Журналист Informburo.kz побывал на свадьбе этнических казахов, которые проживают на территории Китайской Народной республики. История любви молодых Адильжана и Ауез развернулась в Казахстане. Молодые люди познакомились в стенах Казахского национального университета имени аль-Фараби. Жених – казах, родом из Китая, а невеста – алматинка.


Кафе с казахской кухней в Китае / Фото Informburo.kz

Свадьба состоялась в селе Хоргос, которое находится на границе Казахстана и Китая. В этом небольшом приграничном населённом пункте есть ресторан под названием "Алтын". Здесь готовят казахские национальные блюда.


Внутри ресторана есть фото президентов Казахстана и Китая / Фото Informburo.kz

Торжество собрало в зале 130 человек. Мероприятие планировали начать в 19:00. Однако выяснилось, что этнические казахи из Китая не отличаются от казахстанцев пунктуальностью. Казахская свадьба в Китае началась на два часа позже запланированного времени.


Родственники жениха в ожидании начала торжества / Фото Informburo.kz

Официальная часть мероприятия началась с прихода в зал жениха Адильжана и невесты Ауез. Виновница торжества была одета в белое платье с казахскими национальными узорами. На голове вместо фаты – саукеле. Вот и первое различие.

Loading...

Казашки, проживающие в Казахстане, предпочитают свадебные наряды в европейском стиле. Национальные костюмы надевают на Қыз ұзату. Однако Ауез всё-таки предпочла продемонстрировать в Китае свадебный наряд в казахском стиле.


130 приглашённых гостей два часа ждали, когда в зал войдут молодожёны / Фото Informburo.kz

Столы на казахских свадьбах в Китае весьма скромны по сравнению с нашими. Нет алкоголя. Второе отличие.


Праздничный стол казахов из Китая / Фото Informburo.kz

Обряда под названием "беташар" на свадьбе не было. Его провели, но не в ресторане, а дома у жениха. Из соблюдённых обычаев можно отметить шашу. Это древний казахский обычай, когда во время радостного события на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Казахи верят, что сладости, подобранные во время шашу приносят удачу.


Шашу - известный обычай у казахов / Фото Informburo.kz

Четвёртое различие: в Китае вместо головы барана уважаемым сватьям преподносят голову лошади. Такого, как правило, в Казахстане не бывает. В Казахстане голову лошади не подают, но конину, как известно, едят.


Голову коня подали самым уважаемым гостьям свадьбы-сватам из Казахстана / Фото Informburo.kz

А теперь последнее различие: стол молодожёнов. В Казахстане принято, чтобы жених и невеста сидели вместе за одним столом только со свидетелями бракосочетания. В Китае по-другому. За столом с молодыми сидят не только свидетели, но и друзья виновников торжества.


Стол жениха и невесты / Фото Informburo.kz

Из рассказов гостей свадьбы стало известно, что молодожёны будут проживать в Казахстане. Как такового калыма не было, вместе этого – подарки почтенным сватьям.


Сторона жениха приготовила для родственников невесты подарки / Фото Informburo.kz

Несмотря на пять различий, которые попали в объектив фотоаппарата, можно заметить, что казахи в Китае проводят свадьбы, соблюдая все традиции, присущие казахам. Торжество проводилось на казахском языке. Особого внимания заслуживает тот факт, что все казахи, которые попадались на нашем пути, говорили на чистейшем казахском языке без акцента.


В Хоргосе проживают немалое количество казахов / Фото Informburo.kz

На вопросы о жизни в Китае практически все высказывались положительно. Казахов, которые бы жаловались на жизнь или притеснении со стороны властей Китая, мы не встречали. Но следует рассказать о том, как снимался репортаж о свадьбе казахов в Китае. Полицейские села Хоргос сопровождали приглашённых на пресс-тур журналистов даже возле уличных прилавков при покупке фруктов. Как нам объяснили, сделано это было ради нашей безопасности.

Согласно переписи 2000 года, в провинции Синьцзян, где и расположено село Хоргос, проживает более 21 млн человек. На три млн больше населения всего Казахстана. Из всех, кто проживает в Синьцзяне, 45% – уйгуры, 40% – китайцы и 6% – казахи.

Что касается интервью с местными казахами, то поговорить с ними нам не удалось. Возможности записать интервью не было из-за запрета властей. Тем не менее корреспондентам разрешили произвести фото- и видеосъёмку со свадьбы молодых.