Кто такие старообрядцы, и что они забыли в казахстанской тайге
Эти люди не пользуются благами цивилизации, отвергают мобильную связь, интернет и крестятся двумя перстами.
Историю первых поселенцев этих мест бережно хранят в городском историко-краеведческом музее Риддера и локальных старообрядческих музеях в кержацких деревнях и сёлах небольшого региона. По данным хранителя фонда музея Риддера Галины Полтораниной, первая волна поселенцев появилась здесь не так давно, в конце XVII века.
"Первыми поселенцами здесь были крестьяне-староверы. Попали они сюда не по доброй воле, а после раскола Русской православной церкви при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Из-за церковных и политических разногласий старообрядцы подвергались гонениям. Им призывали обрезать уши, чтобы они не могли слышать, и вырывать языки, чтобы они не могли агитировать за старую веру. Поэтому они бежали в далёкие необжитые края. Попав сюда, старообрядцы были поражены. В реках кишмя кишела рыба, леса были полны зверя. Было очень много промысловой птицы, кроме того, они увидели выходящие на поверхность руды цветных и драгоценных металлов. Суровые, молчаливые, но работящие люди постепенно стали покорять этот богатый и суровый, безлюдный таёжный край. Их не забирали в рекруты, они не платили налоги. Это было как государство в государстве. Проживая в этих деревнях, они больше чем на столетие законсервировали свои устои и культуру. Это было до самого прихода Советской власти", – рассказывает она.
Позже эти земли стали называть Беловодьем, отождествляя вольный, лишённый правительственного надзора край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди старообрядцев утопической легенды, где они имеют свои церкви, в которых богослужение идёт по старым книгам, таинства крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся двумя перстами.
Удивительно, но этот богатый рудами, плодородной землёй, рыбой и зверем край был практически не заселён. Несмотря на найденные древние выработки, следов дальнейшего присутствия здесь людей археологи не обнаружили. Складывается впечатление, что жители Рудного Алтая покинули свою землю больше тысячи лет назад, но на их место никто не пришёл. Причины этого неизвестны. Легенд среди населения много, в том числе присутствует история о могиле Чингисхана, но ни одна из них научно не подтверждена. Местные историки называют древних жителей "чудью белоглазой", но это не совсем верный термин, и пошёл он от книги Рериха "Сердце Азии". В ней он описал свою встречу со старовером в Алтайском Крае, который отвёл его на холм погребений и передал одну из легенд:
"Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами".
Первые поселенцы основали несколько деревень, но массовое переселение людей старой веры было стимулировано императрицей Екатериной Второй. Расселение происходило небольшими заимками, представляющими собой хозяйственный комплекс одной или двух родственных семей. Они получили названия по фамилиям первых поселенцев, пришедших на Убу ещё при крепостном праве.
"Староверческое население формировалось в несколько потоков. Первый поток пошёл с момента никонианской реформы, с момента гонений, это XVII век. Они шли по рекам туда, где их не могло достать государство. Это очень маленькая волна. Жили здесь в основном семьями и не держали никакой связи с внешним миром. Вторая волна пришла по указу Екатерины II: старообрядцы, которые бежали на территорию Польши, переселялись сюда добровольно, для того чтобы осваивать пустой край. Они освобождались от службы, различных повинностей, им давали земли столько, сколько они в состоянии были обработать. Это уже 1747 год. Потом был повторный указ о массовом переселении. Уже с прицелом на то, чтобы старообрядцы поставляли провизию для работников открытых здесь в конце XVIII века рудников полиметаллических и драгоценных руд. К моменту основания Риддерского рудника, вокруг него было больше двух десятков староверческих деревень. В них жили представители как поповских, так и беспоповских согласий, стариковцы и поморцы. Некоторые из них сохранились и поныне, но истинных старообрядцев, которые бы придерживались всех заповедей, в них уже не найти – слишком глубоко проникла цивилизация", – поведала экскурсовод Елена Путинцева.
В местных музеях довольно неплохие старообрядческие экспозиции. Потомки староверов, решившие переехать в город, до сих пор несут сюда старинные вещи и семейные фотографии, чтобы их память не канула в Лету.
Жили поселенцы большими семьями по 20-30 человек, объединявшими три поколения. Все беспрекословно подчинялись главе дома – большаку, как правило, старшему мужчине. Обязанности по ведению хозяйства и домашние хлопоты делилась между всеми трудоспособными, начиная с детей. Такая семья была самостоятельной экономической единицей, способной обеспечить себя всем необходимым. Мир и покой в доме держались не на страхе – на любви и уважении.
Основой этого благополучия было крепкое материальное положение местных крестьян: их трудолюбие удачно сочеталось с природным богатством края, что и обеспечивало безбедную жизнь. Исследователи удивлялись их целомудрию, уму, закалке и приверженности к своей вере. Они старались не разговаривать с посторонними и ограничивали общение до минимума.
Когда же были вынуждены приезжать в города или деревни на продажу своего мёда, пушнины и зерна, были немногословны, а по возвращению домой накладывали на себя епитимью. Били 1000 поклонов или читали такое же количество молитв. Старообрядцам запрещалось пить алкогольные напитки, курить, стричь бороду. Самой большой ценностью в семье считалась молитвенная книга, отпечатанная на старославянском языке.
Научные экспедиции в эти края больше не проводят. Лишь энтузиасты совершают вылазки в попытке узнать историю родного края. Им открывается неприглядная картина.
Большинство старообрядческих поселений в тайге близ Риддера уже давно заброшено. Как ни старались кержаки ограничить контакт с внешним миром, во времена советской власти им приходилось отдавать детей на учёбу в школы-интернаты, и многие уже не возвращались к своим истокам. Практически забыты уникальные ремёсла. На весь регион остался лишь один умелец, изготавливающий староверческие сапоги – бутылы, и у него нет учеников.
Заброшенные церкви всё ещё можно увидеть, их не растаскивают местные жители. Безмолвные свидетели того, как цивилизация победила староверов: современные настенные календари в полусгнивших бревенчатых срубах, крашеные окна, ржавые тракторы. На сегодняшний день истинных староверов, придерживающихся всех устоев, здесь не осталось вообще.
В глубине тайги осталось несколько заимок, где полностью отсутствует электричество, нет интернета и мобильной связи. Здесь живут натуральным хозяйством и на стол ставят только своё. Основной доход – пушной зверь и пасеки. Мёд таёжные жители продают в Риддере. Здесь же большинство из них имеет и квартиры, и официальную прописку.
"Они хорошо знают, как вести хозяйство в тайге, у них там есть скот и пасеки, они выезжают на охоту. Они не отрекаются от технического прогресса, с удовольствием покупают то, что пригождается им в хозяйстве. Машины, квадроциклы, тяжёлую технику. То есть они признают научный прогресс и идут с ним в ногу. Единственное, что осталось староверческое, – это, наверное, их жизненные устои, принципы формирования семьи, мироощущение и взаимоотношения с Богом", – говорит краевед Елена Лямкина.
К сожалению, придерживающиеся этих принципов таёжные жители всё так же скупо идут на контакт и долго присматриваются к новым людям, прежде чем согласиться на разговор. Поэтому повествование от первого лица пока остаётся под вопросом.