Комитет госдоходов о новом Налоговом кодексе: "Просто некоторый бизнес не хочет терять свою маржу"
22 декабря заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Жаныбек Нуржанов совместно с Национальным аналитическим центром (НАЦ) провёл встречу с журналистами в формате лектория в Назарбаев Университете.
Нуржанов выступил с докладом о специальном налоговом режиме на основе упрощённой декларации в рамках нового Налогового кодекса, который летом подписал президент. Кодекс, который вызвал споры среди казахстанских предпринимателей, вводится в действие с 1 января 2026 года.
"Глава предприятия сдаёт в аренду здание своему же предприятию"
После подробного доклада зампредседателя КГД о преимуществах нового кодекса журналисты спросили у Нуржанова, не поспешил ли комитет с такими кардинальными налоговыми нововведениями? На что тот ответил, что новые правила были прописаны ещё в феврале 2025 года.
"Некоторые предприниматели заявляют, что правила не обсуждались. Это абсолютно неверно. Я лично участвовал в обсуждениях рабочих групп, которые еженедельно в парламенте проводились с онлайн-подключением представителей бизнеса. Все имели возможность задавать вопросы и никто не был ограничен. Я не считаю, что там (в кодексе) были сделаны ошибки", – уверенно ответил Жаныбек Нуржанов.
Далее у чиновника поинтересовались по поводу разных налогов для компаний, работающих в B2B (Business-to-Business) и B2C (Business-to-Consumer). По словам участников, бизнес, который работает с бизнесом, должен будет выставлять счета-фактуры.
"Не появится ли какой-то дисбаланс, потому что бизнес, работающий с населением, теперь уже не сможет работать с бизнесом, чтобы сохранять свои преференции и определённый налоговый режим? Не возникнет ли на рынке хаос?" – задали спикеру вопрос.
"Наоборот, мы считаем, что хаоса не будет. У нас, во-первых, сейчас счета-фактуры также и выписываются, и на следующий год будут выписываться. Потом, мы же не запрещаем B2B полностью. Нет запрета на то, чтобы бизнес в B2B работал. В кодексе этого нет. Есть запрет на отнесение на вычет. Это немножко другая вещь. Если "упрощёнка" работает с "упрощёнкой", никаких ограничений нет, потому что для "упрощёнки" нет вычетов вообще. Да, это затронет тот бизнес, который работает в общеустановленном режиме, но это всего лишь 155 тысяч (субъектов), в которых только по одному покупателю", – прокомментировал он.
По словам Нуржанова, определённые категории бизнесов намеренно "разогрели и разогнали эту ситуацию".
"Её не стали разогревать в августе, в июле, вот только последние два-три месяца везде об этом говорят. Якобы, это наша ошибка. Те люди, которые этим занимаются, они сами это всё (лазейки в нынешнем кодексе) используют. Сестра сдаёт брату в аренду автомобиль ежегодно на 100 млн тенге или руководитель предприятия сдаёт в аренду здание своему же предприятию, плюс сдаёт в аренду какие-то права на что-то. По сути, он имеет право, но мы же это видим. Просто некоторый бизнес не хочет терять свою маржу. Отдельный бизнес не хочет отдавать в виде налогов ту разницу, которая сейчас возникает между упрощённым и общеустановленным режимом", – привёл примеры Нуржанов.
Он посоветовал поинтересоваться у представителей розничного бизнеса или владельцев кафе, довольны ли они нынешними условиями упрощённой декларации.
"Они скажут вам, что эти условия их полностью удовлетворяют. Тем более они не будут плательщиками НДС. Нам говорят, что 400 тысяч субъектов бизнеса останутся без бизнеса, но мы не видим, что здесь есть какой-либо бизнес. Там даже работников нет как таковых", – заявил зампред комитета.
"Для "упрощёнки" порога по НДС не будет!"
Следующий блок вопросов касался условий упрощённой декларации. И на этот счёт Жаныбек Нуржанов поспешил всех успокоить.
"Теперь не надо регистрировать на одну точку (например, на торговую) два-три субъекта. Для тех, кто работает на "упрощёнке" и соответствует этим условиям, порога по НДС не будет вообще! Порог в 10 тысяч МРП на "упрощёнку" не распространяется. У вас есть один порог – 600 тысяч МРП в год. Больше никакого порога у вас не будет. Сейчас, в 2025 году, порог по НДС, наоборот, распространяется на упрощённую декларацию. 74 млн тенге (минимальный порог оборота для постановки на учёт по НДС) достиг, открывай другое ИП и через него работай. Давайте не будем играть в эти игры. Мы предлагаем, чтобы те, кто будет работать на "упрощёнке", теперь вообще не будут признаваться плательщиками НДС. Даже если вы превысите порог в 10 тысяч МРП, мы вас на учёт по НДС ставить не будем! Если вы действительно соответствуете условиям упрощённой декларации", – заверил Нуржанов.
Но для этого, по его словам, до 1 марта 2026 года всем, кто работает по упрощённой декларации, нужно предоставить уведомления в налоговые органы, так как в новом кодексе прописано, что если ИП работает по упрощённой декларации и одновременно владелец этого ИП является учредителем другого ТОО, то это ТОО уже не сможет применять упрощённую декларацию. "Упрощёнка" может применяться либо в ТОО, либо в ИП.
"Почему мы так сделали? Потому что де-юре количество бизнеса растёт, а де-факто ничего не сделано. Трудовые отношения появляются задним числом. Если ты не работал этих шести месяцев, а на бумаге их создал, это же не значит, что ты работал. Подменяются трудовые отношения. Вместо того чтобы платить подоходный налог, соцналог и пенсионные отчисления, платили три процента с оборота. Для работодателя это дешевле, для работника это может боком выйти", – сообщил спикер.
"Ну, если закон такое позволяет?" – прозвучала реплика из зала.
"Что значит закон позволяет?! Его надо правильно читать. Если нет ограничений, это не значит, что всё можно делать. То, что есть на бумаге, не всегда есть в действительности", – заметил зампред.
У соседей не легче?
Далее он прокомментировал публичные призывы некоторых представителей бизнеса в соцсетях, что легче открыть бизнес в соседнем Узбекистане, чем работать с новым кодексом. На этот счёт Жаныбек Нуржанов тоже подготовился, отметив, что в Узбекистане тоже есть специальный налоговый режим.
"У нас будет ставка налога 2-4%. В Узбекистане – 1%. Но у нас доход, оборот в рамках которого ты можешь работать 4,3 млн долларов в год, это 600 тысяч МРП, у них же – 80 тысяч долларов. Представляете, какая разница? У нас самозанятый с оборотом до 1,3 млн тенге в месяц (до 15 млн тенге в год) будет платить только 4% с дохода без подоходного налога. По НДС пороги у стран одинаковые: у них – 43 млн тенге, у нас – 40 млн тенге. По НДС: у нас ставка будет – 16%, у них – 12%, КПН (корпоративный подоходный налог): у нас – 20%, у них – 15%. У нас соцналог – 6%, а у них – 12%", – апеллировал сравнительной статистикой зампред.
Такие ставки, по его словам, приводят к тому, что в Казахстане при численности населения 20 млн человек в 2024 году на систему здравоохранения выделено 2,2 трлн тенге, на соцподдержку – 5,3 трлн тенге. Тогда как в Узбекистане при населении 37,5 млн человек на здравоохранение по нашим деньгам выделено1,5 трлн тенге, а на соцподдержку – 645 млрд тенге, то есть в девять раз меньше. Более того, преференции по налогам (КПН, налог на землю и имущество) для инвесторов в РК – от 8 до 10 лет, а в Узбекистане – до трёх лет максимум.
К слову, если в 2023 году общий объём налоговых поступлений от МСБ и среднего бизнеса в РК составил 4,5 трлн тенге, то в Узбекистане он равнялся 1,1 трлн тенге, то есть в четыре раза меньше. По данным МВФ, в среднем налоговая нагрузка в Казахстане – 19,5%, а в Узбекистане – 24,7%.
"Почему там один процент (с 1 января 2026 года в Узбекистане для ИП и самозанятых лиц устанавливается единая ставка налога с оборота в размере 1% от их совокупного годового дохода)? Дело в том, что у них налоговая система хорошо развивается, количество населения большое, в основном это дехкане, торговцы на рынках, и у них не организована вот эта часть. Поэтому у них сейчас стоит задача хотя бы легализовать тех, кто стоит на базарах, которые вообще ничего не платят. Они в начале пути", – оценил ситуацию у соседей Нуржанов.
Он предупредил, что если нерезидент будет оказывать у нас услуги, то казахстанский предприниматель будет ещё платить (налоги) за него 16%. Потому что это обязательства казахстанца.
"Об этом почему-то молчит тот бизнес, который зовёт открывать бизнес в Кыргызстане или Узбекистане. Это тоже не путь! У нас есть справка, где-то порядка 1100 наших плательщиков осуществляют деятельность в Узбекистане. Но это нормальное явление. Это совместные предприятия. У нас и узбекского бизнеса достаточно. В Западном Казахстане на нефтянке много представителей других стран. Это нормальная инвестиционная деятельность. Боятся этого абсолютно не стоит. Никто не пойдёт (массово открывать бизнес в соседних странах)", – заверил Нуржанов.
"Статистика уже есть какая-то, сколько казахстанцев уже открыли бизнес в Кыргызстане, например. Вы отслеживаете?" – уточнили у зампреда.
"Дело в том, что они регистрируются там же. Поэтому у нас нет информации. Просто так пойти и зарегистрироваться в Кыргызстане и оказывать услуги на территории РК от этого не выиграет ни бизнес... Ну бюджет уж точно не пострадает, потому что, наоборот, обязательства могут вырасти, и это отразится на самом бизнесе. Поэтому мы к этому (желанию казахстанских бизнесменов открывать дело в соседних странах) нормально относимся", – резюмировал Жаныбек Нуржанов.
Таким образом, позиция Комитета госдоходов сводится к тому, что новый Налоговый кодекс – это не попытка "закрутить гайки" бизнесу, а стремление сократить серые схемы и выровнять правила игры между разными налоговыми режимами. В КГД настаивают: большинство предпринимателей, особенно в рознице и сфере услуг, не почувствуют резкого ухудшения условий, а разговоры о массовом бегстве бизнеса за рубеж во многом преувеличены.