История первая

Алматинцу Алексею Скоробогатову в сентябре позвонила девушка по имени Аяна, которая сообщила, что он стал обладателем гарантированного приза. Несмотря на то что отрывной купон, который Скоробогатов когда-то заполнил, был потерян, его с супругой пригласили в офис компании Art Asia для получения подарка. Там ему рассказали о деятельности компании, предложили приобрести туристский пакет с 25-процентной скидкой (за 9300 евро вместо 12400 евро). Как следует из решения Медеуского суда, Алексей отказался покупать путёвку. Но менеджер компании начал выяснять сколько денег у него есть, чтобы продать в рассрочку.

Затем менеджер сообщил, что Скоробогатов выиграл поездку на двоих на остров Бали в Индонезии. Но Алексея не устроил срок, и ему предложили переоформить дату за 69 тысяч тенге и купить дополнительную неделю отдыха за 600 евро. Алматинец попросил время на раздумье, но сотрудники Art Asia сообщили, что акция действует только сегодня. Всё это время менеджер не оставлял наедине Алексея с супругой. В итоге Скоробогатов согласился и заключил договор на сумму 231 тысяча тенге и дал предоплату в размере 115,5 тысяч тенге. Документ Скоробогатов подписал с иностранной компанией Luxurious-Tours LP.

Через некоторое время Скоробогатов выяснил, что Art Asia работает по принципу клубного отдыха (таймшер), а о деятельности Luxurious-Tours LP он ничего не знал. На следующий день мужчина обратился в компанию с просьбой вернуть 115,5 тысяч тенге, но ему отказали. Причина – деньги были переведены на счёт иностранной фирмы. Сотрудники Art Asia предложили обратиться с соответствующим заявлением в Luxurious-Tours LP. Скоробогатов посчитал, что были нарушены его права как потребителя и обратился в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги.

На суде представители Art Asia объяснили, что согласно соглашению со Скоробогатовым, последний поручил компании от его имени выплатить деньги иностранному предприятию Luxurious-Tours LP на основании договора об оказании услуг. Что и было сделано Art Asia, поэтому условия документа были исполнены.

Судья Асель Абишева посчитала, что юридически между Art Asia и Скоробогатовым был заключён договор поручения, и этот документ не может считаться договором на приобретение услуг. Это соглашение о том, что компания является посредником между Алексеем и Luxurious-Tours LP: переводит от его имени деньги и содействует в получении "отпускного сертификата", что и сделало ТОО. Соответственно, Закон РК "О защите прав потребителей" в данном случае не работает. Абишева отказала Скоробогатову в удовлетворении иска в полном объёме.

История вторая

Людмила Ершова в прошлом году заполнила анкету, и ей выдали купон на розыгрыш призов. Целых три месяца на её мобильный телефон звонила сотрудница Art Asia, которая сообщала, что надо за подарком приехать в офис компании с супругом. Людмила всё же согласилась и с другом пришла в Art Asia. Там им провели трёхчасовую презентацию, "несколько менеджеров рекламировали фильмы о зарубежном отдыхе, настойчиво уговаривали купить поездки на море в разные страны и всё происходило в завуалированной форме без конкретики". Один из них по имени Владислав настойчиво требовал от девушки предоплату такой поездки.

Ершовой дали договоры, текст в которых был напечатан мелким шрифтом. Девушка, не вникая в содержание этих договоров и будучи уверена, что ей предстоит замечательная поездка в Черногорию с предоставлением всех услуг (проезд, виза, проживание, питание), согласилась. Всё это происходило в субботу вечером. Людмила просила менеджеров отложить подписание документов до понедельника, чтобы изучить условия. Однако сотрудник Art Asia быстро созвонился с отделением банка в супермаркете "Рамстор" и предоставил автомобиль фирмы с сопровождающим лицом, для того чтобы Ершова привезла деньги. В семь вечера она сняла со своего депозита более одного миллиона тенге и вернулась в офис компании, где купила путёвку. После этого ей вручили приз – пылесос.

Уже дома Ершова внимательно прочитала договоры. Как следует из решения суда, она поняла, что её мошенническим путём ввели в заблуждение и обманули. В понедельник девушка поехала в Art Asia и написала заявление о расторжении соглашения. По мнению Людмилы, компания должна была сразу приостановить исполнение условий документа, однако спустя почти 2 часа её деньги были переведены на счёт иностранной компании SRG Global Travel LLP. Отказ Ершова получила спустя 40 дней: Art Asia ссылалась на исполнение договора в полном объёме.

За защитой своих прав девушка обратилась в суд. Но проиграла. Суд посчитал, что все условия договора Art Asia выполнила, соответственно, нет причин расторгать его.

Что такое таймшер?

Уже более 10 лет как в Казахстане работает много туристических фирм по подобной схеме: Top Level, Montana Vista, Sun City S, "Калипсо плюс", Royal Club и так далее. Они появлялись и исчезали, а некоторые существовали долго. Компании продавали таймшеры (клубный отдых). Таймшер – это когда собственностью владеют несколько людей и пользуются им в определённое время. Чаще всего применяется на рынке недвижимости как международная система обмена отдыхом среди совладельцев курортных отелей клубного типа. Конечно же, среди казахстанцев есть и довольные потребители.

"Так называемый клубный отдых или таймшер – достаточно распространённая практика в мире. У нас она давно уже работает. В начале появления этих компаний было очень много жалоб. В мире эта система достаточно распространённая, имеет своих потребителей. В этом нет ничего особенного, – говорит глава Казахстанской туристической ассоциации Рашида Шайкенова. – Почему-то люди, которые обращаются в эти компании, добровольно идут туда, их зазывают из каких-то торговых центров, добровольно подписывают договор, а потом оказывается, что их эти условия не устраивают. Ситуация интересная".

По словам Рашиды Шайкеновой, эти компании используют различные приёмы, чтобы продать путёвку. Например, просят прийти обязательно с супругом.

"Там используются некие психологические факторы воздействия: громкая музыка, какие-то подарочки и так далее. Всё это отвлекает внимание человека от главного – от того, что нужно подписать договор. Прежде чем такое решение принимать, нужно очень хорошо взвесить всё: вам выгоднее за какой-то иллюзорный отель заплатить и потом ждать возможности попасть туда или вам дешевле будет просто прийти в туристическую компанию и купить там путёвку?" – объясняет Шайкенова.

Президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская говорит, что работу таких компаний ни один госорган не контролирует и в законе не прописаны стандарты. И это несмотря на то что уже несколько лет периодически возникают скандалы вокруг таких турфирм.

"Потребитель имеет право изначально на полную и достоверную информацию о том, что он приобретает. Я видела эти договоры. Они ни о чём. Там вообще ничего не говорится: ни в каком объёме будет оказываться услуга, какого качества она должна быть, кто несёт ответственность. Потребители должны думать и помнить, что договор – это договорённость двух или более сторон, и он имеет право вносить любые условия, если это ему важно, – говорит Романовская. – Многие люди хотят расторгнуть договор. Мы пишем исковые заявления в суде. Если на процессе мы усматриваем, что это мошенники, мы требуем начать досудебное расследование, и чаще всего, когда мы говорим об этом, эта компания возвращает деньги. Таких случаев у нас много".

Позиция госорганов

В Министерстве по инвестициям и развитию РК, отвечая на официальный запрос informburo.kz, сообщили, что действующее законодательство страны не содержит понятия "таймшер". Сейчас сотрудники министерства собирают необходимые сведения для изучения этого вопроса. В ведомстве создана рабочая группа, которая занимается улучшением законов в сфере выездного туризма. Они и будут изучать проблемы клубного отдыха. Что касается ТОО "Art Asia", то его работу чиновники проверят в следующем году.

Проведение розыгрышей для стимулирования продажи не являются лотереей, объяснили в Министерстве культуры и спорта РК.

В Комитете по защите прав потребителей не знают, сколько людей обратились с жалобами на нарушение их прав, поскольку не регулируют деятельность сферы туризма. Об этом говорится в ответе на официальный запрос informburo.kz. Но несмотря на это, комитет считает, что турфирмы не могут вносить в договор условия, ущемляющие права потребителя. А в случае невыполнения обязательств по документу, компания не может требовать компенсации более 30%. Более того, менеджеры по продажам должны дать полную, достоверную информацию о путёвке и самом предприятии.

"Деятельность туристических компаний, работающих по схеме розыгрыша путёвки с последующей доплатой, вводит потребителя в заблуждение", – отмечается в ответе Комитета по защите прав потребителей.