Главным итогом реализации этого документа должно стать получение государством, национальным бизнесом и народом Казахстана конкретных выгод от внешнеполитической деятельности.

Как отмечали эксперты, важность принятия на тот момент новой Концепции заключалась в первую очередь в том, что произошедшая в марте 2019 года смена руководства Казахстана произвела большой резонанс среди официальных и деловых кругов ближнего и дальнего зарубежья. Ведущие зарубежные партнёры республики озаботились относительно сохранения новым главой государства основ внешнеполитического курса своего предшественника и выполнения Казахстаном своих обязательств перед ними, отражённых в соответствующих договорах и соглашениях.

В концепции был сделан акцент на основные на тот момент угрозы, среди которых были выделены кризис доверия и повышение конфликтности между разными международными субъектами: санкционное противостояние, размывание основополагающих принципов международного права, обострение терроризма, экстремизма и гонки вооружений, активизация гибридных, кибер, торговых, валютных войн и т. д.

Но в 2021 году отношения между Россией и Западом заметно обострились. А затем и вовсе вылились в военное противостояние. Мир стал стремительно меняться. А с ним и международные отношения.

По вопросам необходимости пересмотра и быть может дополнения или исключения каких-либо положений концепции своё мнение высказал политолог, руководитель филиала РОО "Әділдік жолы" по Туркестанской области Амангельды Калыбек. Также политолог прокомментировал, как внешняя политика связана с вопросами внутренней безопасности.    

"Прежде всего необходимо обратить внимание на геополитическую ситуацию в регионе, когда была принята действующая Концепция внешней политики Казахстана. В 2020 году в регионе хоть и существовал потенциал военного конфликта, в целом ситуация была стабильной. К сожалению, с февраля 2022 года идёт военный конфликт между Россией и Украиной, что не может не повлиять на нашу экономику и непосредственно на национальную безопасность", – сказал политолог. 

Россия является основным внешнеполитическим партнёром Казахстана. Это отражается на торговле, энергетике, производстве и логистике. Следовательно, участие России в военном конфликте и последующие экономические санкции стран Запада ощутимо оказывают влияние на нашу страну. 

По большому счёту, считает Амангельды Калыбек, мы лишились торгового коридора со странами Запада через Россию. К сожалению, альтернативные торговые маршруты для нас ещё не готовы. Потребность новой Концепции внешней политики Казахстана заключается как раз в этом. 

"К тому же в условиях глобализации и развития высоких технологий риски экспорта нестабильности существенно повышаются. Мы с этим явлением уже сталкивались в сирийском военном конфликте, когда радикально настроенные казахстанцы участвовали в так называемом "джихаде". При этом нельзя забывать о факторе маргинализации определённой части казахстанцев, вызванной снижением социально-экономических показателей. Вопрос как себя поведут эти группы и кто этим воспользуется, вызывает определённую тревожность в казахстанском истеблишменте. Таким образом, инициатива новой концепции вызвана необходимостью ситуации, нежели работой на перспективу", – предположил эксперт.

В то же время нельзя утверждать о принципиально новом документе касательно внешней политики. Внешнеполитическая традиция Казахстана заключается в том, что нам приходится лавировать между интересами региональных держав в Центральной Азии. 

"Уверен, данная установка отразится и в новой концепции, где основные внешнеполитические партнёры останутся в лице России, Китая и США, но уже с активностью новых игроков. Возможно, новым игроком выступит Турция, чья активность после начала военного конфликта в регионе значительно возросла", – считает политолог. 

Что касается внутренней безопасности, прежде всего, полагает Амангельды Калыбек, это отразится в экономических вопросах. Так как в условиях экономического кризиса, вызванного военным конфликтом, доставка и цена на такие стратегические товары, как ГСМ и зерно, становятся определяющим фактором внутриполитической стабильности. 

"В таких условиях, допускаю, власти могут начать ревизию по договорным обязательствам с крупными инвесторами-партнёрами на предмет соответствия национальным интересам Казахстана. Как  итог, вероятно, национальная буржуазия одержит верх над глобалистически настроенными олигархами в экономике страны", – предполагает политолог.

Кстати, ещё десять лет назад Концепция внешней политики Казахстана по неизвестным причинам носила закрытый характер.

Сейчас она представлена в открытом для широкой общественности доступе, включая публикацию на сайтах главы государства и МИД РК.

И даже в случае, если концепция будет переосмыслена исходя из нынешних реалий, неизменным останется содействие в построении стабильного, справедливого и демократического мирового порядка, продвижение внешней открытости государства и неразрывная связь безопасности и развития на всех уровнях международных отношений. 

В частности, равенство всех государств мира представлено в качестве равноправной интеграции в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство. 

А коллективное решение международных проблем и конфликтов рассматривается Казахстаном путём формирования коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга глобальных и региональных проблем на основе многосторонних консультаций и соглашений.