Молодые мастера Казахстана: как традиции становятся частью современной моды
Художники, дизайнеры, мастера текстиля и даже татуировщики всё чаще обращаются к фольклорным мотивам, орнаментам и символам, стремясь интегрировать их в современный контекст.
Такое обращение к традициям можно считать осознанной попыткой сделать культуру актуальной и применимой в сегодняшних реалиях, помимо желания поностальгировать. Молодые авторы видят в наследии источник идей для развития дизайна, моды и искусства. И это формирует новую тенденцию – стремление соединить историю с современными решениями.
Художественная обработка дерева
Художница Марина Набиулина – одна из тех, кто сохраняет и развивает традиции казахстанского декоративно-прикладного искусства, соединяя ремесло с личным художественным почерком. Уже более двух десятилетий она занимается росписью по дереву, керамике, фарфору и стеклу, создавая изделия, в которых национальные мотивы обретают современное звучание.
Её творческий путь начался ещё во время учёбы в конструкторско-технологическом отделе народных художественных промыслов (КТОНХП) при заводе "Зергер". Это было специализированное подразделение, где художники и мастера создавали казахские сувениры, вдохновлённые этнографическими материалами, собранными во время экспедиций по регионам Казахстана.
Используя накопленные знания и опыт, она продолжила развивать своё ремесло – сдавала авторские изделия в художественные салоны и сувенирные отделы музеев. Со временем у художницы появились постоянные заказчики, а вместе с ними и новые идеи.
Изучив особенности казахского орнамента, Марина стала создавать собственные композиции, вдохновлённые народными мотивами, но выполненные в индивидуальной авторской манере. Её работы отличают точность линий, внимание к цвету и уважение к традициям.
Сегодня Набиулина работает художником по декоративной росписи изделий из дерева в ТОО "Блэк", продолжая участвовать в выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства, кукольного мастерства и фотоискусства.
Татуировки в виде орнаментов
Алматинка Салтанат Куанова начала интересоваться татуировками ещё в подростковом возрасте. Начала с рисунков маркером в лагере, затем после школы прошла курсы тату-мастерства и осталась работать в студии. С течением времени она выбрала специализацию: тюркские орнаменты и этнические мотивы стали её основной темой.
Куанова увидела, что среди её клиентов появляются запросы на татуировки с национальным стилем. Она изучила правила построения тюркского орнамента у специалиста по культуре, поняла, что каждый узор несёт определённый смысл (например, здоровье, удача, защита от сглаза) и начала применять эти знания в своих работах.
"Я считаю, что правильным будет говорить тюркская культура, поскольку казахская культура является частью большой тюркской культуры: киргизы, татары, узбеки, казахи, – это всё одна большая тюркская группа, и нет строго различия. Иногда я говорю казахские орнаменты, чтобы людям было понятнее, о чём идёт речь. Но, как по мне, исторически правильно будет – тюркские", – объясняет собеседница.
Мастер отмечает, что сегодня спрос на патриотические мотивы растёт: тюркские татуировки набирают популярность как среди самих казахов, так и среди людей других национальностей. Клиенты выбирают национальные символы, чтобы выразить своё отношение к культуре, родине или даже как элемент межнациональных браков.
В своих татуировках Куанова использует традиционные узоры – космогонические, зооморфные, растительные и геометрические. По её словам, каждый орнамент создаётся по правилам: есть структура, композиция, символика. Орнаменты применялись предками как пожелания добра, любви, благополучия. Мастер подчёркивает, что в её работе нет негативной символики – только позитивный смысл и связь с культурой.
История Куановой отражает более широкий тренд: восприятие этнических мотивов и национального искусства в Казахстане меняется. То, что раньше считалось нишевым или сувенирным, сегодня становится частью современного визуального языка и популярной культуры. Татуировки с национальной символикой становятся способом выражения идентичности и личной истории.
Музыкальные инструменты
Жолаушы Турдугулов работает мастером-реставратором в национальном оркестре имени Курмангазы.
Во время службы в Уссурийске на Дальнем Востоке у Турдугулова и появилась идея изготовить свою первую домбру – с этого и начался его путь мастера. Мужчина поделился, что не имел никакого опыта, и тогда ему помог сослуживец, который виртуозно играл на домбре и исполнял казахские народные песни. По его подсказкам Жолаушы и создал свой первый инструмент – так состоялась его первая настоящая творческая победа. Позже он увлёкся народной музыкой, полюбил казахские и кыргызские кюи, шуточные напевы и песни, которые вдохновили его продолжить путь мастера.
После демобилизации устроился работать в Дом культуры, в художественную мастерскую. В свободное время продолжал играть на домбре и настойчиво совершенствовал своё мастерство. Уже через полгода упорство принесло результат – его пригласили стать солистом-инструменталистом в оркестре.
В 1985 году, рассказал собеседник, он переехал в Алматы и устроился мастером по изготовлению казахских народных музыкальных инструментов в мастерскую при "Казмузейреставрации". Именно там начались его творческие поиски – он занялся изучением, совершенствованием звучания и дизайна домбры, а также других национальных инструментов.
"Я очень много применяю народные орнаменты в своих инструментах, стилизую их в ансамбле с дизайном инструмента. Отталкиваюсь от символов, богатых народных орнаментов, от изображении на камнях и других источников традиционного искусства", – говорит он.
Мужчина отмечает, что сейчас спрос на народные музыкальные инструменты растёт. Стало больше мастеров-изготовителей, современная молодёжь тоже интересуется национальной музыкой – особенно игрой на домбре. При этом большую часть заказов мастер получает от профессиональных музыкантов и оркестров. Турдугулов отмечает, что делает индивидуальные, эксклюзивные варианты для каждого, и при этом всегда отталкивается от народной культуры, традиционного искусства.
Ювелирные изделия
Георгий Мариниченко пришёл к ювелирному делу около девятнадцати лет назад, однако тяга к этому искусству зародилась ещё в детстве, когда он учился в художественной школе. Уже тогда его завораживали линии, формы, блеск металла и сияние камней.
Когда Георгию было восемь лет, он мечтал стать ювелиром, но не знал, с чего начать и где можно этому научиться. С появлением интернета он начал искать информацию, наблюдать за мастерами и мелкими шагами самостоятельно осваивать это ремесло. Год за годом мастер постигал секреты обработки металла, резьбы по камню и художественной композиции.
"С национальным стилем я столкнулся, когда начал участвовать в казахстанских выставках и конкурсах. Мне стало интересно, что я могу сделать в этом направлении, и тогда появилась идея создавать гравюры и украшения, в которых отражаются древняя культура и быт кочевого казахского народа. Через серебро, камень и орнамент я стараюсь передать дух степей, гор и рек моей родной земли", – говорит он.
Ювелир объясняет, что в своих украшениях старается передать культуру, традиции и образ жизни кочевого казахского народа. На гравюрах Георгия можно увидеть горы, жайляу, пастбища, юрты, в которых собираются семьи, празднуют и готовят еду на костре в казане. По словам мужчины, все эти картины он воплощает на серебряных украшениях, чтобы каждое изделие было как живая история, впитавшая дух степей и традиций.
Собеседник отметил, что ему особенно приятно наблюдать, как покупатели с удивлением рассматривают украшения, на которых в миниатюре вырезаны целые картины, отражающие культуру древнего казахского народа. По его словам, даже в современных стилях и минималистичных формах традиционные орнаменты и узоры продолжают жить и находить своё место в будущем. Современные дизайнеры и ювелиры, подчеркнул он, бережно переосмысливают древние мотивы, придавая им новое звучание.