На Алматы спустились странные птицы
Издали их можно принять за синиц. Но очень издали. При ближайшем рассмотрении "синицы" всё более окарикатуриваются, увеличиваются в размерах и гипертрофируются, превращаясь в мощных и смачных птиц-кабанчиков. Их сильные клювы, сразу видно, приспособлены для того, чтобы разгрызать даже самые твёрдые плоды. Их цепкие лапки позволяют им выделывать самые невероятные "па", чтобы, не сходя с места, обобрать с веток как можно больше вкусненького. Их имя говорит само за себя.
Арчовый дубонос.
Дубонос – не в смысле "несущий дуб", а с носом (клювом), обладающим дубовой крепостью и мощью. Действительно, хват этой нескладной птицы таков, что у многих неосмотрительных доместикаторов, решившихся приручить лесного обитателя, на всю жизнь остались шрамы на руках! А приручается она легко.
"В неволе дубонос быстро свыкается с окружающей его обстановкой, довольствуется всякой пищей, легко ручнеет, но опасен, так как, будучи озлоблен, сильно кусает всё, что попадается под его крепкий клюв", – это компетентное свидетельство самого Альфреда Брэма.
Арчовый дубонос.
Не в смысле "сделанный из арчи", подобно многим традиционным поделкам, распространённым в Центральной Азии, где он обитает, а обитающий в зарослях горного можжевельника. Тех самых, что распространены (хотя и в сильно попорченном виде) и в Заилийском Алатау, над мегаполисом. Вот оттуда-то и явились на городские улицы эти красивые и немного флегматичные лесные птицы.
Вообще-то они прилетали в город и прежде. Но тогда их наблюдали только узкие специалисты и увлечённые любители. Этой же зимой их появилось столько, что на них стали обращать внимание даже простые прохожие (автор относит себя именно к таковым).
Специалисты видят в этом "нашествии" следствие прошлогодних погодных аномалий, оставивших птиц в горах без прокорма. В высокогорье случился неурожай плодов, и умные дубоносы вынуждены были спуститься в город – кормиться. А ещё поспособствовали их пришествию многочисленные снегопады. В горах снежно, и совсем нет городских коммунальных служб с их мощной карьерной техникой. Замечалось, что после очередного снегопада лесные птицы попадаются на глаза горожан гораздо чаще, чем в оттепель.
Но вот что удивило автора при встрече с парочкой арчовых дубоносов, встреченных во дворе своего дома. Их абсолютная индифферентность по отношению к наблюдателю. Заметив парочку, я сходил за камерой, вернулся, застал их там, где оставил, а после этого снимал харчующихся пернатых буквально вплотную! И это те самые птицы, которые в горах, если и попадаются на глаза, то стараются как можно скорее с этих глаз скрыться? Куда пропадает осторожность (специалисты утверждают, что эта "беспечность" обычна для поведения дубоносов в городе) и в чём логика такой перемены?
Вопрос открыт для натуралистов. Но, как мне кажется, ответ на него частично дал всё тот же Альфред Брэм в своей яркой характеристике дубоноса.
"Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; она обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но всё же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая вскоре научается распознавать своих врагов и с осторожностью заботится о безопасности".
Наш город не представляется дубоносу опасным? Что в этом – расчёт или наивность? Во всяком случае, спасибо пернатому за его явно завышенную оценку! Постараемся не обмануть ожиданий гостя из дикой природы!