Мода на планшеты у казахстанских пользователей пошла на спад
Согласно отчёту аналитиков IDC, за прошлый год отечественные потребители с трудом осилили ввезённые в страну 240 000 устройств, тогда, как в "хорошие годы" казахстанцы влёгкую раскупали на сотню тысяч больше.
Причём, как отмечают специалисты, в корпоративном сегменте и сегменте малого бизнеса снижение спроса незначительно. А вот в потребительском сегменте падение в 2015 году по сравнению с 2014-м составило около 26% в штучном выражении. Причём последний квартал отличился одними из самых худших результатов за три года.
Впрочем, некоторая (и, возможно, временная) стабильность на рынке корпоративных продаж наблюдается до сего времени, поскольку всё ещё присутствуют отголоски всевозможных государственных программ и акций, когда планшетами старались "одарить" различные ведомственные структуры, учебные заведения и даже депутатский корпус Мажилиса. Даже, помнится, была попытка организовать собственную казахстанскую сборку этих устройств.
Что касается потребительского рынка, то тут ситуация гораздо проще. Аналитик IDC по мобильным устройствам и планшетам Алёна Кизуб указывает три основные причины падения спроса на планшеты, которое, кстати, всё ещё продолжается:
- реалии нынешней сложной экономической ситуации – девальвация тенге и, как следствие, заметное уменьшение его покупательского веса заставили многих отложить идею покупки далеко не самого первостепенного товара до лучших времён;
- появление новых поколений смартфонов, которые стали настолько мощными и многофункциональными, что с учётом выросших размеров экрана им удалось без труда "отъесть" у планшетов значительную долю покупательского интереса. Многие пользователи осознали, что им попросту незачем носить с собою сразу два по сути аналогичных мобильных устройства;
- и, наконец, насыщение рынка – планшет оказался не тем продуктом, который требует более частой замены на более совершенный, по сравнению со смартфонами или настольными ПК. В первом случае немалую роль играет фактор имиджа и модности, во втором – постоянно растущие системные требования новых программ, особенно компьютерных игр.
Впрочем, на мой взгляд, есть ещё один, немаловажный фактор, повлиявший на спад интереса к планшетам. Немало людей осознало, что этот гаджет не подходит в качестве альтернативного ноутбуку решения. С целью уменьшить размер и вес поклажи планшет нередко брали с собой в поездку (командировку, путешествие и т.п.) в надежде, что он легко заменит более тяжёлый и габаритный мобильный компьютер. Однако, как оказалось, с помощью планшета удобно серфить интернет, лайкать в соцсетях, смотреть видео, но серьёзно работать на этом устройстве даже в, казалось бы, простых офисных приложениях крайне неудобно. Я уж не говорю о более сложных задачах. Тут нужен именно ноутбук (или ультрабук), с нормальной физической клавиатурой и серьёзной вычислительной мощностью.
Эту проблему отчасти решают устройства "2-в-1" за счёт присоединяемой клавиатуры, во многих случаях удачно совмещая в себе функционал ноутбука и планшета. Потому в прошлом году эти гаджеты, на фоне всеобщего планшетного спада, показали рекордный рост продаж – на 61,2% по сравнению с 2014 годом. Пользователи раскусили их удобство. Но поскольку стоимость этих продуктов заметно выше цен на обычные планшеты, то их доля в общей массе крайне мала.
По итогам 2015 года лидерами казахстанского рынка планшетов в абсолютном и в денежном выражении стали Samsung, Asus и Apple. При этом лидером среди классических планшетов продолжает оставаться Samsung, а среди устройств "2-в-1" – Asus.
Самыми популярными остаются гаджеты с диагональю 8 и 10 дюймов.
Распределение по операционным системам тоже практически не претерпело изменений: устройства на платформе Android занимают 85,3% рынка, доля iOS составляет – 9,4%. По сравнению с прошлым годом незначительно, но расширили своё присутствие на рынке планшеты на базе Windows – 5,4%.
Средняя цена устройства за год в Казахстане составила $225, что на 16,4% меньше по сравнению с 2014 годом.
По словам Алёны Кизуб, в этом году IDC "не прогнозирует увеличение спроса на планшетные компьютеры. Имеется вероятность роста объёмов поставок в корпоративном сегменте, особенно в секторе образования, но это не повлияет значительно на рынок в целом".
"Цены в среднем по рынку будут колебаться вокруг отметки в $170 за устройство в течение приблизительно двух лет", – полагает аналитик IDC.