"Не спасли ребёнка, но вызвали полицию". История роженицы из Узбекистана, потерявшей дочь в больнице под Алматы
В родильном отделении Илийской центральной районной больницы (ГРЭС, Алматинская область) мёртвым родился ребёнок 33-летней гражданки Узбекистана Александры Матвеевой. Женщина винит в этом халатность врачей, но казахстанские госорганы заявляют, что персонал больницы в гибели младенца не виноват: ребёнок умер до поступления роженицы в больницу.
После тяжёлых родов женщина лежит в этом же медучреждении. Историю Александры корреспонденту Informburo рассказала находившаяся всё это время рядом с роженицей жительница посёлка Отеген Батыр Роза Нам.
В семье ждали девочку
Александра Матвеева приехала в Казахстан на заработки, оставив с родственниками двоих детей. В Алматинской области за мизерную плату занималась уборкой домов, жила в хостеле. Позже познакомилась с гражданином Казахстана, который работал грузчиком, и забеременела третьим ребёнком. Она ждала девочку.
Двое сыновей в Узбекистане были рады этому, хотели, чтобы мама родила им сестрёнку. Сама она переживала, что не сможет прокормить третьего ребёнка, но вместе с мужем они решили сохранить беременность.
Хозяин хостела узнал о том, что Александра уже на сносях, и выгнал её, чтобы не создавать себе лишних проблем. Она вспомнила, что когда-то убирала дома у пожилой женщины в посёлке Отеген Батыр, которая однажды уже помогла ей. Так Александра оказалась в доме у Розы Нам.
"Саня плохо чувствовала себя, у неё был грипп, болели голова, горло, она еле стояла на ногах. Я впустила её в дом. 19 февраля ночью у неё начались схватки. Вызвали скорую. Молодой доктор сказал, что поедем в роддом. Но там Сашу встретили совсем не так радушно, как этот доктор", – рассказывает Роза Нам.
"Со схватками отправили на УЗИ и вызвали полицию"
По её словам, в пустой приёмной не было даже стула, а мучительные боли не прекращались. Александра долго ждала в коридоре, и когда пациентку наконец пригласил врач, ей пришлось долго рассказывать, что она из Узбекистана и денег у неё нет. Роза Нам и гражданский муж Александры ждали в коридоре. Через некоторое время роженица вышла, попросила воды и сообщила, что её зачем-то отправили на УЗИ.
"Кое-как по гололёду мы добрались до здания, оно находится довольно далеко от роддома. Было 13.30, и там стояла приличная очередь, так как врач обедала. Все ожидающие с ужасом смотрели на корчащуюся от боли женщину с огромным животом. Тут у Сани хлынула кровь. Все в очереди возмущались, зачем её перед родами отправили на УЗИ", – вспоминает Роза Нам.
В конце концов пришла врач, вывела на экран результат УЗИ и объявила: ребёнок мёртв. По дороге в больницу он активно толкался в животе, подчеркнула сопровождавшая роженицу женщина.
"Медперсонал сообщил, что все предоставленные услуги будут для Саши платными, так как она из Узбекистана. Сначала сказали 60, затем 80 тысяч тенге", – отметила знакомая роженицы.
Тем временем Александра позвонила и сообщила, что ей до сих пор не оказали помощь и не положили в палату – ждали денег.
"А затем в больницу вызвали полицию. Меня и мужа Саши отвезли в миграционную полицию и держали там до пяти вечера. Меня оштрафовали на 35 тысяч тенге за то, что я со своего адреса вызвала скорую помощь, за недонесение властям об иностранной гражданке", – рассказала Роза Нам.
"Крови не было, плод был уже мёртв"
Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава начал проверку по факту смерти ребёнка. Руководитель департамента по Алматинской области Кайрат Баймухамбетов сообщил корреспонденту Informburo, что беременную сразу госпитализировали в родильное отделение с ложными схватками, без регулярной родовой деятельности.
"Акушер-гинеколог выявил отсутствие сердцебиения плода. Так как беременная не состояла на учёте, у неё взяли анализы, был выявлен гепатит С. Для подтверждения антенатальной (предродовой) гибели плода провели УЗИ", – рассказал он.
По информации департамента, роженица ожидала у кабинета УЗИ не более 30 минут, а врач в это время не обедала, а находилась в отделении реанимации на обследовании тяжелобольного пациента. Заключение УЗИ: беременность 38 недель, антенатальная гибель плода, выраженное маловодие. Кровотечения, по словам врачей, у беременной не было, подтекали околоплодные воды.
После подтверждения диагноза беременной и её гражданскому мужу сообщили об антенатальной гибели плода. Врачи утверждают, что она собственноручно написала расписку о том, что ознакомлена с результатом УЗИ и ребёнок умер до родов.
В ответе главы департамента сообщается, что беременная поступила в фильтр родильного отделения 19 февраля в 11.05, а самопроизвольные роды без осложнений произошли через 14 часов 45 минут после момента поступления: извлекли мёртвый доношенный плод женского пола весом 2900 граммов и ростом 50 сантиметров. Сама роженица в удовлетворительном состоянии.
По патологоанатомическому заключению, причиной гибели плода явилась антенатальная асфиксия (удушение) на фоне тяжёлой внутриутробной гипоксии (недостаток кислорода). Фоном для развития этой патологии называют хроническую тяжёлую гипоксию плода и внутриутробные инфекции.
Зачем вызвали полицию
Как объяснили в департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг, сотрудников полиции вызвали для подтверждения личности беременной, так как у неё не было документов. При этом полицейский разговаривал с Александрой не более 10 минут, когда она уже находилась в палате.
"Присутствие сотрудника полиции не мешало и никак не отразилось на проведении медицинского обследования беременной", – заверил глава департамента.
Миграционную полицию по адресу Розы Нам вызвали сотрудники службы "102", когда выяснилось, что у Александры просрочена виза. Хозяйку дома действительно оштрафовали за недонесение об этом.
"Я чувствовала, что он бьётся в животе"
Сама Александра Матвеева уверена в том, что ребёнок в больнице был ещё жив.
"Я в больнице его ещё чувствовала. Медсестра начала запугивать меня и угрожать миграционной полицией. Я стала плакать и в этот момент чувствовала, что ребёнок у меня в животе бьётся. Они говорят, что он мог в воде шевелиться там, но как он будет в воде шевелиться, если у меня маловодие, воды фактически и не было. Уж ручку-то с ножкой я могу отличить, когда он бьётся", – рассказала она.
Александра подтвердила, что подписала какие-то бумаги, которые ей дали сотрудники больницы, но не писала ничего собственноручно, как об этом заявили в департаменте контроля и качества услуг.
"Они же не были точно уверены, что ребёнок внутри меня умер. Они слушали деревянным ушком. Если бы вовремя осмотрели правильно своим ультразвуковым аппаратом на сердцебиение, если бы подключили этот аппарат... Они же другим роженицам включали при мне. Меня не надо было отвозить на УЗИ. За то время, которое я просидела там, можно было прокесарить, я думаю. А если бы у меня кровь не потекла, я бы так и сидела, наверное, до конца", – вспоминает потерявшая ребёнка женщина.
Врачей не накажут
"Действия врачей никак не могли повлиять на внутриутробную гибель плода, так как на момент обращения плод был уже мёртвый. В данном случае никакие меры наказания в отношении медицинского персонала Илийской ЦРБ применяться не будут, так как нарушений и недостатков в оказании медицинской помощи беременной Матвеевой не было", – заключил руководитель департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматинской области Кайрат Баймухамбетов.
Он подчеркнул, что на действия врачей гражданство Александры Матвеевой не повлияло: медпомощь нерезидентам и гражданам Казахстана оказывается в равных условиях и в полном объёме.
Тем не менее Комитет контроля качества и безопасности товаров Минздрава продолжает проверку как по факту смерти плода, так и на предмет возможной халатности врачей.