Кошелек в телефоне. На казахстанский рынок заходит Google Pay
Система электронных платежей Google Pay зайдёт на рынок Казахстана осенью 2021. Ориентировочно это произойдет в сентябре или октябре. Представители Google уже провели встречу с казахстанскими сотрудниками банков второго уровня. Эту информацию Informburo.kz сообщил анонимный источник из банковской сферы.
Пандемия стимулировала бесконтактные платежи. Google Pay уже стал лидером в России по оплате с помощью смартфона или другого гаджета среди платёжных сервисов, вытеснив Apple Pay и Samsung Pay. Смартфоны постепенно превращаются в "цифровой кошелек". Помимо оплаты покупок, можно в них хранить документы и карты лояльности.
Пластиковые карты проигрывают смартфонам в удобстве. Они забываются, теряются, а смартфоны всегда под рукой. Бесконтактным методом вы можете оплатить покупку топлива, не выходя из машины на АЗС. Забудете любые очереди. Google Pay позволяет совершать оплату бесконтактно и через POS–терминалы.
Актуальные технологии меняют бизнес–экосистему за месяцы. На данный момент в стране наблюдается микс технологий Pay и банковских кошельков, и интересно посмотреть, сможет ли новый сервис занять доминирующую позицию.
– Почему Google Pay заинтересовался Казахстаном?
– У нас достаточно давно работает сервис Apple Pay, это широкое решение. Сейчас уже официально в стране есть в Samsung Pay. В первую очередь они нацелены на то, чтобы их платежи были интегрированы в системы банков, чтобы они принимались на POS-терминалах, и расширяют линейку своего присутствия. Вхождение Google Pay – абсолютно логичный шаг, когда два основных конкурента уже здесь. Google Pay видит обороты и понимает, что здесь присутствовать нужно.
– Что привлекает подобные сервисы в разные страны?
– С 2016 года количество розничных безналичных платежей в Казахстане каждый год растет в 2,5 раза. Сейчас цифры уже очень серьёзные. Все пользуются безналом, поэтому в такой комфортной обстановке, вход большого бренда всегда будет достаточно успешным.
– Полагаете, Google Pay будет востребован в РК?
– Трудно сказать, ведь практически любой крупный игрок, кроме совсем эксклюзивных экосистем, будет рад с ним взаимодействовать, потому что это новая функциональность. Когда входят Apple, Google, Samsung, они интересны не столько для офлайновых платежей (когда вы на Pos-терминале проводите телефоном, это понятно, это у всех работает), у них также достаточно серьёзная интеграция в массу онлайн-сервисов, когда платёж в интернет-магазине, с которым интегрирован Google Pay, становится гораздо проще, чем обычные платёжные карты. Вам не нужно вводить какие-либо реквизиты, адрес, телефон и прочее. Это пара кликов – и вы уже оплатили. Думаю, пользователи Apple Pay уже к этому привыкли. Безусловно, оплата сервисов самого Google становится абсолютно бесшовной.
Отличия Google Pay от Samsung и Apple Pay
Google Pay
При наличии чипа NFC можно оплачивать покупки без интернета, но не более шести раз подряд. В отличие от других в Google Pay количество подключаемых карт не ограничено. Поэтому этот сервис подходит обладателям большого количества карт. Можно привязать к "умным" часам, поддерживающим ОС Android Wear. Первый по популярности сервис в мире.
Apple Pay
Если у вас iPhone, то вам придётся пользоваться этим приложением. Нельзя привязать свыше восьми банковских карт. Имеется возможность перевода денег на кошелёк других пользователей приложения. Поддерживается часами Apple Watch всех версий. Второй по популярности сервис в мире.
Samsung Pay
Приложение разрешено использовать только на продукции производителя. Можно привязать не более 10 банковских карт. Благодаря технологии NST позволяет оплачивать покупки без интернета в неограниченном количестве. Среди прочего плюс этой технологии в том, что можно оплачивать покупки через старые терминалы, принимающие только банковские карты. Также в Samsung Pay можно переводить денежные средства другим пользователям приложения. Samsung Pay – лучший выбор для проживающих в небольших городах. Третий по популярности сервис в мире. Поддерживается Smart-часами Gear Sport, S2 и S3, iPad и MacBook.
– На что в первую очередь смотрят подобные сервисы, когда заходят на рынок?
– Такие сервисы, как Google Pay, смотрят на развитые рынки, где не в новинку пользоваться бесконтактными платежами. Их интересует существующая развитая инфраструктура по приёму бесконтактной оплаты. В первую очередь смотрят на инфраструктуру, на существующий опыт, проникновение смартфонов, количество продуктов и конкурентов на рынке.
– Что привлекло Google в Казахстан?
– Немаловажным фактором является продвинутость и искушённость наших пользователей, так как в стране реализовано много интересных решений с применением финансовых технологий: мобильные финансовые сервисы Beeline, Kcell/Activ в интеграции с Visa и MasterCard, приложение Kaspi, различные системы лояльности, экосистемные решения от BI Group, инструменты дата анализа и скоринга от Первого кредитного бюро, открытая финтех-платформа Wooppay, Silkway с продуктом BaaS (Bank as a Service) на платформе МФЦА, новые продукты от международных платёжных систем. На данный момент в Казахстане насчитывается 48 млн платёжных карт в обращении.
– С какими проблемами может столкнуться Google Pay в Казахстане?
– Google Pay будет непросто конкурировать с Kaspi, с их инфраструктурой QR-кодов. 10 млн активных пользователей Kaspi будут использовать Kaspi QR, а не Google Pay. И только крупные банки смогут провести интеграцию с Google Pay, чтобы активировать этот способ оплаты. У Kaspi низкие ставки для мерчанта, так как оплата происходит внутри их инфраструктуры, где банк выступает и эмитентом, и эквайером. Больше у Google Pay не должно возникнуть проблем.
– Какие изменения следует ожидать в экосистеме платёжного рынка?
– Думаю, что в экосистеме платежного рынка дальнейшее развитие получат:
1. Альтернативные способы платежей: биометрия и альтернативные формфакторы платёжных средств.
2. Корпоративные экосистемы: крупный бизнес сейчас пытается строить экосистему, где финтех является неотъемлемой частью этого процесса.
3. Коллаборации и синергия больших с малыми: будут реализованы новые проекты крупными игроками рынка, коллаборации с малыми финтех-компаниями.
4. Персонификация предложений: индивидуальные предложения на основе искусственного интеллекта и анализа больших данных
5. Открытые данные и кросс-платформенность. Развитие OpenAPI и предоставление финансовых сервисов как услуг. Использование продуктов разных поставщиков в одном приложении.
6. Создание точечных продуктов: продукты для решения более узких задач бизнеса и клиентов.
7. Ужесточение регуляторики. Идентификации пользователей, требований к финтех-компаниям со стороны надзорных органов и повышение требований к информационной и финансовой безопасности.