На окраине города Алматы раскинулась большая, ухоженная территория с одноэтажными зданиями за закрытым наглухо забором. По периметру – камеры, на калитке – видеофон. Попасть внутрь непросто. Если это всё-таки удалось, придётся пройти ещё одни такие же ворота. С первого взгляда кажется, что это режимный объект – не хватает разве что колючей проволоки на заборе.


Это казахстанский Вефиль свидетелей Иеговы / Фото Informburo.kz

Так выглядит Вефиль – главный офис или администрация сообщества свидетелей Иеговы.


Во дворе ни травинки, ни соринки / Фото Informburo.kz

Во дворе нас встречает один из старейшин, его зовут Владислав. Рассказываем ему о своих планах: экскурсия по Вефилю, беседа со всеми, кто согласен, интервью со старейшинами. Владислав не против и сразу же заводит нас внутрь: в первом помещении расположен маленький музей – по нескольким экспонатам можно узнать историю общины.


Первые свидетели Иеговы назывались исследователями Библии / Фото Informburo.kz

Чем свидетели Иеговы отличаются от других христиан?

Вокруг свидетелей витает множество слухов и домыслов. Но, по словам Владислава, никто не пытается эти слухи развеять. Даже когда происходит очередной громкий инцидент (чаще всего связанный с переливанием крови), к ним никто не обращается за комментарием – в том числе и журналисты. В то же время свидетелям Иеговы (СИ) всегда есть что ответить.

Главные отличия свидетелей Иеговы от других религиозных организаций:

  • религиозная организация в Казахстане не считается сектой, у неё есть все разрешительные документы;
  • СИ, хоть и считают себя христианами, но не поклоняются крестам, мощам, иконам и прочим атрибутам христианской веры. Храмов, монастырей, часовен и профессиональных священнослужителей у них тоже нет;
  • СИ крестятся во взрослом возрасте и только после того, как точно определятся в своём стремлении служить Иегове;
  • СИ не отмечают привычные нам праздники, они считают, что радоваться жизни и дарить друг другу подарки можно в любой день;
  • тем не менее у свидетелей есть один официальный праздник в году – вечер памяти Иисуса Христа (накануне его распятия);
  • свидетели с уважением относятся к госсимволам и законам государства, в котором живут. Например, брак между свидетелями не считается действительным без свидетельства о браке, выданного в загсе;
  • свидетели Иеговы – пацифисты, но немного в иносказательном смысле, они не относятся к официальному движению пацифистов. Потому что сторонники движения в качестве методов отстаивания идеи ненасилия используют мирные демонстрации, шествия, политические процессы, лоббирование, а свидетели – нет. Но из-за неприятия насилия свидетели неоднократно подвергались гонениям в ХХ веке;
  • свидетели Иеговы отказываются от любого вида военной службы по соображениям совести. Они считают, что не могут поддерживать вооружённые силы и боевые действия даже косвенно, путем несения нестроевой службы. Но они соглашаются на альтернативную гражданскую службу, которая приносит пользу гражданскому обществу (больницы, общественные работы, хосписы);
  • служение по улицам и домам, которое всех так раздражает – для свидетелей Иеговы завет, который важно исполнять;
  • у свидетелей нет национальности, поэтому вы можете увидеть семейные пары с самыми невероятными сочетаниями цветов кожи и разрезов глаз;
  • все свидетели обращаются друг к другу "брат" и "сестра", обращаются по имени и на ты, независимо от возраста;
  • СИ очень трепетно относятся к своему здоровью, огромное внимание уделяют личной гигиене, правильному питанию и спорту (на территории Вефиля есть футбольное поле).

На питании нельзя экономить, иначе потом придётся раскошелиться на лекарства – так рассуждают СИ / Фото Informburo.kz

Как они появились на территории Казахстана?

Возникновение первых общин исследователей Библии было спровоцировано советским правительством. Во время строительства коммунизма любая религия была вне закона, а религия, исповедующая пацифизм – особенно.

Так как казахские степи почему-то считались наказанием, сюда товарными вагонами отправляли ссыльных со всей России. Исследователи Библии духом не упали и продолжили свою деятельность на новой родине, позже к ним примкнули уже местные жители.


Первая литература казахстанских исследователей Библии / Фото Informburo.kz

Первые общины ссыльные образовали в Караганде и Жезказгане в 1940-х годах, а затем распространились практически по всему Казахстану. В те времена, когда заканчивался срок ссылки, человек имел право покинуть спецпоселение, но вернуться домой ему было нельзя. Поэтому многие оставались там же, где провели 15-20 лет наказания. Кроме того, в Казахстан приезжали и люди, в своё время сосланные в Сибирь, – здесь климат был мягче.

В советское время деятельность СИ жёстко пресекалась, поэтому им приходилось действовать подпольно. Владислав рассказал, что ещё помнит, как в 80-е годы приходилось вставать в пять утра и идти на встречи собрания. Кроме того, дети обводили ручками скопированный на печатной машинке текст религиозной литературы. Яркие глянцевые журналы появились в Казахстане лишь в 1991 году. Сейчас их уже нет, по крайней мере, мы не увидели ни одного.


Запрещённую литературу нередко переписывали от руки / Фото Informburo.kz

Независимость страны дала свидетелям Иеговы свободу. На 1990-е пришёлся расцвет общины – именно тогда они начали активно ходить по домам и раздавать литературу. Первый конгресс, который оказался ещё и международным, прошёл в 1991 году в Алматы на стадионе АДК. Тогда добровольцы сделали ремонт и навели порядок на стадионе, чего до них никто не делал много лет.


Любой текст, какой бы мы ни встречали в Вефиле, был на двух языках / Фото Informburo.kz

Общины на местном уровне начали регистрироваться уже с 1992 года (первой была община в городе Чу Жамбылской области), а позже – другие. В 1997 году официальный статус получил Республиканский центр – Министерство юстиции зарегистрировало религиозный центр свидетелей Иеговы в Республике Казахстан.

В 2012 общины во всех 14 областях и двух городах республиканского значения успешно прошли перерегистрацию. С самого начала в них стали проводиться встречи на казахском языке, а в 2014 состоялся первый республиканский конгресс на казахском языке.


Интересная статистика для скептиков / Фото Informburo.kz

В Вефиле все вывески и вся информация – на казахском и русском языках, по словам старейшин, это сделано для удобства казахскоязычных адептов.

Как они живут сейчас?

О свидетелях ходит много слухов, например, что им запрещено смотреть телевизор, читать книги помимо специальной литературы, нельзя общаться с родственниками, которые не разделяют их религиозных взглядов. Также один из распространённых мифов, что многие свидетели не работают, а только ходят и служат по домам, а живут за счёт финансирования из главного центра свидетелей в Бруклине.


Эти молодые люди только что закончили работу в различных отделах Вефиля / Фото Informburo.kz

По словам Владислава, СИ любят и могут смотреть телевизор сколько угодно, с некоторыми ограничениями: порнографию, например, нельзя. Книги им читать тоже можно, но при этом они должны находиться в постоянном процессе чтения Библии (то есть за свою бытность свидетелем человек прочитывает её десятки раз, именно поэтому они к каждому случаю по памяти могут выдать номер стиха и его содержание). Также они должны читать свежие выпуски религиозных журналов – "Сторожевой башни", например. С семьёй общаться никто им не запрещает, более того, свидетель обязан заботиться и уделять внимание каждому члену своей семьи. Невнимательное отношение к родным может стать причиной исключения из собрания (об этом расскажем позже).


Здесь не любят ленивых и всячески поощряют труд / Фото Informburo.kz

Отсутствие работы тоже может стать причиной исключения, потому что обеспечивать свою семью – это тоже забота. Поэтому все свидетели работают. Но если вы встретили парочку СИ, служащих по улицам в дневное время в будний день, то объяснение тут только одно – график у них такой. Кто-то специально выбирает такую работу, чтобы оставалось много времени днём, в это время удобно служить.


Грубо говоря, эти люди работают тут за еду / Фото Informburo.kz

СИ, которые работают в Вефиле в Алматы, находятся на содержании центра. Каждый выполняет работу, за которую получает всё необходимое, зачастую и крышу над головой. Конечно, главный центр в Бруклине помогает нуждающимся, но, как правило, Казахстан сейчас находится на своего рода самоокупаемости – сколько жертвуют, столько и тратят.


В Вефиле стремятся к автономии / Фото Informburo.kz

СИ не обязаны жертвовать какие-то определённые суммы и вообще не обязаны ничего жертвовать. Каждый поступает так, как считает нужным. Но когда грядёт какое-то важное мероприятие, вроде постройки нового Зала царства (так свидетели называют здания, где проводят свои встречи), народ активизируется и жертвует активнее. Своего рода асар, при этом никто никогда не знает, сколько дал другой. А вообще, по словам Владислава, в одном среднем собрании собирают около 50-60 тысяч тенге в месяц.

Ещё один распространённый миф – что свидетели отнимают квартиры у пожилых людей.

"Мы отрицаем, что организация отнимала квартиры или какое-либо имущество у свидетелей, – сказал Владислав. – Но случаи добровольного дарения или завещания – это как раз сфера свободных гражданско-правовых отношений. Мы не можем отрицать, что такое было, но это правовые отношения между людьми. Бывает, что дети бросают стариков и уезжают в другую страну, а свидетели приходят и помогают, ведь старикам зачастую просто даже не хватает общения. И хоронят их братья и сёстры по вере, а не родные дети. Потому, наверное, нормально, что старики хотят отблагодарить тех, кто был им близок в последние дни жизни. Такие случаи крайне редки. Могу назвать один: свидетель ещё в 1990-е завещал кусок земли в Талгаре, где был построен Зал царства. Сейчас он уже устарел, мы его реконструируем".

Как они живут? Они образовывают семьи, воспитывают детей, устраивают пикники, собираются все вместе, поют свои песни.


Вот так проводят вечера гости Вефиля / Фото Informburo.kz

Исключение или смерть

Смерть для свидетелей Иеговы не считается чем-то страшным. Они не верят в загробную жизнь, но уверены, что после смерти воскреснут уже на райской земле. Там встретят всех своих близких, кого любили при жизни. При этом им завещано как можно тщательнее беречь жизнь – это самый дорогой подарок Бога.

Похороны проходят просто и без затей, согласно традициям местности. В Казахстане тело укладывают в гроб или заворачивают в саван, в зависимости от национальных традиций семьи, говорят прощальные речи и хоронят на кладбище. Кремация не запрещена, а всякого рода ритуалы вроде отпевания отсутствуют полностью.

Точно так же и другие ключевые моменты в жизни человека – никто не уделяет им слишком много внимания. Разве только свадьбы и годовщины свадеб празднуются более-менее пышно. Рождение ребёнка вызывает бурную радость, но детских праздников на день рождения у него никогда не будет. Многие свидетели не спешат заводить детей, считая, что не стоит пускать в наш греховный мир новую жизнь. При этом аборты у них запрещены, а предохраняться можно.


Из пяти свидетелей, с кем мне довелось поговорить, лишь двое женаты, и ни у кого из них нет детей. На фото Владислав и Мади / Фото Informburo.kz

Ещё один важный момент: секс вне брака считается очень серьёзным грехом, и за этот грех человека исключают из общины. Поэтому многие свидетели рано женятся.

За что могут исключить из общины?

  • курение;
  • наркотики;
  • злоупотребление алкоголем;
  • невнимательное отношение к семье;
  • лень и безделье;
  • чрезмерную страсть к богатству;
  • воровство;
  • ложь;
  • гомосексуальность.

При этом оговаривается, что исключаются не за сам грех, а за то, что человек не раскаялся. То есть исключают и смотрят, как человек себя ведёт. Причём при наличии сильного и искреннего раскаяния могут не исключить, но дать строгий совет на основании Библии. Если он продолжает ходить на встречи, искренне жалеет о случившемся, его восстанавливают в праве быть свидетелем. Исключение и восстановление происходит одинаково: сначала совет старейшин разговаривает с провинившимся, потом совещается, а потом на встрече собрания объявляется вердикт. Причём причина исключения не оглашается – это личная трагедия исключённого и ею останется.


Владислав входит в совет старейшин, который исполняет функции внутреннего суда / Фото Informburo.kz

Худшее наказание для исключённого – это то, что с ним не хотят общаться братья по вере. Им это не запрещено, но нежелательно. Но семейные отношения ни в коем случае не должны от этого страдать.

Примечательно, что среди свидетелей очень редки разводы. Во-первых, потому, что они выбирают очень тщательно и только из "своих"; во-вторых, потому что жена не может бросить мужа из-за того, что "разлюбила", а муж жену – потому что нашёл другую. Лишь неверность или неподобающее поведение одного из супругов могут стать поводом для развода.

Почему они не переливают кровь?

Переливание крови – самая болезненная тема, когда речь идёт о религиозной организации свидетелей Иеговы. Каждый случай смерти человека (в основном детей), сопровождается громким скандалом.

"Тут важно с нашей стороны отметить, что в первую очередь вопросом защиты своих прав и репутации занимаются сами родители или пациенты", – подчеркнул Владислав.

Согласно Библии кровь священна – её нельзя потреблять в пищу и вливать в вены. Причём если в других религиях можно отходить от прямых запретов, чтобы сохранить себе жизнь, то здесь – нет. Это единственный и безоговорочный запрет.

Врачей, по словам Владислава, они просят найти альтернативные методы лечения. При этом пересадка органов, например, печени или сердца возможна – если при этом не переливается кровь. Но любая операция без крови становится намного сложнее.