Как Астане стать "городом для людей", обсуждали на Урбан форуме
"ДНК города: Сообщества. Бизнес. Власть" – первый в истории Астаны урбанистический форум – состоялся 7 июля 2017 года. Три кита, на которых держится столица, перечисляются в названии мероприятия именно в такой последовательности не случайно. В акимате заявляют: отныне люди для них на первом месте, и Астана наконец станет "городом для людей". Уже скорректирована специальная программа развития столицы до 2020 года, которая призвана, несмотря на все имеющиеся проблемы, сделать город максимально комфортным, а также повысить уровень благосостояния его жителей.
"Уважаемые дамы и господа, я хочу сказать, что мы чётко понимаем, какие вызовы перед нами стоят – в системе общественного транспорта, в частности, да и не только. Сообщаем, что мы сейчас работаем над новым механизмом решения проблем. Наша программа содержит в себе урбанистические решения, поэтому мы привлекаем в качестве специалистов не просто архитекторов, а урбанистов. Мы назвали этот форум "ДНК города", соединяя сообщества, бизнес и власть, для того чтобы сказать, что только при активной совместной работе мы решим поставленные задачи и сделаем Астану городом счастливых людей", – заявил на форуме аким Астаны Асет Исекешев.
Понятие "город для людей" в первую очередь подразумевает, что в этом городе должно быть множество мест для пеших прогулок. Начало пути в этом направлении, надо сказать, уже положено: с начала лета полсотни различных парков, скверов и других общественных пространств в столице обставили оригинальной уличной мебелью и украсили различными арт-объектами.
"Примеры развития проектов "города для людей": сейчас мы все подходы к набережной делаем пешеходными. Многие, наверное, уже видели возле старого Дворца школьников часть этого проекта – столичный "Арбат". Кроме того, в августе мы завершаем новую набережную с амфитеатром. Этот район будет в целом удобным и интересным для горожан, любящих прогуляться пешком", – рассказал Асет Исекешев.
Впрочем, одними пешими прогулками город, конечно, не очеловечить. Для комфортного проживания, тем более в столице, нужно много чего, вот лишь малая часть: как часы работающий общественный транспорт, качественное обслуживание в поликлиниках и ЦОНах, возможность заниматься спортом, а также культурно отдыхать, причём для всех без исключения категорий – возраст и физиологические особенности людей не должны быть дискриминантом.
"Город должен быть удобным как для восьмилетних, так и для восьмидесятилетних его жителей. Если город не подходит для кого-то из них – значит, что-то не то с этим городом. Представьте: ваша бабушка, которой 80 лет, гуляет по улице, сможет ли она это сделать самостоятельно? А ваш восьмилетний ребёнок? Ответив на эти вопросы, вы поймёте, нужно ли что-то менять в вашем городе или нет?" – так сформулировал проблему итальянский урбанист, директор Gehl Architects Рикардо Марини.
И лишь машинам в так называемых городах для людей места может не хватить: расширять проезжую часть, по мнению европейского эксперта, – порочная практика. Право на беспрепятственное движение он оставляет лишь пассажирам общественного транспорта и велосипедистам.
"По сути, чем больше мы расширяем дороги, чтобы решить проблему увеличивающегося трафика, тем больше пробок мы создаём, и я бы сказал, что это абсолютно глупая ситуация. Вот например, если я толстею потому что много ем, то это не значит, что я должен покупать новые брюки – наоборот, я должен принимать лекарства и заниматься спортом, для того чтобы похудеть. То же самое с пробками", – пояснил Рикардо Марини.
Немаловажную роль в создании всех этих условий играет бизнес: яркий тому пример группа компаний "Верный капитал", которая инвестировала в крупномасштабный проект Talan Towers. В одной из двух башен этого комплекса совсем недавно состоялась презентация отеля всемирно известной сети The Ritz-Carlton. В группе компаний уверены: проект в целом – то, что нужно городу, этот бизнес-план просчитывался на несколько десятков лет вперёд.
"Крупный капитал – это как продукция двойного назначения, как атом: может работать в мирных целях, а может сыграть очень негативную роль. У крупного капитала очень большая ответственность. То есть, с одной стороны, когда девелопер берётся за какой-то крупный проект, он может построить что-то серьёзное, значимое, красивое, уникальное, экстраординарное. С другой, если ошибиться, можно нанести непоправимый вред городу", – считает генеральный директор группы компаний "Верный капитал" Ерлан Оспанов.
Когда речь идёт о строительстве, в основе успеха, по словам бизнесмена, лежит четыре составляющих: правильно подобранная локация для конкретного проекта, непосредственно сам проект – идея, продуманная от и до, качество выполнения задумки и сервис, который уже будет предоставляться клиентам после запуска проекта. Не менее важна роль бизнеса в развитии культуры и искусства.
"Исторически во всём мире искусство и культура всегда поддерживались именно частным капиталом и развивались только за счёт этого. При этом частнику никогда не нужно распыляться – ему нужно концентрироваться на чём-то одном, потому что частный капитал не может собой подменить функции государства. Пример – площадка Forte Bank, где каждый квартал мы организуем художественные выставки. Мы на этом специализируемся", – отметил глава "Верного капитала".
Новая политика столичных властей, как неоднократно отмечалось за время форума, максимально ориентирована на привлечение горожан к сотрудничеству в вопросах улучшения жизни в Астане. Акимат ищет возможности для налаживания контакта с населением. В сентябре 2016 года для этих целей был даже создан специальный Центр урбанистики при Научно-исследовательском институте "Астанагенплан".
"Мы выстраиваем каналы коммуникаций власти с общественностью, для того чтобы получить от людей сигналы, где и какие есть проблемы. Ведь когда человек идёт по улице, ему зачастую лучше видно, что нужно сделать в том или ином месте: новую развязку построить, пешеходную дорожку или песочницу открыть. Этой зимой мы мониторили социальные сети на предмет того, что больше волнует людей, в итоге выяснили, что первое – это работа КСК, второе – общественный транспорт и третий вопрос, который был актуален, – это железнодорожный вокзал и то, как он работает, особенно в новогодние дни. Промониторили и доложили акиму Астаны", – рассказал директор "Бюро городских решений" Даурен Кайсаров.
Решить хотя бы один из проблемных вопросов горожан столичным властям пока не удалось. Впрочем, чиновники брать на себя вину целиком и полностью не готовы: по их словам, жители Астаны ещё сами недостаточно любят свой город и мало что делают, чтобы изменить его к лучшему.
"У меня такое ощущение, что мы, жители Астаны, ещё не стали полноценным городским сообществом – может, конечно, это мои личные ощущения. У нас нет городских традиций, этой особой атмосферы, как, например, в Нью-Йорке, где все люди приходят в центральный парк, бегают, Леонардо Ди Каприо с собачкой прогуливается, фотографируются возле надписи "I Love New York" и все говорят: "Я люблю Нью-Йорк". А у нас если и фотографируются возле надписи "I Love Astana" – это же формальность. Это должно быть обоюдным, и здесь уже акимат бессилен, дело за нами", – выступил управляющий директор и член правления Международного финансового центра "Астана" Саясат Нурбек.
Диалог народа с городскими властями действительно пока не совсем получается: ярким примером тому стала одна из заключительных сессий форума, посвящённая вопросам одного из проблемных секторов, общественного транспорта. С трибуны глава "Астана LRT" рассказывал о том, что его компания делает для улучшения ситуации с движением в городе, в том числе, в очередной раз напомнил о специальных полосах для автобусов, которыми в будущем должны быть покрыты до 80% всех дорог, где пролегают автобусные маршруты. Однако после, когда дело дошло до вопросов, руководитель вдруг заявил о том, что ему запрещено отвечать, и порекомендовал журналистам обратиться в пресс-службу с официальным запросом.
В частности, он отказался комментировать вопрос, касающийся работы колл-центра, который не реагирует на регулярные жалобы пассажиров по поводу длительных интервалов между автобусами того или иного маршрута. Не стал он и уточнять, как будет достигаться 80-процентный охват дорожного покрытия города Bus Lane, с учётом того, что некоторые из них обещали убрать уже после ЭКСПО-2017.
"Я, к сожалению, не имею права... У нас сейчас корпоративная практика, поэтому нужно через запрос. Только через наших ребят, как положено. Обратитесь к нашему пресс-секретарю", – заявил директор подведомственной столичному акимату компании ТОО "Астана LRT" Рустем Халилев.
На вопрос, почему на официальные запросы СМИ "Астана LRT" не всегда отвечает, как это было в случае, когда редакция informburo.kz пыталась выяснить стоимость тёплых остановок, глава компании ответил, что не знает.
"К сожалению, может быть, вы и правы, но я не знаю почему...", – ответил он.
По всем инициативам, направленным на то, чтобы сделать Астану "городом для людей", в том числе и по вовлечению горожан в жизнь столицы, местный акимат разрабатывает так называемые мастер-планы, но судя по всему, пока в одностороннем порядке.