Как казахстанцу пригнать машину из Южной Кореи и Китая и выгодно ли это
За прошлый год в Казахстан было завезено более 80 тысяч машин из Южной Кореи и Китая. При этом немало автомобилистов предпочли покупать иномарки напрямую из-за рубежа, не обращаясь в дилерские центры.
Корреспондент Informburo.kz выясняла, в какую сумму обойдётся казахстанцу оформление пригнанной машины и выгодно ли это.
Как привезти машину из Южной Кореи или Китая
Сооснователь экспортной компании Kosana Car Аймырза Кабдулов рассказал, какие этапы придётся пройти казахстанцу, чтобы пригнать машину из Южной Кореи или Китая.
Этап первый. Поиск машины и заключение договора
В Южной Корее существует несколько сайтов по продаже автомобилей. Главное их отличие от казахстанских в том, что там подробно расписаны страховая история и состояние машины: была ли она в аварии, какие запчасти меняли, какие страховые выплаты осуществляли и другое.
Если казахстанские автолюбители решили приобрести корейское авто, то они могут обратиться за помощью к специальным компаниям, которые оказывают услуги по приобретению машин из-за рубежа под ключ. Стоимость их услуг в среднем составляет 500 долларов.
Менеджер подбирает на корейских сайтах автомобиль, соответствующий запросу клиента, включая марку машины, комплектацию, год выпуска и объём двигателя. Покупателю предлагают ознакомиться с предложенными вариантами и утвердить понравившийся. Затем ему направляется договор на приобретение автомобиля. Он подписывает его и оплачивает услуги компании.
Далее назначается дата осмотра автомобиля. Представители компании обязаны отправить клиенту фотографии и видеоматериалы, чтобы он мог убедиться в состоянии авто. Лишь после этого ему выставляют счёт на оплату, который включает в себя стоимость автомобиля и логистику. Например, стоимость логистики контейнерным способом обходится в 3500 долларов.
Покупатель осуществляет оплату счёта (инвойса) через банковский перевод. После этого компания проводит покупку автомобиля у продавца и доставляет его на свою стоянку. Затем автомобиль снимается с регистрационного учёта в Южной Корее, специалисты готовят необходимую документацию для экспорта.
Какие документы требуются:
● инвойс,
● товарная накладная для логистики,
● сертификат о снятии с учёта в Южной Корее.
"В Китае казахстанцы, как правило, покупают новые машины прямо с заводов – под заказ. То есть на момент заключения договора машины попросту не существует. Полный цикл сборки запускается с момента заказа авто. Некоторые автомобили можно найти на границе с Китаем, в частности на Хоргосе. Отмечу, их стоимость может значительно отличаться от авто под заказ с аналогичной комплектацией. На границе их предлагают по более высокой цене", – заметил Аймырза Кабдулов.
Этап второй. Получение сертификата
Как только иномарка прибывает в Казахстан, она поступает на склад временного хранения (СВХ). Её извлекают из контейнера, проводят повторную фото- и видеофиксацию. Затем начинается процесс подготовки свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Обычно сертификат получают в течение двух дней.
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства – документ, который подтверждает соответствие автомобиля требованиям технического регламента Таможенного союза. Этот регламент актуален для всех стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Наличие свидетельства о безопасности прежде всего означает, что машина соответствует экологическим стандартам "Евро-4", "Евро-5" или "Евро-6" (определяет, сколько вредных веществ содержится в выхлопных газах машины). Кроме того, документ подтверждает, что автомобиль имеет:
● антиблокировочную тормозную систему;
● фронтальные подушки безопасности;
● систему крепления Isofix;
● дневные ходовые огни.
Напомним, в Казахстан запрещено ввозить праворульные автомобили и автомобили с красными "поворотниками". Эти ограничения связаны с правилами безопасности и нормами дорожного движения в стране.
"Обычно автомобили, экспортируемые из Китая и Южной Кореи, соответствуют всем требованиям, однако случаются и исключения. Например, между Южной Кореей и ОАЭ существует соглашение о поставке нефти, оплата которой производится бартерным способом – нефть в обмен на технику. Так, корейские автомобили, отправляемые в ОАЭ, чаще всего имеют стандарты "Евро-2". Они попадают на рынок, где их могут купить казахстанцы. Позже у наших граждан могут возникнуть проблемы с регистрацией таких автомобилей из-за несоответствия стандартам", – рассказал Аймырза Кабдулов.
Этап третий. Таможенная очистка
Процессом растаможки автомобиля занимаются брокерские компании. Стоимость услуг брокера для казахстанского клиента варьируется от 70 до 130 тысяч тенге в зависимости от региона.
Сама растаможка состоит из оплаты таможенной пошлины и НДС, которые в Казахстане составляют 15 и 12% соответственно. Это касается автомобилей, выпущенных менее семи лет назад и с объёмом двигателя до трёх литров. При объёме свыше трёх литров применяются ставки 12,5 и 12% соответственно.
Для расчёта таможенной пошлины в Казахстане используют так называемую таможенную сетку. Этот документ составляют специалисты Минфина. В нём прописана минимальная стоимость всех марок ввозимых машин. Именно от этой стоимости и рассчитывается 15% таможенной пошлины.
"Предположим, мы приобретаем автомобиль Kia K5 2021 года выпуска с двигателем объёмом два литра. Согласно таможенной сетке стоимость этого автомобиля составляет 12 464 доллара. Это означает, что таможенная пошлина составит приблизительно 1870 долларов в зависимости от курса валюты на момент сделки. Даже если продавец попытается занизить стоимость автомобиля, таможенные службы будут учитывать официальный документ (таможенную сетку) при расчёте пошлины. Это обеспечивает более честные и точные расчёты при ввозе автомобилей и предотвращает возможные махинации с ценами", – пояснил эксперт.
По его словам, таможенная сетка в среднем обновляется раз в два месяца. Налоговые и таможенные службы регулярно обновляют цены, чтобы контролировать ввоз определённых марок.
"У нас был случай, когда ввоз Genesis GV80 стал очень выгодным из-за низкой цены по таможенной сетке. Выгода составляла практически десять миллионов тенге, но уже при следующем обновлении таможенной сетки стоимость этого автомобиля выросла в четыре раза", – сообщил Кабдулов.
НДС рассчитывается от цены машины по сетке и таможенной пошлины, которую за неё заплатили.
Если объём двигателя автомобиля превышает три литра, то покупателю потребуется дополнительно уплатить ещё и акциз. Размер косвенного налога зависит от кубических сантиметров. Например, акциз на автомобиль с объёмом двигателя 3,8 литра составит 380 тысяч тенге, в то время как для автомобиля с объёмом двигателя 3,5 литра – 350 тысяч тенге.
"Можно самостоятельно растаможить автомобиль без использования услуг брокера. Для этого необходимо подать заявление "Декларация на транспортное средство" через сайт egov.kz. Сайт перенаправит покупателя на платформу "Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования "Астана-1". Однако этот процесс может оказаться для неопытного пользователя сложным", – считает Аймырза Кабдулов.
Если вы планируете экспортировать автомобиль возрастом старше трёх лет в страны Таможенного союза, то для расчёта таможенных пошлин будет использоваться Единый таможенный тариф (ЕТТ). В таком случае ставка составит 20%. Если автомобиль старше шести лет, то применяется другая ставка – 3,2 евро за каждый кубический сантиметр объёма двигателя.
Этап четвёртый. Утильсбор и регистрационный сбор
После того как покупатель прошёл этап растаможки, ему необходимо оплатить утильсбор через портал "Жасыл даму". Для этого потребуются следующие документы:
- удостоверение личности;
- таможенная декларация;
- СБКТС;
- талон о прохождении границы;
- инвойс.
Данные документы покупатель получает у брокера.
В 2023 году утильсбор для легковых автомобилей составил:
● для автомобилей с электродвигателем – 0;
● до 1000 куб. см – 258 750 тенге;
● от 1001 до 2000 куб. см – 603 750 тенге;
● от 2001 до 3000 куб. см – 862 500 тенге;
● свыше 3001 куб. см – 1 983 750 тенге.
После получения сертификата об оплате утилизационного сбора гражданин направляется в автоЦОН для постановки автомобиля на учёт. Там ему надо будет пройти процедуру сверки – проверить автомобиль или его компоненты на отсутствие угонов.
"Множество автомобилей поступает в Казахстан из Грузии и ОАЭ. Одна из основных проблем таких автомобилей – то, что в большинстве случаев они подвергались полной повторной сборке. Кроме того, многие имеют дубликаты или клоны в Армении, России и других странах СНГ. Это создаёт проблемы при постановке автомобиля на учёт и попытке его перепродажи", – заметил спикер.
При постановке на учёт гражданин обязан оплатить первичную регистрацию. Она зависит от года выпуска автомобиля:
● машины до двух лет – 862 тенге;
● от двух до трёх лет – 172 500 тенге;
● от трёх лет – 1725 000 тенге.
Выгодно ли покупать машину за рубежом?
Специалист предложил свои расчёты всех затрат казахстанских автолюбителей при покупке автомобилей на примере корейской бюджетной марки.
В качестве примера Аймырза Кабдулов взял Kia К5 с объёмом два литра, 2021 года выпуска, в комплектации Prestige по курсу 471 тенге за доллар.
- Стоимость машины в Южной Корее – 24 млн вон (18 000 долларов).
- Логистика – 3500 долларов.
- Пошлина – примерно 1875 долларов (цена по сетке – 12 464 доллара, в тенге – 5 870 544, плюс 20 000 тенге таможенного сбора. Затем эту сумму умножил на 15%).
- НДС – примерно 1720 долларов (12% от: 12 464 + 1875 = 14 340 долларов).
- Утильсбор – 603 750 тенге (примерно 1280 долларов).
- Первичная регистрация – 172 500 тенге (366 долларов).
- Услуги брокера /СБКТС/расходы по СВХ – 220 000 тенге (около 467 долларов).
- Услуги экспортной компании – 500 долларов.
В общей сложности за выбранное авто покупатель выложит около 28 000 долларов (примерно 13,2 млн тенге).
"Если мы завозим машину бюджетного сегмента – Kia K5, Kia Sportage, Hyundai Sonata, Hyundai Tucson, то в дилерских центрах они стоят так же. Но если мы решим купить автомобили классом выше – BMW, Hyundai Palisade или Kia Carnival, то их ввозить окажется намного выгоднее. Например, полная стоимость Kia Carnival в максимальной комплектации обойдётся в 21 млн тенге, в казахстанских автосалонах её предлагают за 24-26 млн тенге. Так что премиальный сегмент очень выгоден", – отметил Аймырза Кабдулов.
И даже бюджетные марки, которые стоят примерно одинаково в Южной Корее и Казахстане, популярны среди казахстанцев. Интерес, по мнению эксперта, в том, что корейская сборка заметно выше казахстанской по качеству, а также предоставляет больше разнообразных вариантов комплектации.
"Если говорить о китайских автомобилях, то ввоз их также представляется выгодным вариантом. Разница в цене между заводской поставкой и ценой у дилера в Казахстане может составлять от 2 до 6 млн тенге. Кроме того, дилерские центры часто предлагают дополнительные услуги, такие как обязательное страхование КАСКО, что может увеличивать стоимость автомобиля", – добавил собеседник.