Помню, ещё в детстве настоящим праздником был тот день, когда в почтовом ящике появлялся очередной номер детского издания. Кто-то из моих друзей предпочитал выписывать "Костёр" или "Ежа", кто-то - "Юного натуралиста". У нас же всегда были новинки от "Студенческого меридиана" и "Мурзилки". Зато какое удовольствие было для нас, детей, собравшись в кружок во дворе, перелистывать страницы журналов решать ребусы и загадки и делиться друг с другом чем-то новым и интересным. Но тогда вся страна читала. Это было модно.

Сегодня глаза подростков не отлипают от экранов смартфонов. Быть может, поэтому продвинутые умы, занятые решением насущных и острых проблем государственного масштаба, апеллируя к действительности, и выдают очередную байку про то, что детям сегодня не нужны журналы и газеты, ибо им не без помощи IT-технологий доступна нынче абсолютно любая информация. Ну а то, что недоступно, можно при желании почерпнуть из зарубежной периодики. Так-то оно так, да вот только нет-нет да и появляется где-то на задворках сознания негодующий и даже крамольный вопрос: неужели в Казахстане не хватает своих специалистов, способных доступно и просто объяснить подросткам или малышам то, с чем мы в жизни сталкиваемся ежедневно?

Оказывается, есть. Пример тому новое красочное полиграфическое научно-популярное издание для школьников и их родителей с чётким и ёмким названием, призывающим к действию - "OYLA", что в переводе с казахского означает "Думай".

Да, нашим детям надо думать, размышлять о том, что они видят и узнавать, как можно применить в жизни полученные ими знания. А ещё они остро нуждаются в общении, причём не с вечно занятыми мрачными взрослыми, а с теми, кто понимает их. Конечно, это не психолог.

Задача № 1: углубить знания


Фото автора
Людмила Утемуратова, издатель журнала "OYLA"

"Мы провели мониторинг рынка печатных изданий в Казахстане и обнаружили, что для наших детей ничего нет. Появление такого издания было очень своевременным, потому что именно сейчас нужно вкладывать в образование детей. Мы помним, что раньше были детские журналы, начиная от "Весёлых картинок" и заканчивая "Наукой и жизнью". Это воспитывало молодежь и стимулировало тягу к научным исследованиям. Сегодня мы хотим популяризировать науку, сформировать любовь к ней, привить интерес к инновациям, изобретательству у детей школьного возраста", - рассказала informburo.kz издатель журнала "OYLA" Людмила Утемуратова.

Журнал рассчитан на аудиторию от 6 до 11 класса. Для тех, кто уже начал проходить в школе естественные, фундаментальные науки: химию, физику, астрономию, биологию. Основной посыл издания – рассказать просто о сложном. Например, о "Споре, который длился полвека". Как выясняется, это не просто какие-то прения или дебаты - речь идёт о таком известном в физике явлении, как величина силы движения. И даже если в долгом споре сторонников знаменитого философа Готфрида Вильгельма Лейбница, обнаружившего в трактатах философа Декарта ошибку, с картезианцами (последователями Декарта) нет ни победителя, ни побеждённого, узнать, в чём причина и каков результат, всегда интересно. И надо полагать, не только детям. Впрочем, стоит отметить, что обе стороны оказались и правы, и неправы одновременно. Правы, поскольку обе величины mv и mv2 являются важными характеристиками движения. И неправы, потому что ни величина m|v|, где |v| - это модуль скорости, ни величина mv2/2 не обладают свойством сохранения при взаимодействиях. Наконец, спустя годы спорщики всё же обратили внимание на знаменитый труд Исаака Ньютона "Математические начала натуральной философии", который, как ни странно, появился в то же время, как начался известный спор – в 1686 году.


Фото автора
Долгий спор философов

Надо признать, что и словесные битвы непримиримых спорщиков и ньютоновская сила действительно изложены просто и доступно. Человеку, прочитавшему материал, даже очень далёкому от физики, совсем не сложно будет разобраться в основных принципах действия механики. Ну, а уж какого подростка не заинтересует бионическая роботехника! Примеры из истории вперемешку с современными достижениями затягивают читателя. И это не фантастика, потому что, оказывается, всего лишь за 99 долларов в интернет-магазинах США уже можно заказать комплект для превращения простого таракана в киборга, а в сегменте Интернета постсоветского пространства обзавестись радиоуправляемым уборщиком квартиры. Конечно, в отличие от таракана-киборга, такой уборщик стоит в разы дороже, но и принцип действия у него намного сложнее.

Разброс тем в журнале довольно широк. Чем-то напоминает издание советского времени "Хочу всё знать". В журнале есть что почитать и страстным любителям риторики, и мечтателям о "зелёных" человечках. Его создатели не скупятся на идеи и напропалую миксуют фундаментальные науки с популярной современной информацией.


Фото автора
Асем Жапишева, редакционный директор журнала

"Если говорить о контенте, то у нас расхождений со школьной программой фактически нет. Ведь есть вещи, которые в принципе уже всем известны. Есть закон Ньютона, теория относительности. Там никаких разночтений быть не может. Если рассматривать какие-то гуманитарные дисциплины, то там бывают разночтения. Но здесь нас выручат авторы, которые тоже преподают в школах и читают лекции в университетах. Поэтому я бы не сказала, что у нас на страницах будет какая-то крамола в виде странных утверждений а-ля "земля плоская и стоит на четырёх черепахах". Конечно, такого у нас не будет. Наша задача углубить знания школьников", - заметила informburo.kz редакционный директор журнала Асем Жапишева. 

Планируют создатели "OYLA" выпустить и онлайн-версию. По их словам, вряд ли она будет на 100% дублировать печатный журнал.

"Вы знаете, что сейчас дети вовлечены в Интернет. И поэтому какие-то вещи мы будем включать в интернет-версию. Есть очень много такого, что просто невозможно поместить на печатных страницах. Например, видео научного или химического опыта, какие-то интерактивные вещи, которые хорошо работают только в digital. Более серьёзные материалы, где надо сидеть читать, будут в печатной версии. Кстати, на бумаге полученная информация воспринимается лучше, и это подтверждено научными исследованиями. А развлекательная часть, какой-то интертеймент (развлечение. – Авт.), медийное сопровождение, мультимедиа будут в Интернете", - пояснила Асем Жапишева.

Не дороже знаний

Наверное, сегодня банально произносить прописные истины о стоимости знаний. Однако платоновские изречения популярны до сих пор. Впрочем, чего стоят прочные, усвоенные на годы нормы жизни - известная дилемма между первичностью материи и вторичностью сознания. Поэтому, не ударяясь глубоко в философию, просто признаю: журнал недёшев, но весьма интересен и познавателен.

"Мы делаем ставку на подписку. Годовая - 13 900 тенге, в розницу он будет стоить чуть больше - 1200 тенге. Это оптимальная стоимость, если учитывать типографию нашего журнала, высокое качество", - отметила Людмила Утемуратова.

В планах создателей журнала привлекать к работе над ним самих школьников. Правда, пока, как признаются сотрудники редакции, они не продумали, каким образом поощрять подростков. Конечно, можно предположить, что можно сыграть на эго ребенка, которому "будет круто" попасть на обложку журнала и стать узнаваемым. С другой стороны, возможно, не стоит сбрасывать со счетов меркантильный интерес сегодняшнего поколения, которое, в отличие от нас тогдашних, серьёзно задумывается о результате своего труда. Что поделать? Либеральный принцип об оплате любого труда - далеко не миф. Вместе с тем, надо полагать, здравомыслящие люди всегда могут договориться и найти условия, удовлетворяющие обе стороны.


Фото автора
Всегда найдётся решение

В заключение отмечу, что с появлением журнала "OYLA" мы возвращаемся к старому, применяемому ещё в советское время методу, когда поощрялась тяга к наукам. И это замечательно. Хотя бы потому, что изначально любая детская литература призвана формировать художественный и научный вкус ребенка, быть проводником в мир взрослых и, наконец, быть прекрасным источником для инновационных идей.

Создателям же журнала "OYLA" хочется пожелать долгого творческого потенциала.