На августовском совещании педагогов Астаны к Асету Исекешеву обратилась директор общественного фонда "Право" Ольга Рыль. Она рассказала акиму о вечерней школе №39, в которой учатся трудные подростки, и попросила его войти в попечительский совет. По её словам, учреждение находится в сложной ситуации, так как расположено в совершенно не приспособленном для занятий здании, где нет ни спортзала, ни актового зала, ни столовой. Informburo.kz рассказывает о том, как работает школа и какое будущее её ожидает.


Школа находится по адресу: улица А.Молдагуловой, 22 / Фото informburo.kz

В школе всего 6 учебных кабинетов

В школе обучаются только старшие классы, с 9-го по 11-й, и оттуда ежегодно отбывает самый большой поток выпускников по городу – более двухсот человек из 400 учащихся. Учреждение работает в три смены, на каждую из которых приходится более ста учеников. Ольга Рыль на совещании говорила о том, что количество детей в этом году увеличится.

Школа арендует здание бывшего детского сада. В нём нет буфета, столовой, спортивного и актового зала. Дети, если у них есть возможность, приносят еду с собой или бегают в магазин через дорогу. Кабинеты биологии и физики не имеют лабораторий. В библиотеке нет читального зала, и детям негде заниматься, когда на это есть желание и время. В программе вечерней школы отсутствует предмет "Информатика" (он факультативный), так как там преподаются только основные дисциплины.


Школа расположена в здании бывшего детского сада / Фото informburo.kz

Учителя проводят собрания в одном из классов – учительской тоже не предусмотрено.

В этих же классах они работают над поурочными планами и проводят мероприятия, если, конечно, на улице холодно. В тёплое время года они выходят с детьми в школьный двор. Места не хватает и на кабинет психолога, хотя в школе учатся дети со сложными судьбами, с ними регулярно нужно разговаривать и заниматься.

"У нас всего десять кабинетов, шесть из них – учебные. На первом этаже три кабинета, ещё три – на втором. В них очень мало места, часто пытаемся сгруппировать учеников, поделить стулья между классами. Проводить мероприятия для всех мы тоже не можем – нет актового зала. Нам приходится освобождать самый большой кабинет и там что-то проводить, поделив детей", – рассказывает учитель русского языка Ляззат Акылова.

Туалет для мальчиков и девочек в школе общий, как и гардеробная с вахтой. В одном из кабинетов чувствуется стойкий запах сырости. Вход в школу, по словам учителей, очень маленький и не соответствует техническим нормам. В маленьком коридоре во время перемен всегда создаются "пробки".


Так выглядит самый большой кабинет в вечерней школе / Фото informburo.kz


В узких коридорах часто создаются пробки / Фото informburo.kz

Учреждение соседствует с Центром адаптации для несовершеннолетних, спальное помещение которого находится прямо через стену. На переменах ученики вечерней школы нередко мешают своим соседям, у которых в это время "тихий час".

Единственное, что сейчас устраивает учеников и учителей – расположение здания по соседству с хорошей транспортной развязкой.

"Нас как-то хотели закинуть на Ильинку, к примеру. А у нас же большая часть учеников из малообеспеченных семей. И они не смогут ездить с двумя-тремя пересадками, – рассказывает завуч по учебной работе Гульзира Дюсенова. – А обучаются здесь дети со всего города и из пригородных районов в радиусе 30-50 километров. Необходимо, чтобы здание школы находилось ближе к центру города, где есть хорошая развязка, чтобы дети могли ездить без пересадок".

К тому же, по словам учителей, у детей далеко не всегда есть деньги на проезд, из-за чего они порой не приходят на занятия.


Общий туалет для мальчиков и девочек / Фото informburo.kz

«В обычной школе они были замкнутыми и скромными»

Ерназар Мухиден, выпускник школы №39, сдал ЕНТ – теперь он учится в аграрном университете на специальности "учёт и аудит".

"Я учился в колледже, но, чтобы получить аттестат о среднем образовании, пришёл в эту школу, – рассказывает он. – Учителя здесь очень хорошие, они давали мне знания, учили хорошим манерам. Поступить в университет мне было нелегко, но я готовился целый год. Преподаватели помогали мне даже во время каникул: я просто приходил в школу, и они, занимаясь своей работой, параллельно отвечали на мои вопросы".

Ерназар – скорее, исключение из правил. Большинство учащихся в вечерней школе не сдают ЕНТ, после получения аттестата идут сразу работать. Учителя отмечают, что в основном здесь учатся дети, имеющие проблемы с поведением, законом, социальные трудности. У некоторых из них нет дома, и им приходится жить на дачах вдали от города.

Однако сам Мухиден отказывается называть детей из 39-й школы проблемными: "У каждого человека есть какие-то проблемы, и называть именно этих ребят проблемными, я не считаю правильным. Там учатся разные люди, не нужно зацикливаться на их недостатках. Главное, что, придя в эту школу, они смогли раскрыться. В обычной школе они были замкнутыми и скромными".

Об этом же говорит и девочка из 11 класса Жанель Юсупова: "Я бы не сказала, что эти ребята плохие. Да, некоторые пьют, курят, но в какой школе нет таких учеников? До этого я девять лет училась в обычной школе – там было всё то же самое. Наши ребята дружные, мы ходим в кино, общаемся, узнаём вместе много интересного. Я даже не могу ничего плохого сказать о них", – рассказала Жанель.

В прошлом году мамы Жанель не стало, и сейчас она живёт с опекунами. Учёбу школьница совмещает сразу с двумя работами: парикмахером в салоне красоты и официанткой.

Психолог общественного фонда "Право" Ольга Саратова отмечает, что дети в этой школе очень быстро взрослеют. И очень многие исправляются.

"Почему подросток стал совершать правонарушения? Потому что в семье недостаточно средств. А все ребята хотят подражать друг другу: иметь крутой мобильный телефон, брендовую одежду. Но семья не может этого позволить. В итоге ребёнок делает определённый выбор. Но когда они попадают в вечернюю школу, у них срабатывает другой механизм. Там преподавательский состав нацеливает их на то, что они могут совмещать учёбу и работу. И тогда он понимает, что может зарабатывать деньги и приобретать эти вещи. Другое отношение к жизни появляется. Эти дети намного взрослее интеллектуально, потому что в бытовом плане реализовываются, в социуме. К примеру, поступление Ерназара в университет – это большое достижение. Когда проводишь анализ, поражаешься, как за короткий промежуток времени взрослеют дети в этой школе", – говорит Ольга Саратова.


В библиотеке нет читального зала / Фото informburo.kz

Что ждёт школу в будущем?

На недавнем совещании педагогов Астаны Асет Исекешев пообещал, что в скором времени школьники столицы смогут пользоваться питьевыми фонтанами и индивидуальными шкафчиками. Вот только касается ли этой школы №39 – большой вопрос, ведь там для них просто нет места.

Школа находится на полном обеспечении акимата: ведомство арендует здание, из местного бюджета выделяются средства на заработную плату сотрудников, оплату коммунальных услуг, укрепление материально-технической базы, в целом на приобретение и закупку необходимых средств.


Так выглядит гардеробная на 400 человек / Фото informburo.kz

По словам представителей управления образования, капитальный ремонт школы запланирован на следующий год. Однако главная сложность в том, что здание просто не подходит для школы, и неизвестно, как ремонт может чем-либо помочь.

Кроме того, в ведомстве заверили, что в попечительский совет войдут представители городской власти. Однако, судя по всему, не в лице акима.

"На сегодняшний день все столичные школы требуют особого внимания. Для этого и были созданы попечительские советы и клуб меценатов. За данной школе будет закреплен как минимум представитель управления образования в лице руководителя или заместителя" - прокомментировали в управлении.

Сейчас в Астане строятся 10 новых школ, ещё для 30 объектов подготовлены участки. Возможно, при реализации этих планов и для школы №39 выделят отдельный блок. По крайней мере этот вопрос должен быть рассмотрен.