодий, пашни, в частности? Ведь можно было бы спланировать на 1 000 гектар пашни изъятие и молока, и шерсти, и мяса, и количество техники можно было привязать. Имеешь технику – получай землю, не имеешь – свободен!" – высказал своё мнение депутат Мажилиса Парламента Владислав Косарев.
Его коллега Куаныш Султанов предложил предусмотреть к имеющимся ещё одну карту, предназначенною для социального развития.
"Я предлагаю Карту кооперации и социального благосостояния, в неё включить все вопросы социального развития, – вот вам, пожалуйста, и комплексное развитие. Мы можем на этой основе продумать вопросы прямого государственного финансирования, прямой государственной ответственности. Только так мы можем добиться процветания аграрного комплекса", – отметил парламентарий.
Тему финансирования АПК продолжил Сергей Симонов. Депутат против создания специального органа по распределению средств, который будут тянуть соки из бюджета.
"У нас есть Банк развития Казахстана – это квазигосударственный сектор. Пусть одно из отделений кредитует сельхознаправление – минимальной кровью, зато по крайней мере мы сможем ликвидировать промежуточные эти, как пиявки, которые только и содержим, а конечный потребитель – наш сельхозпроизводитель – получает кредиты по высоким тарифным ставкам", – отметил он.
Все пожелания депутатов буду направлены в профильные ведомства в виде рекомендаций.