поделилась наблюдением, знакомым любому тамаде. Люди выходят говорить и сразу же обезоруживают зал: "Я не умею красиво говорить". По её словам, это худшее начало, потому что содержательно человек ничего ещё не сказал, а уже создал неловкость.
"Это малопозитивное начало. Аудитория и так не в восторге от очередного тоста. Даже в Казахстане многие стараются если не сократить длину тостов, то хотя бы минимизировать их количество", – отметила она.
Не всегда, по её словам, есть возможность мягко донести до взрослой или пожилой аудитории, что кому-то такие тосты не нравятся, что они сбивают динамику и заставляют людей скучать. "На самом деле те, кто часто бывает на мероприятиях и обладает чувством такта и этикета, обычно сами сокращают свои тосты, говорят быстро и кратко", – сказала Надежда.
Она объясняет, почему людям хочется говорить долго: они боятся показаться неуважительными, если скажут мало. Но длинные речи вызывают противоположный эффект.
"Личные истории уместны только тогда, когда они интересны всем гостям и имеют прямое отношение к виновникам торжества", – сказала она.
Надежда акцентирует внимание на темах-табу:
- Никаких бывших – партнёров, отношений, историй из прошлого.
- Никаких подробностей работы, особенно если речь идёт о корпоративе.
- Никаких историй, которые подрывают репутацию виновников торжества, даже в шутку.
- Юмор, по её словам, "самая скользкая дорожка".
- Остроумие одни воспринимают как комплимент, другие – как издёвку. "Юмор воспринимается по-разному: одному смешно, другому неловко, у третьего возникает испанский стыд". Неподготовленные "прожарки", импровизации или шутки "на грани" опасны. Лучше отказаться, чем рискнуть атмосферой праздника.
Надежда также подробно описала типичную картину, когда гости выпили: тосты становятся длиннее, появляются неуместные шутки, вскрываются внутренние семейные или личные темы.
Она говорит, что ведущий не имеет права перебивать гостя, так как это нарушение этикета. Поэтому единственная профилактика – заранее ограничивать количество выступающих и давать слово только тем, чьи тосты действительно важны.
По её словам, чтобы избежать неловких моментов, к тосту стоит хотя бы минимально подготовиться. Она отмечает, что лучше не выходить с помятым листком.
"Удобнее и аккуратнее воспользоваться телефоном или планшетом. Для старшего поколения можно делать поблажку, но гости среднего возраста вполне способны заранее отрепетировать своё выступление. Если текст трудно запомнить, допустимо честно сказать, что будешь зачитывать, чтобы не упустить важные мысли", – отметила она.
Инструмент, который поднимает самооценку
По словам психолога Жанар Жукешевой, человек – существо социальное и общение в компании делает встречи теплее и душевнее. "В этом смысле тосты выполняют важную психологическую миссию. Они объединяют людей, собирают их вместе, позволяют сказать вслух то, что в обычной жизни человек может не решиться произнести. Тосты хороши тем, что привносят позитив в общение: в них всегда желают хорошего и отмечают лучшие качества человека. Это приятно слышать каждому", – сказала она.
По мнению Жанар, наше общество сильно завязано на теме внешних оценок.
"Они работают как Wi-Fi: если их отключить, многие могут потерять уверенность. Именно поэтому тосты – это не просто слова. Это инструмент, который поднимает самооценку. Можно сказать, самый доступный способ поддержать человека без психотерапевтов, коучей и тренингов", – пояснила психолог.
Когда о человеке говорят вслух, да ещё при всех, это звучит как социальное признание. Комплимент в тосте – это не только приятно. Для кого-то это маленькая личная церемония награждения. Даже те, кто смущается и стесняется, где-то в глубине души ставят галочку: "Меня ценят".
Она отмечает, что существует группа людей, которые предпочитают произносить длинные тосты. Им важно оказаться в центре внимания, быть услышанными и воспринятыми всерьёз, таким образом они получают свою долю признания. При этом речь не обязательно идёт о нарциссизме: иногда человек просто использует редкую социально приемлемую возможность высказаться.
По её словам, к этой же категории относятся те, кто во время тоста начинает поучать или объяснять. Им важна роль "мудреца", которую в обычных разговорах им не всегда удаётся проявить. А в момент тоста их, как правило, никто не перебивает.
Эксперт отметила, что человеческая жизнь состоит из множества ритуалов и тосты тоже являются формой ритуальной публичной коммуникации. По её словам, существует тип людей, для которых тост становится своеобразной сценой: через эмоционально насыщенную речь они стремятся подчеркнуть свою лидерскую роль. Есть и те, кому важнее создать общую эмоциональную атмосферу и усилить переживания компании.
Некоторые, как она говорит, воспринимают тост лишь как обязательный ритуал. Такие люди говорят коротко и по делу. Есть и те, кто стремится произнести "идеальный" тост и начинают уточнять множество деталей, стараясь, чтобы их точно поняли. Она добавляет, что отдельную группу составляют люди, превращающие тост в маленький спектакль с юмором, интонациями и актёрской подачей, поскольку для них важно произвести впечатление.
"Типов тостующих намного больше. То, как человек произносит тост, – это отражение его личности, характера, внутреннего мира. По тому, как человек говорит, действительно можно понять, какой он", – сказала психолог.