На экранах кинотеатров страны появился мультфильм "Остров собак", получивший приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале. Сюжет разворачивается в недалёком будущем в Японии, где из-за распространения собачьего гриппа авторитарное правительство ссылает всех собак на отдельный остров. С этим категорически не согласен мальчик Атари, который сбегает из дома, чтобы отыскать на острове любимого пса Спотса.

Фильм снят при помощи кукольной мультипликации. Этот метод сейчас потерял популярность, а когда-то использовался при создании таких любимых в СССР мультфильмов как "38 попугаев" и "Крокодил Гена и Чебурашка". Режиссёром "Острова собак" является Уэс Андерсон, известный своими драматическими комедиями с уникальным визуальным стилем, такими как "Королевство полной луны" и "Отель "Гранд Будапешт". Как и в случае с другими работами Андерсона, "Остров собак" нацелен в первую очередь на взрослых зрителей.

Это далеко не первый случай, когда анимационный продукт создаётся для зрелой аудитории. Обычно такие проекты обитают на телевидении ("Симпсоны", "Рик и Морти", "Конь БоДжек"). Также большое количество взрослого мульт-контента генерируется в Японии, но это повод для отдельного исследования. А в связи с выходом "Острова собак" в широкий прокат в этой подборке представлены случаи, когда крупные голливудские авторы брались за мультфильмы для взрослых.

1. "Труп невесты" – Тим Бёртон

Действие этого кукольного мультфильма происходит в европейской деревеньке времён викторианской эпохи. Молодой парень по имени Виктор волнуется перед будущей свадьбой и убегает в лес, чтобы перевести дух. Там, репетируя свои действия на предстоящей церемонии, он надевает обручальное кольцо на торчащую из земли ветку. По крайней мере, ему так казалось. На самом же деле это была совсем не ветка, а палец бездыханного тела девушки Эмили, убитой много лет назад в день собственной свадьбы. Надетое кольцо оживляет её, и пробуждённая Эмили с радостью забирает нового мужа в царство мёртвых. Естественно, перспектива навечно стать супругом трупа невесты не радует Виктора, и он всеми силами стремится вернуться в мир живых к своей истинной возлюбленной.

Уже в школьные годы Тим Бёртон ("Сонная Лощина", "Дом странных детей мисс Перегрин") начал создавать любительские кукольные мультфильмы, а затем стал изучать анимацию в университете. После учёбы его сразу позвали работать художником и аниматором в "Дисней". Но через несколько лет уволили за то, что он снял короткометражный фильм, оказавшийся слишком страшным для детского просмотра. К счастью, это не отбило у молодого Бёртона страсть рассказывать жуткие истории. В 1993 году он спродюсировал анимацию "Кошмар перед Рождеством", а в 2005-м уже решился самостоятельно снимать мультфильм, призвав в сорежиссёры мультипликатора Майка Джонсона.



Нельзя сказать, что в "Трупе невесты" есть откровенно недетские элементы, но по достоинству оценить эту картину смогут скорее взрослые. Ребёнка может отпугнуть тёмная цветовая гамма и большое количество мертвецов разной степени разложения. А вот более зрелый зритель сможет разглядеть за этим трогательную и наполненную юмором историю о любви. Как и в других работах, в своём мультфильме Бёртон не скрывает любовь к готическому жанру и классическим жанровым кинолентам чёрно-белой эпохи. Но мультипликационный формат помог ему ещё и в полной мере проявить свою визуальную изобретательность и остроумие.

2. "Беовульф" – Роберт Земекис

Фильм, основанный на известной англосаксонской поэме, рассказывает о храбром воине Беовульфе, который вызвался избавить народ от жестокого и кровожадного монстра Гренделя. Но страшнее и опаснее Гренделя оказывается его коварная мать – Демон Воды, которая способна принимать различные обличья.

Роберт Земекис ("Изгой", "Прогулка") ещё в начале карьеры успешно совместил реальность и рисованную анимацию в своём хите "Кто подставил кролика Роджера". В более поздний период он серьёзно увлёкся технологией "захвата движения" (motion capture). Это когда конечный продукт полностью генерируется на компьютере, но основан на игре живых актёров, чьи мимика и движения фиксируются специальными сенсорами. Во многом именно старания Земекиса повлияли на развитие этой технологии в Голливуде. В 2000-х он снял три картины подряд в таком формате. Две для семейного просмотра – "Полярный экспресс" и "Рождественская история", и одну – исключительно для взрослых.



"Беовульф" Земекиса – не прямая экранизация, а переосмысление древнего эпоса. Режиссёр решил превратить поэму о приключениях бесстрашного героя в историю о несовершенстве людей, при этом сохранив эпическую атмосферу оригинала. Он достиг своей цели благодаря правильно подобранному способу подачи. Реалистичная, но всё же анимация позволила автору взять лучшее из двух миров. Благодаря мультипликации на экране в полной мере воплотились фантастические элементы истории – битвы с чудовищами и нападения драконов. А вот игра актёров (в фильме снимались такие звёзды как Энтони Хопкинс и Анджелина Джоли) и высокое качество картинки погружают в повествование, заставляя относится к происходящему на экране не как к мифу, а как к реальности. Это придаёт персонажам глубину, а экшн-сценам – ощущение подлинной опасности.

3. "Аномализа" – Чарли Кауфман

В центре этого фильма специалист по обслуживанию клиентов Майкл Стоун, который потерял способность к подлинным человеческим взаимоотношениям. Для Майкла все вокруг, включая собственную семью, имеют одинаковые лица и голоса, и не вызывают в нём никаких настоящих эмоций. Пока он не приезжает в командировку в чужой город и не встречает в отеле Лизу. Она аномалия, личность, которая привлекает Майкла своей уникальностью. И впервые за долгое время в нём просыпаются чувства.

Чарли Кауфман прославился как автор таких выдающихся сценариев как "Адаптация" и "Вечное сияние чистого разума". В его дебютном тексте "Быть Джоном Малковичем" главный герой был кукловодом, и одна из самых эмоциональных сцен была кукольной. Для экранизации собственной пьесы "Аномализа" Кауфман выбрал именно кукольную анимацию, став не только автором сценария, но также продюсером и сорежиссёром.



В постановке оригинальной пьесы участвовало всего три актёра, которые просто сидели на сцене. Поначалу Чарли Кауфман вообще сомневался, что можно адекватно адаптировать на экране мир Майкла, в котором у все люди на свете выглядят и звучат идентично. На помощь пришла анимация, для которой многочисленных кукол специально создавали на 3D-принтере. Например, чтобы достичь реалистичного уровня мимики и движений в кадре, было использовано 18 различных вариантов куклы главного героя. Целью создателей было достичь такого уровня анимации, который позволил бы зрителям забыть о том, что они смотрят мультфильм. В итоге анимированная картинка "Аномализы" выглядит достаточно достоверно, чтобы эффективно передать эмоции персонажей, но в то же время немного сюрреалистично, напоминая нам о том, что мы находимся в мире, искажённом сознанием Майкла Стоуна.

4. "Ранго" – Гор Вербински

Главный герой – домашний хамелеон, который коротает время в своём террариуме, представляя себя в образе различных героических персонажей. Однажды его террариум выпадает из машины хозяев, и он остаётся один посреди пустыни Мохаве. Бредя по пустыне, он натыкается на поселение животных, общество которых находится на уровне развития Дикого Запада. Чтобы избежать излишних вопросов от местных жителей, хамелеон придумывает себе образ – Ранго, бесстрашный странник. Доверчивые жители назначают Ранго шерифом, после чего ему придётся стать настоящим героем и спасти городок от бандитов и крупного преступного заговора.

Гор Вербински прославился как режиссёр первых трёх частей серии "Пираты Карибского Моря". "Ранго" – его первый и пока единственный мультипликационный проект. Фильм создан с помощью компьютерной анимации, но по особенному методу, который сами создатели называют "захват эмоций" (emotion capture). Обычно при производстве сначала создаётся анимационный видеоряд, который потом озвучивают приглашённые актёры. Вербински же сначала собрал актёрскую команду в студию, и записал на камеру, как они отыгрывают весь сценарий. Для того чтобы им легче было вжиться в роли, для них даже построили некоторые декорации и выдали костюмы. Только после этого за работу принялись мультипликаторы, которые рисовали мультфильм на основе созданных актёрами образов.




"Ранго", получивший премию "Оскар" как лучший анимационный фильм, подходит и для детей. В нём достаточно универсального юмора и масштабного экшена в лучших традициях фильмов о карибских пиратах. Истинное удовольствие эта картина доставит взрослым зрителям, а в особенности – киноманам. Населяя мир Дикого Запада анимационными животными, "Ранго" является остроумной сатирой на жанр вестерна. И попутно признаётся в любви не только его лучшим представителям, но и таким шедеврам кинематографа как "Китайский квартал" Романа Полански и "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы.

5. "Полный расколбас" – Сет Роген и Эван Голдберг

Этот мультфильм для взрослых рассказывает о тайной жизни продуктов из супермаркета. Они живут на полках в ожидании, что когда-нибудь гигантские Создатели наконец заберут их с собой в вечную счастливую жизнь. Но им предстоит узнать страшную правду: люди забирают их из магазина не для того чтобы привести в рай, а чтобы употребить в пищу.

Творческий тандем Сета Рогена и Эвана Голдберга специализируется на юморе. На их счету написание сценария хита "Ананасовый экспресс", режиссура комедий с нестандартными сюжетами "Интервью" (про попытку убийства Ким Чен Ына двумя американскими журналистами) и "Апокалипсис по-голливудски" (про самовлюблённых кинозвёзд, переживающих конец света). В случае с историей о сосисках, разочаровывающихся в своей вере, они не решились браться за постановку сами. Но это их проект от начала и до конца: Голдберг и Роген являются продюсерами и авторами сценария, а Роген ещё и озвучил основного персонажа.



Главным источником юмора в данной ленте является диссонанс между форматом и содержанием. На первый взгляд "Полный расколбас" напоминает обычный студийный мультфильм – снял его режиссёр "Мадагаскара 3", а музыку написал композитор "Русалочки" и "Аладдина". Поэтому когда мило нарисованные сосиски под красивую музыку начинают материться, совокупляться и переживать экзистенциальный кризис, это производит по-хорошему шокирующий эффект. Но нужно отдать Рогену и Голдбергу должное, они не ограничились экранизацией смешной хулиганской идеи. А развили её в пусть и незамысловатый, но страстный и остроумный атеистический памфлет.

6. "Бесподобный мистер Фокс" – Уэс Андерсон

Эта экранизация детской сказки Роальда Даля (автора книг "Чарли и шоколадная фабрика" и "БДВ или большой и добрый великан") повествует о лисе Фоксе – авторе колонки в газете, с ностальгией вспоминающем о своём преступном прошлом. Устав от скучной жизни примерного семьянина, он решается снова воровать у людей еду. Его действия навлекают гнев местных фермеров на животное сообщество, и Фоксу приходится мобилизовать все свои умения, чтобы спасти семью и товарищей.

Все работы Уэса Андерсона отличаются своеобразными и причудливыми декорациями, костюмами, цветовой гаммой и стилем съёмки. В этом смысле его переход в сферу анимации мало кого удивил: ведь это отличный повод сделать визуальный ряд ещё более своеобразным и причудливым. Тем более что режиссёр всегда тяготел к ностальгии, а почти забытый ныне формат кукольной анимации точно можно причислить к ретро. Единственным вопросом являлось, сможет ли Андерсон-мультипликатор сохранить эмоциональное ядро, которое всегда стояло за его чудаковатыми, но трогательными персонажами?



Ответ оказался утвердительным. Детей в этой картине может развлечь сюжет с ограблениями и кознями злых фермеров. Но именно со взрослыми зрителями будет резонировать борьба главного героя с кризисом среднего возраста. И метафора о том, что для счастливой жизни каждому нужно уметь совладать с внутренним "зверем", отлично работает в контексте мультфильма о животных.

В итоге "Бесподобный мистер Фокс" – это узнаваемо андерсоновская лента, как по форме, так и по содержанию. В её центре излюбленная тема автора – дефективная семья, члены которой должны преодолеть личностные препятствия, чтобы наладить взаимоотношения с близкими. Во многом эта история работает благодаря уже традиционному для Андерсона звёздному актёрскому составу, который возглавляют Джордж Клуни и Мерил Стрип.