Кто такие специальные педагоги и кому они помогают
Количество детей с особыми образовательными потребностями растёт в Казахстане из года в год. Вслед за увеличением количества особенных детей растёт и общественный заказ на их успешную адаптацию и социализацию.
И система специального образования в стране совершенствуется ежегодно. Обучением таких детей занимаются специальные педагоги, которые учитывают индивидуальные особенности учеников, их характер, особенности познания окружающего мира. Эти педагоги занимаются коррекцией психофизических дефектов, развитием моторики, речи, познавательной деятельности детей, участвуют в социальной адаптации, формировании характера, навыков культурного поведения.
Один из важнейших вопросов развития детей с ограниченными возможностями – образование. Для них это не только возможность получить документ и профессию. Благодаря специально созданным условиям они могут осваивать образовательные программы, формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности, включая ориентацию в пространстве и времени, самообслуживание, умение коммуницировать в социуме, контролировать собственное поведение.
Как и обычные дети, ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи. Как отмечают специалисты, в структуре специального образования базовой педагогической подготовки недостаточно. Такую помощь особенным детям могут оказывать только специально подготовленные педагоги: логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, педагоги-психологи.
Профессиональная деятельность специальных педагогов выходит за рамки традиционной. Их знания и опыт позволяют успешно использовать в своей ежедневной работе различные виды социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности. Мастерство специальных педагогов направлено на достижение главной цели – помогать людям с ограниченными возможностями, придавая им уверенности в своих силах и делая их жизнь лучше.
В Казахстане одним из значимых вопросов системы специального образования является обеспеченность обычных и специальных учебных заведений квалифицированными специалистами.
Читайте также: Айгуль Шакибаева, правозащитник и мама особого ребенка: "Инклюзия начинается в вашем дворе"
Как сообщила главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования Управления образования Акмолинской области Марал Коспанова, в регионе обучением детей с особыми образовательными потребностями занимаются 697 специальных педагогов. Из них в общеобразовательных школах трудится – 390, дошкольных организациях – 194, специальных организациях и кабинетах коррекции – 113 специалистов. Все имеют высшее образование.
"В текущем учебном году в специальные организации образования прибыл 31 специалист, из них шесть молодых педагогов. Для выстраивания работы с детьми с особыми потребностями нужна серьёзная психологическая, методическая и методологическая подготовка специалистов. Ежегодно специальные педагоги проходят курсы повышения квалификации, посвящённые работе с детьми с особыми образовательными потребностями и внедрению системы инклюзивного образования в школах. Так, в 2021-2022 годах 1062 педагога организаций образования всех уровней, из них – более 50 педагогических работников области, повысили квалификацию по АВА-терапии, которая необходима в работе с детьми с аутизмом", – уточнила Марал Коспанова.
Должность педагогов-ассистентов ввели в казахстанских школах в 2021 году. Такие специалисты востребованы в инклюзивном образовании, они уделяют максимальное внимание детям с особыми образовательными потребностями, помогая им быстро и успешно освоиться в школе. По информации управления образования Павлодарской области, в регионе работают 51 педагог-ассистент.
"Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, поскольку дети получают там также социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее", – рассказали в управлении образования Павлодарской области.
Немного найдётся профессий, результаты деятельности в которых приравнивались бы к чуду. Специальные педагоги из их числа.
При их ежедневной поддержке, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребёнка и его семьи. Он начинает жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовится быть взрослым, нужным своей стране.