Любопытные выверты претерпевали человеческие судьбы в 1990 годы. Мне, например, довелось поруководить группой манекенщиц знаменитого в те годы казахстанского агентства "Дизайн-Мода" во время гастролей в Китай. Первых гастролей, состоявшихся в 1993 году!

Вспоминаю железнодорожный переезд "Дружба – Алашанькоу". Долгий, нудный, с переменой колёсных пар и мутными таможенными проверками. Озабоченный лейтенант-пограничник осматривает наших девушек грустными глазами: "В каждом поезде – группа, подобная вашей. Туда едут весело, а возвращаются не все. Сколько раз было – завезут и бросят. И выбирайтесь, как хотите!"

Оптимистичное напутствие!

Урумчи встретил нас "чёрными морозами" и светлыми китайцами. И большими сложностями, связанными с разностью менталитета и отношения к делу. Мы ещё были насквозь советскими, а они уже вкусили прелести своей Реформы.


Фото Андрея Михайлова

Наша программа начиналась в 23.00, и для неё был предоставлен самый шикарный танцевальный зал Урумчи того времени – "Яочи", распо­ложенный под землёй, в самом центре города. Всего в столице СУАР таких залов было уже около двухсот – постперестроечный Китай кайфовал от представившихся возможностей и сходил с ума от "караоке" и танцев. Это не были знакомые нам танцевальные дискотеки, куда приходили с двумя целями: "снять девочку" и набить морду ближнему. Танцы у продвинутых китайцев были исключительно ради танцев – старомодные (вальсы!), благопристойные (танго!) и совершенно несексуальные!

Вход в "Яочи" стоил 50 юаней, так что контингент тут собирался весьма специфичный (месячная зарплата преподавателя китайского вуза тех лет была недостаточна и для трёх таких посещений). Но в Китае число состоятельных людей росло стремительно и непреодолимо.

Вот в этом-то престижном зале и выступали в Урумчи манекенщицы "Дизайн-моды". Нужно сказать, что "показы моды" были в том Китае не менее популярны, чем общественные танцы. А тем более, если "демонстрировались" не местные группы, а приезжие. Ажиотаж зашкаливал!

И вот – наш первый показ. Одна за другой девушки выходят на импровизированный подиум. Но почему так тихо, где ожидаемые взрывы аплодисментов? Неужели китайская публика настолько сдержанна? Или... Или что-то не так?

Когда программа завершается, выхожу в зал и жду поздравлений. Вместо этого вижу перекошенное от злобы лицо директора танцзала. Ищу переводчика, прошу разъяснить причины. Претензии фундаментальны – почему девочки не сняли плащи и не показались публике… в купальниках? Оказывается, местные начальники, высокие ценители высокой моды, не признавали показов, во время которых девушки не "демонстрируются" в "бикини"!


Фото Андрея Михайлова

Всё утро следующего дня проходит в долгих изнурительных переговорах - утрясается неожиданная "проблема купальников". При этом китайцы спешат оперативно удовлетворить все наши требования и просьбы. В городе – неожиданный мороз, минус двадцать. А у девушек нет серьёзной одежды для таких экстремальных условий. (Вообще-то мы ехали в Гуанчжоу, на юг, но из-за несогласованности каких-то разрешений застряли в Урумчи, не по своей воле).

Но вот появляется счастливый и многословный "директор Тхао" (чью роль в первые дни мы никак не могли для себя уяснить, и прозвали его "министром культуры") и, улыбаясь, сообщает, что тёплая одежда для девушек готова. И её сейчас же доставят в гостиницу.

"Тёплой одеждой для девушек" оказались… форменные милицейские шинели!

Появление "русских манекенщиц из Алма-Аты" на улицах Урумчи в форме китайской милиции производило фурор чуть не больший, чем сами показы. Ну, а что было делать – температура опускалась всё ниже, пока не достигла -23°С! Впрочем, девушкам даже нравилось привлекать к себе повышенное внимание населения. К тому же, они были не только красавицами, но и умницами с хорошим чувством юмора.


Фото Андрея Михайлова

Однако самое интересное началось дня через три, когда в гостинице стали появляться продрогшие и синие китайские милиционеры. С просьбой – вернуть им их одежду. Пришлось возвращать – не оставлять же было славный Урумчи без служителей правопорядка! (однако каков красавец наш "министр культуры" Тхао!) В конце концов, у девушек осталось лишь два невостребованных полушубка на всех. Владельцы их, по всей видимости, замёрзли насмерть.

Умение китайцев "решать проблемы" было для нас удивительно! Больших претензий к ним не было – мы видели, что они делают всё, чтобы мы чувствовали себя в Урумчи, как… в Гуанчжоу!

Второй показ прошёл гораздо удачнее, нежели первый. И дело тут даже не в появившихся купальниках, а скорее в публике, которая на сей раз представляла не высокое начальство, а простых посетителей "Яочи". К тому же люди, пришед­шие во второй вечер (как и во все последующие), уже знали, на что шли.

Девушкам подарили по букету искусно сделанных неживых цветов (в Китае так принято), а троим "демонстрирующимся в купальниках" восторженная директриса танцзала (вчерашнего директора уже сместили?) от душевных щедрот и переполнившего счастья "сделала подарок" – аж по 20 юаней!


Фото Андрея Михайлова

После этого начался подлинный три­умф "Дизайн-моды" и наших девушек в Урумчи. Все местные телеканалы показали сюжеты о гастролях, а газеты (некоторые даже на первых полосах!) поместили отчёты о показах в "Яочи".

Так, урумчийская "Вечёрка" дала два снимка, сопроводив их примерно таким текстом:

"В последние дни в музыкальном зале "Яочи" выступают 8 известных манекен­щиц и показывают одежду высшего клас­са, которую собирали в Алма-Ате долгие годы. Часть из моделей сделана по предложению Пьера Кардена".

А "Ежедневная синьцянская газета" добавила:

"4 января по приглашению ассоциации культуры "Шелковый путь" в Урумчи показал свою коллекцию Дом моделей "Дизайн-мода" из СНГ. Были показаны лучшие народные одежды и модели, созданные по проекту Пьера Кардена".

Откуда взялся Пьер Карден, уяснить было так же сложно, как и объяснить урумчийцам то, что мы вовсе не собирались на гастроли в их достославный город, гас­троли наши тут были лишь средством против вынуж­денного безделья. Давая одно из интервью коллеге из местной экономической газеты, я пытал­ся акцентировать внимание публики на этом пикантном моменте, но чувствовал, что переводчик каждый раз переводит сказанное совсем не так, либо представляет всё как шутку.

С каждым показом число зрителей, количество цветов и качество аплодис­ментов увеличивалось. У девушек в среде зрителей стали появляться стойкие пок­лонники. А на четвёртый вечер нас посетил генеральный секретарь компар­тии СУАР тов. Тэй Жонхуа вместе с мэром Урумчи господином Юсупом Эйша. После окончания программы высокие гости изъявили желание сфотографиро­ваться с девушками и преподнесли всем цветы.

Слава о манекенщицах из "Дизайн-моды" покатилась по Поднебесной. Но "Дизайн-мода" в те гастроли до Гуанчжоу всё равно не добралась. Заветных "документов из Пекина" принимающие нас китайцы так и не дождались. Правда, домой мы вернулись все, в полном составе.

На фото: Наши девочки и китайские исполнители, работавшие на "разогреве" в Урумчи.