Сегодня уже не важно, где ты физически находишься, потому что шопинг пришёл в мобильники. Новый "тренд сезона" – это когда на одном сайте размещается уже не просто магазин, а целый торговый центр со множеством продавцов, с доставкой, покупками в кредит и рассрочку.

Сайты-агрегаторы или маркетплейсы много лет существуют в США и чуть меньше в России. Если вы хоть раз слышали или использовали eBay или Aliexpress, то знаете, как это работает: вы определяете категорию товара и выбираете из сотен и тысяч предложений. Нет нужды искать сайты продавцов и сравнивать цены – всё у вас перед глазами на экране компьютера или мобильного. Основных критериев выбора три: соотношение "цена-качество", надёжность продавца, наличие и стоимость доставки. Но как получилось, что один из первых маркетплейсов в Казахстане запустил… банк? Этот вопрос мы адресовали Михаилу Ломтадзе, председателю правления Kaspi Bank, активно развивающего инновационные сервисы.

– Вся история магазина началась с того, что я сам и мои коллеги были недовольны своим опытом покупок.

Я, например, хотел приобрести компьютер. Спросил коллегу, куда пойти. Он мне посоветовал магазин. Я приехал, продавец стал рассказывать про модели, помог подобрать, я посмотрел цены. Потом он сказал – завтра у нас открывается новый магазин, там будут скидки. Я на следующий день пошёл туда, а там этой модели не оказалось. Я снова вернулся в первый магазин. Там уже другой продавец опять показал мне модель, я подобрал аксессуары. Он сказал, что нового компьютера нет, возьмите с витрины. Я сказал, что с витрины не хочу, хочу новый. Пришлось идти уже в другой магазин, но там не оказалось аксессуаров. В итоге купил компьютер в этом магазине и аксессуары в другом. Вот так я три дня делал покупку в четырёх разных магазинах. И до сих пор не уверен, что я компьютер по нормальной цене купил. Поэтому мы решили создать такой сервис, чтобы можно было на одном экране онлайн выбирать товары, сравнивать цены, лучших продавцов и после этого делать выгодную покупку.

Все привыкли, что основные функции банков – получить депозит и выдать кредит. Мы себя ощущаем инновационной компанией, которая делает классные вещи и использует технологии для реализации своих идей. У нас работают потрясающие сотрудники, которые горят желанием создавать новые сервисы, улучшающие жизнь людей. Магазин на kaspi.kz – одна из таких идей.


Михаилу Ломтадзе пришлось в своё время обойти четыре магазина, чтобы купить компьютер и комплектующие

– Вы позиционируете кредит на покупки в Kaspi Магазине, как самый выгодный – это смелое заявление…

– Выгода очень простая. В Kaspi Магазине кредит дешевле. Наш офлайновый кредит на покупки – самый популярный в стране. Из десяти таких займов, выданных в Казахстане, семь-восемь приходится на Kaspi. Когда появился Kaspi Магазин, нам осталось только взять и так уже очень востребованный продукт и сделать его дешевле. Сейчас ставка на Kaspi.kz составляет 19,95%, а в обычных торговых точках – 24,95% годовых.

– А кто-то ещё, кроме Kaspi, предоставляет кредиты на покупки в онлайне?

– Кредиты онлайн не являются инновацией, многие во всём мире пытаются это сделать или уже делают. Самый известный пример – мировой лидер, компания PayPal.

У нас основной плюс в том, что мы смогли интегрировать разные сервисы, технологии и создать удобный клиентский опыт. Примеров таких интеграций в мире очень мало. Практически нет. Обычно интернет магазин сам по себе и банк сам по себе. Мы всё интегрировали на основе самых современных технологий и дизайна. В результате получили супер удобный и технологичный сервис, который помогает продавцам выставлять товар, а покупателям легко и просто купить этот товар на нашем сайте в рассрочку, в кредит или за наличные. И это настолько быстро и удобно, что покупатель идёт через весь процесс, общаясь только с одной компанией и одним сайтом. Мы получаем восторженные отзывы от наших клиентов. Мы постоянно спрашиваем мнение клиентов о сервисе, и 8 из 10 ставят нам оценку "отлично".



– А в чём подвох рассрочки на три месяца без переплаты? Какая тут выгода у банка?

– Вы же не платите за поиск в интернете, но это не мешает Google быть одной из самых крупных и прибыльных компаний в мире. Весь свой доход она получает не от тех, кто делает запросы в поисковике, а от компаний, которые хотят предложить им свои товары и услуги.

Так же и у Kaspi. У нас есть большое количество довольных клиентов, которые нас любят и хотят пользоваться нашими сервисами. Мы помогаем продавцам продавать свои товары и услуги, и за эту возможность продавцы платят нам комиссию с каждой продажи. Благодаря этому мы можем бесплатно предоставлять клиентам рассрочку и другие бесплатные сервисы.

Если бы все эти услуги были платными для наших клиентов, то наш общий доход был бы выше. Но для нас гораздо важнее большое количество довольных клиентов, чем прибыль, которую можно быстро получить сегодня. Мы строим бизнес, который растёт вместе с клиентами и партнёрами. И у нас долгосрочные планы. Мы никуда не спешим.

– Ещё один нетипичный банковский сервис – доставка покупок. Вам это зачем?

– Какой интернет-магазин может работать без доставки? Если я делаю заказ из дома, я также хочу, чтобы мне его доставили. Совместно с продавцами на нашей сайте мы создали такой сервис, причём при заказе на сумму от 20 тысяч тенге товар привозят бесплатно. Уже сегодня каждый пятый товар на сайте покупатели заказывают с доставкой.

– Kaspi Магазин работает полтора года, какова динамика?

С кредитом на покупки от Kaspi Bank наши клиенты приобретают 1,5 млн товаров в год. Например, каждый третий смартфон и каждый третий телевизор в стране продаются в кредит от Kaspi. Это общие цифры, которые говорят о популярности наших сервисов.

А в Магазине на Kaspi.kz в прошлом году было продано 50 тысяч товаров, в этом – только за полгода уже около 90 тысяч.

На нашем сайте уже более 15 тысяч товаров. Начинали мы в основном с электроники и бытовой техники, потом стали увеличивать ассортимент. Недавно, например, ввели новую категорию: товары для детей. Это коляски, кроватки, автокресла, игрушки и многие другие товары.

– А на каком месте будет Kaspi Магазин, если набрать в поисковике: "Купить телевизор в рассрочку"?

– Не знаю, давайте посмотрим… Сегодня мы на первом месте после чьей-то рекламы. По запросу "купить смартфон в рассрочку" – на втором. Вчера были на первом. Мы хотим быть доступными и делаем всё, чтобы нас было легко найти.

Проект разработан совместно с Kaspi Bank.