Как страшилки про "синего кита" помогают властям оправдывать рост детских суицидов
В последние месяцы Казахстан столкнулся с проблемой так называемых групп смерти в социальных сетях. На слуху названия "Синий кит", "Тихий дом", "Я в игре". Истории суицидальных игр подростков широко обсуждаются журналистами: решением суда заблокированы определённые "паблики", МВД начало расследование. Все заинтересованные стороны высказались и обозначили позиции, но остаётся вопрос: что будет дальше?
По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан прочно занимает первые позиции среди стран с высоким уровнем самоубийств как среди взрослого населения, так и среди подростков. 28 февраля в Алматы прошло заседание экспертной группы, в которую вошли психологи, родители, полицейские и общественные деятели. Аналитическая группа "Кипр" провела обсуждение под названием "Синий кит" в игре против детей, сетей и общества".
Обратите внимание на ваших детей
Детский психиатр и координатор программ по суицидологии Республиканского научно-практического центра психического здоровья Сергей Скляр считает, что причины суицидального поведения многообразны. В первую очередь это стресс, депрессия и употребление психоактивных веществ. Интернет-пространство может быть одним из факторов суицида, но не является основным, считает он.
"На сегодня нет случаев доказанной связи между "Синим китом" и совершёнными суицидами. А медийная подача проблемы "групп смерти" скорее усугубляет её, чем позволяет решить. Обратите внимание на ваших детей – они ждут этого. Если у вашего ребенка наблюдаются значительные изменения в поведении, успеваемости, посещении школы, если он потребляет алкоголь или наркотики, курит, у него появляются депрессивные мысли, – всё это может быть первыми признаками стресса и суицидального риска", – высказал свою точку зрения перед собравшимися Сергей Скляр.
Последняя волна "Синего кита" – это раздутая история, считает психолог. Сергей Скляр уверен, что те, кто хотел покончить жизнь самоубийством, тот это сделал. И наоборот, есть небольшая группа людей, которая берёт пример и заражается массовой истерией, происходящей в интернете. Если ребёнок начеркал себе что-то на руке лезвием, то вряд ли он хотел перестать жить, уверен эксперт.
"Есть также миф, что о суициде думают редко. На самом деле почти 90% людей когда-то думали, что в жизни всё плохо. Суицидальное поведение – это многофакторная проблема, поэтому решить её может только группа профессионалов: врачи, полиция, психологи. По этой проблеме должны приниматься факторы защиты. Например, ограничение освещения суицида в СМИ и соцсетях, ограничение доступа к лекарствам и огнестрельному оружию, а также внедрение алкогольной политики. Поговорив с ребёнком, который нарисовал себе лезвием кита на руке, вы поймёте, что он просто перенёс боль душевную в боль физическую. Родители чаще всего, пытаясь отмахнуться, говорят: "Не придумывай, что не хочешь жить! Тебе просто делать нечего, с жиру бесишься". Тут нужно вовремя поговорить и успокоить ребёнка", – советует Сергей Скляр.
"Синий кит" – причина или повод для контроля казнета?
По мнению директора международного центра журналистики MediaNet Адиля Джалилова, государство попросту ищет повод ужесточить регулирование информационной среды. Попытки зарегулировать сеть, особенно наиболее свободный интерактивный сегмент, на фоне ожиданий транзитного периода, вполне понятны, считает журналист.
"Моя презентация показывает, что основной проблемой суицидов является экономический кризис. Это кредиты, долги, но никак не соцсети и интернет. Меня удивляет позиция Министерства внутренних дел, которое вдруг взяло на себя борьбу с суицидами. Государство в итоге рискует повысить оффлайн-протестность, зажимая свободу слова в сети и мешая обществу "выпускать пар" в тех же социальных сетях. Чрезмерное регулирование, как известно, также провоцирует рост правового нигилизма, поиск "обходных манёвров", радикализирует общество. Именно социальные сети позволяют обществу и государству своевременно реагировать на проблемы, решать их", – считает Джалилов.
Опытный журналист полагает, что необходимо проводить тщательный анализ на примере зарубежного опыта. Джалилов уверен: нужно опираться не на узковедомственные интересы, а на целесообразность.
"Пример с тотальной регистрацией очень иллюстративен. В случае с "Синим китом" и аналогами достаточно принимать точечные меры и использовать лучший зарубежный опыт: к примеру, британскую программу по повышению мотивации детей к чтению, финский опыт по реформированию образования, финский же опыт по снижению числа суицидов", – резюмировал он.
Депутат Мажилиса Парламента РК и педагог с большим стажем Ирина Смирнова также ознакомила собравшихся со своим отчётом. Она констатирует, что Министерство образования и науки за чередой бесконечных реформ не видит ни конкретного ребёнка, ни учителя.
"В вопросе детско-подростковых суицидов и информационного влияния важно понимать следующее: человеческая цивилизация вступила в информационную эпоху, тут важны навыки и компетентность в работе с информацией, но система образования на эти глобальные изменения не реагирует. Надо ставить вопрос об обучении школьников работе с информацией, возможно, в рамках существующих предметов, к примеру, информатики, тем более что нынешние содержание и подходы к преподаванию устарели, не отвечают требованиям времени", – говорит депутат.
Кроме того, по мнению депутата, важно поднять статус и заработную плату социальных педагогов и школьных психологов. Сегодня они работают в школах как подсобные рабочие, выполняя массу непрофильных функций. С заработной платой в 36 тысяч тенге говорить о профессионализме и развитии не приходится, считает депутат.
"С такой оплатой труда сложно ждать прихода в школу успешных выпускников факультетов психологии и соцработы. Ожидать, что классный руководитель сможет профессионально отреагировать на поведение ребёнка, тоже не всегда возможно, так как это учитель какого-либо предмета, а нагрузка классного руководителя – дополнительная, с оплатой пять тысяч тенге в месяц за работу с 30-40 учениками. Учитель чаще всего действует в соответствии со своими собственными представлениями, жизненным опытом, так как знаний по психологии не имеет. Нужно всю деятельность выводить на профессиональный уровень: учитель должен иметь возможность перенаправлять ребёнка специалисту-психологу или соцработнику для обеспечения профессионального взгляда на возникшую ситуацию, а не своего субъективного", – заключила Ирина Смирнова.
Казахстану объявили войну. Аружан Саин
Известная общественница Аружан Саин связывает суицидальные мысли с бездельем. Она винит акиматы в утрате контроля над спортивными и культурными объектами, где могли бы проводить внешкольное время подростки. Аружан воспитывает двоих дочерей подросткового возраста, которые круглосуточно заняты иностранными языками, спортом и балетом.
"Я считаю, что у нас в государстве всё плохо с той точки зрения, что детям некуда пойти. Школьные психологи были бы не нужны, если бы стране была инфраструктура, которая позволяла бы детям заниматься делом. Вообще, вся дурость идёт от безделья, что у детей, что у взрослых. Когда дети начинают лезть в интернет – значит, им нечем заняться в реальной жизни. Все эти стрелялки, синие киты – последствие того, что детям нечем заняться. А всё потому что нет внешкольной занятости. Мы получили поколение, которое не знает, как воспитывать детей. Это поколение сейчас достигло детородного возраста, но не знает, что нужно их детям. Сейчас же переживания связаны с тем, что у тебя нет крутого телефона или ты не прошёл уровень в стрелялке. А стресс должен быть из-за того, что ты не занял первое место на соревнованиях или не попал в секцию к прославленному тренеру", – говорит Аружан Саин.
Телеведущая предложила действовать так, будто "Казахстану объявили войну". А именно: в срочном порядке найти старых советских специалистов, которые научат нынешнее поколение рисовать, играть в футбол и играть на инструментах. Все свободные деньги Аружан предлагает вкладывать в кадры, чтобы создать все условия для старых специалистов.
"Мы ещё как-то выезжаем на старых кадрах, чужом опыте, но пройдёт 20 лет, и не останется людей, которые видят дальше своего девайса. Акимат выделяет деньги на соревнования по борьбе или на выставки, но не даёт возможности детям научиться рисовать. Нам нужны площади и ресурсы, чтобы массово занять детей спортом и искусством. За три года во всех регионах сформируются дворовые или районные команды, которые будут с удовольствием встречаться с друг другом. И им не нужны будут всякие синие киты и интернет. Все бюджеты управления культуры и образования нужно направить на детей. Это опыт Сингапура, который плюнул на взяточников и обратил внимание на молодёжь, которая выросла и создала страну, с которой мы сейчас берём пример. Если ты родитель и позволил своему ребёнку создать аккаунт в соцсетях – значит, ты сам дурак. У моих детей нет аккаунтов, и они не страдают от этого, они заняты с утра до вечера. Они заняты балетом и рисованием, а в интернете бывают по 15 минут в сутки, чтобы подготовиться к занятиям", – говорит Саин.
Эксперты сошлись во мнении, что в детском суициде прежде всего виноваты родители и власть, а не группы в соцсетях. Спикеры предложили следить за психологическим здоровьем подрастающего поколения и адекватной информированностью подростков. Также психологи и родители считают, что меры должны приниматься в отношении конкретных интернет-ресурсов с опасным для детей и подростков контентом, а не в отношении всех информационных ресурсов и сетей.