Стандарты – это десятитомное методическое пособие по правильному развитию городов, а также руководство по строительству комфортного, качественного жилья, транспортного моделирования с учётом ландшафтного дизайна. По сути, это базовый научный труд, который, по задумке его составителей, позволит горожанам, госслужащим и депутатам повысить свою компетенцию в вопросах урбанистики.

По официальным данным, на май 2021 года численность сельского населения Казахстана – 7,7 млн человек, а в городах живут 11,2 млн. Через 10 лет, по данным ООН, 75% населения земли будет жить в городах. Сейчас эта цифра в среднем равна 60%.

Контролировать должно гражданское общество

14 июня была предварительная презентация и обсуждение стандартов, во время которого участники озвучили проблемы современных казахстанских городов и пути их решения. Главная презентация стандартов с учётом мнения экспертного сообщества, госорганов и горожан планируется этой осенью. Есть ещё 1,5–2 месяца, чтобы внести изменения с учётом рекомендаций.

Спикеры во время обсуждения стандартов комплексного развития территорий в Нур-Султане / Фото Informburo.kz

"У нас есть СНИПы, до них были советские стандарты, в которых не учитывались многие важные моменты. Сейчас возникает много вызовов, когда само гражданское общество говорит, что здесь строить правильно и удобно, а здесь – нет. У нас были проблемы с точечной застройкой, проблемы с озером Талдыколь. Есть и другие проблемы, которые нужно правильно описывать и раскрывать, чтобы в будущем не было таких противостояний между застройщиками и обществом. Должны быть единые правила. Теперь эти правила написаны на бумаге. Контролировать их соблюдение должно гражданское общество", – сказал перед началом обсуждения заместитель председателя АО "Казахстанская жилищная компания" Рустам Исаев.  

Стандарты вместе с партнёрами разработала Ассоциация урбанистов Казахстана Q88 (в Казахстане сегодня насчитывается 88 городов).

Основным спикером на обсуждении выступил председатель ассоциации Ерлан Аукенов, по мнению которого можно за короткий срок совершить рывок в плане комфортного развития городской среды.  

"В нашем самом большом городе (Алматы) проживает более двух миллионов человек, и мы считаем, что это очень много, и такая нагрузка на город несёт большие проблемы. Но важно вспомнить о таких городах, как Токио или Лагос, где проживает несколько десятков миллионов человек. И если мы считаем, что у нас устоявшиеся, большие, нерешаемые проблемы, то давайте посмотрим на Йоханнесбург или Боготу, где проблемы не решались столетиями, а потом произошёл рывок, и за какие-то несколько лет произошла реальная трансформация", – начал своё выступление Ерлан Аукенов, озвучивший ключевые проблемы нынешних городов Казахстана.  

Каждый год появляется один Уральск

По словам Аукенова, сейчас за счёт миграции и прироста населения в города ежегодно прибывает около 240 тысяч новых жителей – это равно численности населения Уральска или Костаная. Внутренняя миграция создаёт дополнительную нагрузку на бюджет страны в сумме 3 трлн тенге (20% всего бюджета Казахстана).

Вид на левый берег Нур-Султана / Фото Informburo.kz

"Надо понимать, что за пять лет возникающее давление сопоставимо с бюджетом страны, а за десять лет это давление в два раза превышает нашу экономику. Оно постоянно нарастает, как воздушный шар, и рано или поздно лопнет. Что, наверное, и произошло в январе этого года, когда давление в связи с маргинализацией вокруг городов, нехваткой сервиса и качества услуг вылилось в определённый протест", – предположил глава ассоциации.

Дорогу пешеходам

Сегодня почти все транспортные проекты в стране, по словам Аукенова, ориентированы на пропускную способность автомобилей, хотя акцент нужно сделать на пешеходах.

Автомобильные пробки в Нур-Султане / Фото Informburo.kz

"Личный автотранспорт – это лишь 10–15% пассажиропотока, а более 80% – это общественный транспорт. И мы никогда от этого не уйдём. Мир ориентируется на то, сколько времени тратит ежедневно человек на дорогу от дома до работы. Если, к примеру, в Берлине это от получаса до часа, то в Атланте – от двух до трёх часов в день. То есть житель Берлина проводит с семьёй на 1,5–2 часа больше, чем житель Атланты.

Автомобили, на которых передвигаются 10–15% жителей любого города, забирают 90% лучшего общественного пространства.

40% бюджета любого города должно тратиться на развитие транспортной системы", – заявил Аукенов.

По его словам, часто наши архитекторы говорят, что западные модели для них не показательны, но если взять ту же Москву, которая всегда была примером для казахстанских проектировщиков, то даже там с 2016 года Садовое кольцо сужают в полтора-два раза. То есть мировой тренд таков, что автомобильные дороги не расширяют, а сужают ради расширения общественных пространств.

Свет лишает сна

"Если в Казахстане ориентируются на то, чтобы просто был свет, а здоровье жителей не учитывается, то за рубежом акцент идёт именно на здоровье. В развитых странах при освещении используется два-три цвета. Это классика и научный подход", – подчеркнул Ерлан Аукенов.

По его словам, когда город ночью превращают в разноцветную радугу, как Макао или Лас-Вегас, это возбуждает людей и лишает их здорового сна, что сказывается на психоэмоциональном здоровье горожан.

Кроме того, холодный белый свет, который преимущественно используется в городах, притягивает насекомых, которые тратят силы и умирают. В результате птицы лишаются кормовой базы. 

"Потом мы удивляемся, куда пропали птицы, которые были в нашем детстве", – отметил глава ассоциации.

Какие деревья нужны городам

"В городах надо сажать уже взрослые, прижившиеся многолетние деревья и растения, которые адаптировались в питомниках. Это дешевле и они создают круглогодичную эстетику", – подчеркнул Ерлан Аукенов.

Посадка деревьев / Фото Informburo.kz

"Важно и качество растений. К примеру, петуния, которую массово высаживают в городах, является сильным аллергеном, а продолжительность жизни карагача – всего около 30 лет", – добавил эксперт.

По его мнению, хороший вариант для казахстанских городов – платаны, которые уже 50 лет растут в Шымкенте. Ими знамениты Париж и Тбилиси. 

"Хороший пример – дубы в Алматы, посаженные около ста лет назад", – привёл Аукенов ещё один пример.

По его словам, в парках не должно быть ни брусчатки, ни бетона и поребриков, железных конструкций, а также никаких аттракционов.

"Важно, чтобы в парке человек ощущал себя наедине с природой. Ещё одна ошибка и советское наследие – это линейность парков. Когда видишь, что ещё несколько километров нужно идти вперёд, уже само желание ходить пропадает. Витиеватые маршруты и неповторяющиеся ландшафты как бы манят гуляющих, как тропинка в лесу. Проблема в том, что строительство парков у нас проектируется застройщиками, у которых задача – вложить в проектно-сметную документацию побольше железа и бетона. Тогда как во всем мире парки проектируются ландшафтными дизайнерами и затрат при этом в 8–10 раз меньше", – отметил Ерлан Аукенов.

Пространство, которое объединяет

"В советское время на главных площадях демонстрировалась военная мощь, в основном эти общественные пространства сегодня являются "мёртвыми", то есть люди не используют лучшее в городе пространство. Мы запоминаем эти площади только тогда, когда там происходят митинги", – сказал Ерлан Аукенов.

Площадь Республики в Алматы / Фото Informburo.kz

"В развитых городах на площадях бурлит жизнь и днём и ночью. Но для этого нужны места, позволяющие там задержаться", – рассказал глава ассоциации.

Детская площадка в Алматы / Фото Informburo.kz

"У нас в каждом дворе своя детская площадка, тогда как мировой тренд  – это строительство одной большой мультимодальной площадки, где собираются дети разных возрастов. Это точка социального сплочения, где люди дружат, идентифицируют себя как жители одного города, а не разделяются на левый и правый берег, на микрорайоны и ЖК", – сказал Аукенов.

Ночной Нур-Султан с высоты / Фото Informburo.kz

Отечественные архитекторы, по его словам, при проектировании не учитывают, что полсантиметра в масштабах макета на практике могут обернуться лишними 50–100 метрами ходьбы. В результате пешеходы тратят в два-три раза больше времени, чтобы дойти до социальных объектов, потому что изначально городская среда была спроектирована не с научной точки зрения.


"Над стандартами работает около 30 человек. В сентябре планируется их издание. Оно будет бесплатно передано акиматам, архитекторам, депутатам, ландшафтным дизайнерам. Также начнётся их профильное обучение. МИИР к сентябрю планирует закрепить стандарты приказом министра, нормативно-правовым актом в качестве рекомендаций и в течение последующих трёх лет создать совместную рабочую группу по переадаптации СНИПов и разных правил. Это последовательная работа. В неё должны быть вовлечены все сегменты общества. Предлагаемые стандарты – это тот самый унифицированный язык, на котором мы хотим, чтобы разговаривали все: и жильцы, и архитекторы, и те, кто принимает решения", – заявил Ерлан Аукенов завершая обсуждение.  

Участница обсуждения задаёт вопрос спикерам / Фото Informburo.kz

В вопросах и замечаниях, которые прозвучали из зала, стоит отметить два момента. Представитель строительной компании пожелал разработчикам учесть развитие моногородов и их транспортную связь с крупными городами, которые таким образом можно "разгрузить". А представительница инициативной группы жильцов одного из ЖК, отстоявших строительство школы вместо возведения очередного "человейника", пожелала разработчикам внести дополнение в стандарты, которое учитывало бы мнение жителей при реализации того или иного проекта.  

"Тридцать процентов успеха любого проекта в урбанизме – это общественная вовлечённость, чтобы люди поняли, что у нас возможно менять города в лучшую сторону. Без участия жителей, а стандарты именно об этом, в городах невозможно, нельзя и неправильно решать любой вопрос", – резюмировал глава ассоциации.


Читайте также: