6 апреля вступило в силу внеплановое решение Нацбанка о снижении базовой ставки с 12 до 9,5% годовых, о котором финрегулятор объявил в конце прошлой недели.

Для многих снижение базовой ставки было неожиданным и неординарным решением: 10 марта Нацбанк объявил о повышении базовой ставки с 9,25 до 12%, отреагировав на сложную ситуацию на мировых рынках. 16 марта, когда в стране начал действовать режим ЧП, финрегулятор сообщил о сохранении базовой ставки на прежнем уровне. Очередное плановое решение Нацбанка должно было быть объявлено 27 апреля.

3 апреля в Нацбанке объяснили, что в дальнейшем продолжительное поддержание базовой ставки на текущем уровне может оказать ограничивающий эффект на экономическую активность, что приведёт к снижению экономических показателей. По мнению регулятора, снижение базовой ставки в комплексе с другими мерами Нацбанка позволят сгладить влияние последствий коронавируса на казахстанскую экономику.

Читайте также: Национальный банк повысил базовую ставку до 12%. Что это значит?

Пандемия и карантинные меры сделали ситуацию непредсказуемой

Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов считает, что первоначально Нацбанк поднял базовую ставку до 12% не из-за пандемии коронавируса, а из-за резкого падения цен на нефть. Тем самым финрегулятор попытался предотвратить вероятные спекуляции крупных игроков на рынке. Когда пандемия коронавируса добралась до Казахстана (первые случаи заражения Covid-19 были зарегистрированы 13 марта), Нацбанк решил сделать средства доступными и спустил ставку, скоординировав свои действия с Правительством.


"Сложно говорить, куда дальше пойдёт ставка, без понимания, как мы прожили этот квартал, без статистики. Я думаю, следующее решение будет не раньше чем в мае, если не в июне. Тогда по прошедшему месяцу мы узнаем, куда двигается инфляция и как ведут себя совокупное предложение и совокупный спрос, сможет ли это восстановить экономику. Мы не знаем, сколько ещё продлится режим ЧП. Я думаю, и Нацбанк, и Правительство тоже себе не очень хорошо представляют, как дальше будет развиваться ситуация. Мы всё-таки находимся в глобальной экономике, поэтому наша валютная выручка, стоимость нашего импорта зависят от международных партнёров. К сожалению, эта пандемия и карантинные меры сильно спутали планы и сделали ситуацию непредсказуемой. Поэтому давайте посмотрим, как мы выкарабкаемся в апреле месяце, с какими цифрами, с какой торговлей, с какими инвестициями. Для активизации экономики логичнее будет снижать ставку", – отметил Расул Рысмамбетов.

Сокращение базовой ставки имело рациональный характер, но не последовательный

То, что произошло сейчас с базовой ставкой, является прецедентом в истории этого инструмента центрального банка, который, к слову, появился в стране сравнительно недавно – в августе 2015 года. Экономист, управляющий директор AERC Олжас Тулеуов считает, что 10 марта Нацбанк действовал в рамках своей традиционной политики, реагируя на возникший внешний шок, который был связан с падением цен на нефть, повышением ставки. Таким образом финрегулятор попытался нивелировать негативное влияние на внутреннюю экономику Казахстана тех процессов, которые были на внешних рынках.



"После этого в стране ввели режим ЧП, карантинные меры, число больных стало увеличиваться, предприятия МСБ стали закрываться, увеличились риски того, что может вырасти уровень безработицы и люди останутся без средств к существованию. Уровень базовой ставки, который был установлен 10 марта, не отражал тех резких изменений во внутренней экономике, которые произошли: сокращение внутреннего спроса и внутреннего предложения. Учитывая эти моменты, сокращение базовой ставки имело рациональный характер, но не совсем последовательный. Потому что, как правило, резкие изменения базовой ставки не рекомендуются для центрального банка, они вызывают некую волатильность и могут сформировать неопределённость дальнейшей политики монетарного регулятора. Но сейчас и внешние инвесторы и внутренние участники рынка понимают, что ситуация беспрецедентна с этим кризисом, и действия в этих условиях могут быть нетрадиционными", – отметил Олжас Тулеуов.

По его словам, Нацбанк в какой-то мере вернулся к исходной точке и дальше готов проводить сбалансированную монетарную политику, в которой будет пытаться находить некий оптимум между рисками на внешних рынках и рисками внутри экономики. Эксперт добавил, что в кризисных условиях одних действий монетарного регулятора недостаточно, чтобы восстановить экономическую активность, нужны дополнительные меры властей по поддержке МСБ и населения.

"По прогнозам Правительства, в 2020 году в Казахстане ожидается спад реального ВВП на 0,9%, в этих условиях снижение базовой ставки ограничит риски падения экономики ниже этой отметки, не даст экономике провалиться дальше. В части формирования доходов бюджета сценарий будет складываться по более позитивному тренду, нежели при более высокой ставке", – заключил эксперт.

Нацбанку придётся ещё снизить базовую ставку

Нацбанк был вынужден принять срочное решение по базовой ставке с учётом того, насколько быстро экономика теряет свои позиции и ухудшается положение, считает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.



"Когда Нацбанк до этого поднял ставку до 12%, нужно было сбить девальвационные ожидания бизнеса, населения и панику на бирже. Вы помните, что тогда обменники резко задрали курс, никто не понимал, каким курс будет через неделю или две, поэтому Нацбанку нужно было резко эту ситуацию сбить. Мы видим, что это удалось. Благодаря повышению базовой ставки паника и девальвационные ожидания несколько снизились, мы видим, что курс держится в районе отметки 440-450 тенге, хотя тогда, две недели назад, озвучивались разные экстремальные прогнозы. Эта паника прошла, теперь нужно думать о том, чтобы восстановить кредитование, чтобы максимально сгладить отрицательный эффект на экономику, который происходит из-за введения карантинных мер", – отметил Мурат Кастаев.

По мнению эксперта, нынешнего снижения базовой ставки недостаточно: Нацбанк предоставляет ликвидность БВУ под 11,5%. Если взять среднюю маржу банков в 4%, банки могут кредитовать конечных заёмщиков по рыночным ставкам – 15-16% годовых.

"В текущих рыночных условиях, я считаю, это по-прежнему высокая ставка. На мой взгляд, Нацбанк будет наблюдать, как изменится ситуация благодаря текущему снижению, возобновится ли кредитование, будут смотреть на инфляцию. Я считаю, что Нацбанку придётся снова понижать ставку, потому что сейчас спасение темпов роста ВВП, ограничение спада и восстановление кредитования являются более важными задачами, нежели противодействие инфляции. Мы сейчас видим, что и Нацбанк, и Правительство склоняются к тому, чтобы нужно стимулировать экономический рост или хотя бы остановить спад. Понятно, что инфляция будет высокой, но сейчас важнее возобновить экономическую активность в стране", – отметил эксперт.

По его мнению, следующим решением 27 апреля регулятор может снизить базовую ставку до 9-8,75%, в зависимости от того, насколько сильно будет реагировать инфляция и какой ущерб нанесут экономике карантинные меры.

"Если к концу апреля начнёт снижаться количество заболевших, можно будет прогнозировать, когда будут сниматься карантинные меры, возможно, этого понижения ставки будет достаточно. Если уровень заболеваемости продолжит расти либо останется на текущих уровнях, значит, меры по карантину будут продлены, тогда Нацбанку придётся дополнительно снижать базовую ставку, возможно до 8,5-8%. Снижение ставки имеет отложенный эффект, мы увидим его по итогам апреля. Плюс ежемесячно выходят данные по банковскому кредитованию, мы увидим, насколько карантинные меры отразились на кредитовании, насколько оно снизилось, насколько увеличились просрочки, как у бизнеса, так и у населения", – отметил Мурат Кастаев.

Повышение ставки до 12% противоречило правилу контрцикличности

На изменение базовой ставки отреагировали не только экономисты, но и депутаты. Демократическая партия "Ак жол" приветствовала решение Нацбанка РК, отметив, что оно способно позитивно повлиять на социально-экономическую ситуацию в стране в условиях текущего кризиса.

До этого фракция подвергла критике предыдущее решение Нацбанка о резком повышении базовой ставки до 12% и отметила, что оно противоречит правилу контрцикличности, которое предписывает повышать проценты при росте экономики, а в кризис, напротив, делать кредиты дешевле. В "Ак жоле" и сейчас отмечают, что ошибочное решение по повышению базовой ставки в самом начале кризиса привело к негативным экономическим и социальным результатам.

"Так, вопреки призывам государства, за месяц с начала кризиса ни один банк самостоятельно не выступил с отказом от взимания платежей с оказавшихся в безвыходном положении граждан и МСБ. Это показало, что банки закономерно расценили первоначальное повышение базовой ставки НБ как сигнал к ужесточению кредитной политики. Считаем, что недавнее решение Агентства по регулированию финансового рынка о предоставлении заёмщикам, даже в условиях форс-мажора, только отсрочки на период ЧП является запоздалым и половинчатым. Оно не учитывает тотального характера потерь граждан и предпринимателей", – говорится в заявлении "Ак жола".

Эксперты отмечают, что если карантин затянется ещё на пару месяцев, ситуация и в малом, и среднем бизнесе будет критической. Курс доллара на уровне 450 тенге вместе влиянием карантинных мер может сильно подорвать покупательскую способность казахстанцев и тем самым ударить по МСБ, по торговле.

Нацбанк сообщил, что очередное плановое решение по базовой ставке будет объявлено 27 апреля 2020 года, но в нынешних нестабильных условиях не исключено, что этот срок также может быть сдвинут.