Как украинские самолётостроители хотят кинуть Нацгвардию Казахстана
В следующем году мы все можем стать свидетелями крупного "кидалова", так как казахстанские военные умудрились заключить договор с предприятием, которое у себя на родине считается "трупом".
Скандал с военным самолётом, который никак не может достроить для Казахстана Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), разгорелся осенью этого года, но его быстро замяли, а точнее, отложили ещё на год.
Эпопея с самолётом Ан-74Т длится уже третий год. Началась она в 2014 году, когда военная часть 3656 Национальной гвардии Казахстана заказала украинскому авиазаводу сборку военного транспортника стоимостью 29,5 миллионов долларов. При этом большую часть покупки казахстанские военные оплатили сразу же, в качестве предоплаты.
Кроме того, за отдельную плату украинские специалисты должны были научить казахстанских коллег пользоваться новым самолётом. За услуги по переучиванию лётного состава казахстанская сторона должна заплатить ещё 200 тысяч долларов по договору №002-145/2014 от 03.02.2014 г.
Внимание, разыскивается самолёт!
В назначенный срок – октябрь 2015 года – самолёт не был готов. Авиазавод предложил перенести сроки поставки на второе полугодие 2016 года, но когда подошёл очередной срок, поставщик снова попросил отсрочки. Тогда, в конце сентября в поисках своего самолёта в Украину вылетела казахстанская делегация.
"Сейчас ваши казахстанские представители находятся у нас, изучают ситуацию. Обратно они вылетят 30 сентября, тогда всё и расскажут", – сказали в тот момент в департаменте по внешнеэкономической деятельности и маркетингу Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.
По словам сотрудницы, скорее всего, приехали люди из Министерства внутренних дел Казахстана. Комментировать подробности инцидента с самолётом она отказалась, заявив, что ей запретили говорить об этом.
Результатом этой вылазки на украинский авиазавод стало ещё одно дополнительное соглашение о продлении сроков поставки самолёта, теперь уже до конца 2017 года. Причём в Министерстве внутренних дел прокомментировали, что если борт снова не будет готов к этому времени, то казахстанская сторона подаст в суд на авиазавод.
Здесь необходимо отметить, что один такой судебный процесс Казахстан уже проиграл. В сентябре перед очередным переносом сроков Хозяйственный суд Харьковской области, рассмотрев казахстанский иск к местному авиазаводу, полностью отказал в его удовлетворении. В частности, в расторжении договора №002-145/2014 от 03.02.2014 г. и признании ХГАПП "недобросовестным участником государственных закупок".
Каковы гарантии, что Казахстан в конечном итоге всё-таки получит свой злополучный самолёт? Юридические гарантии обычно прописывают в договоре, но фактически их нет – есть только честное слово директора авиазавода.
Авиазавод-то на грани банкротства
Между тем на самом Харьковском авиазаводе заявляют, что казахстанский самолёт уже готов на 80%, причём давно. Достроить остальную часть не позволяет политическая ситуация, так как недостающие комплектующие производят российские компании, с которыми после известных событий связь оборвалась.
Директор авиазавода Игорь Сунцов в интервью от 5 октября украинскому сайту timeua.info признаёт, что сейчас авиазавод находится на грани банкротства. Он объяснил, что без инвестора завод просто не выживет. По его словам, в Украине готовых вложиться в "мёртвое" предприятие нет, Россия отпадает по политическим причинам, а у Европы и Америки уже давно налажено собственное производство.
К слову, заголовок у интервью говорящий: "Я не хочу стать последним директором завода".
"С 2014 года завод находится на простое. Ежедневно выходят по мере надобности 600-700 человек. Остальные люди на простое, им оплачивается минималка. По зарплате существует задолженность за 2014-2015 годы. За 2016 год зарплата выплачивается, частично погашаем долги за 2015 год", – о такой плачевной ситуации на Харьковском авиазаводе рассказал его директор Игорь Сунцов.
Получается, когда казахстанские военные подписывали договор с Харьковским авиазаводом в 2014 году, он уже находился в предбанкротном состоянии. 29 апреля 2014 года Хозяйственный суд Харьковской области возбудил дело о банкротстве авиазавода. Это, кстати, широко освещалось в украинских СМИ, поэтому было бы странным считать, что казахстанский заказчик об этом не знал. Всё-таки самолёт – это же не игрушку в магазине купить.
Более того, возникает другой резонный вопрос: а доживёт ли Харьковский авиазавод до конца 2017 года, то есть до момента, когда нужно будет отдавать казахстанский самолёт? Как бы через год мы не получили большой украинский кукиш на 15 миллионов долларов вместо самолёта и, как следствие, скандал и летящие головы чиновников.