Как Алматы может привлекать инвестиции? Дискуссия экономиста Ошакбаева и инвестора Карибжанова
Международный инвестиционный форум Almaty Invest ежегодно собирает на своей площадке порядка 500 высокопоставленных участников, включая авторитетных политиков, мировых и отечественных бизнес лидеров, руководителей инвестиционных корпораций, финансовых институтов и международных организаций. В этом году Almaty Invest-2017 прошёл в отеле The Ritz Carlton Алматы.
Помимо основных сессий, посвящённых логистике, образованию, пищевой промышленности и кинопроизводству, в рамках форума была проведена ТВ-дискуссия "Международный инвестиционный опыт" между инвестором Айданом Карибжановым и экономистом Рахимом Ошакбаевым. Они рассмотрели с двух точек зрения – инвесторов и экономистов – лучший мировой опыт привлечения иностранных инвестиций мегаполисами.В Алматы для успешного развития есть абсолютно всё
Полемику по праву гостя южной столицы начал Рахим Ошакбаев. Он подтвердил мысль всего дня: Алматы является конкурентоспособным городом, очень привлекательным для инвестиций.
На вопрос модератора, нравится ли Ошакбаеву Алматы как место инвестиций, спикер ответил положительно, но оговорился, что слышит в вопросе коннотацию пораженчества.
"Вот знаете: "у нас забрали финансовый центр", "у нас забрали банки" и вообще – у нас всё забирают, всё плохо", – сказал астанчанин Ошакбаев.
Ошакбаев пояснил, что с точки зрения инвестиций, Алматы – уникальный город, который совершенно точно является конкурентоспособным не только на региональном, но и на глобальном уровне. Здесь есть то, что называется sence of place – чувство места, уникальное и неповторимое. Если говорить про концепцию конкурентоспособности в постиндустриальную эпоху в экономике знаний, то ключевым преимуществом, безусловно, являются люди – молодежь, таланты, качество трудовых ресурсов. В этом отношении Алматы, по мнению спикера, является одним из самых привлекательных мест во всем Центрально-Азиатском регионе, включая Зауралье.
"На мой скромный взгляд экономиста, я бы посоветовал, наверное, использовать это преимущество, педалировать и развивать его. Потому что здесь нет других конкурентных преимуществ, которые есть в промышленных городах. Новая цифра, которую я узнал, что каждый третий студент учится в Алматы, это 33% всех студентов в Казахстане.
Хотел бы привести очень интересный пример. Два года назад я специально ездил изучать подходы к региональной конкурентоспособности между штатами в Америке. У них есть концепция People – Places – Business. Поскольку основу конкурентоспособности составляют люди, соответственно, местные исполнительные органы – штаты – пытаются привлечь бизнес через людей. Они заметили большую разницу между потребительскими привычками и в целом между мировоззрением поколения Х, которое предпочитает жить в каких-то экологических местах, за городом, и поколением миллениалов – людей, которые родились в 80-х годах, которые любят жить в даунтаунах. Поэтому такие города как Детройт, Питтсбург, которые пытаются выйти из колеи моноиндустрии, создают университеты и преследуют зонирование города в хипстерскую субкультуру, для того чтобы привлечь туда молодёжь. Потому что как только появляется критическая масса молодёжи, сразу за ней, в погоне за талантами, идёт бизнес", – сказал Ошакбаев.
"Отвечая на вопрос, во что инвестировать: тот самый "дирижизм", когда мы с вами, Правительство, местные исполнительные органы будут определять приоритетные отрасли для развития, мне кажется абсолютно неправильным, – жёстко ответил Ошакбаев модератору Канату Нурову. – Поскольку рыночная среда сама по себе очень волатильна, это функция предпринимателя – тестировать гипотезу о том, имеет ли рентабельность та или иная сфера, тот или иной вид бизнеса. А дальше – либо получать приз в виде прибыли, либо понести наказание в виде того, что предприниматель теряет свои инвестиции. Я бы посоветовал сконцентрироваться на общих горизонтальных условиях. Инвестиции бизнеса идут туда, где есть прибыль, умноженная на условный коэффициент риска. То есть снижать риски, повышать определённость и, соответственно, убирать все рыночные искажения.
Если вы поддерживаете какую-то отрасль, даёте ей налоговые субсидии, то инвестиции, скорее всего, будут направлены туда, но насколько они там будут эффективны? Таких примеров в Казахстане очень много. Я скажу банально: безусловно, Алматы нужны такие отрасли, в которых требуются качественные трудовые ресурсы – молодёжь, креатив. Это сфера IT, сфера профессиональных услуг, сфера творчества, кинематографа, сфера социальных сетей, маркетинга. Есть понятие таланта. В русском языке оно имеет несколько другое значение, чем в английском. У нас талант означает уникум, у американцев это понятие шире. Здесь, в Алматы, есть люди, которых вы не имеете права терять. Мы, астанинцы, уже "схантили" Армана Сулейменова. Соответственно, Алматы сузил свои шансы на то, что здесь так бурно будет развиваться IT. У нас должна быть здоровая конкуренция за эти таланты.
В Алматы для успешного развития, предпринимательства и привлечения инвестиций есть абсолютно всё: рекреация, индустрия развлечений. Не хватает только духа. Вам надо избавляться, на мой взгляд, от духа пораженчества, от декадентства, избавляться от патерналистских взглядов, что что-то вам должен акимат сделать, Астана во всём виновата. В Алматы, на мой взгляд, не хватает animal spirit – некоего животного духа преуспеть. Но есть все факторы для этого. Удачи вам!"
Слова Ошакбаева вызвали бурную реакцию зала, который заполнили в основном жители Алматы. Но его оппонент, председатель совета директоров ТОО "Visor Казахстан" Айдан Карибжанов парировал: в Алматы не инвестируют, как в другие города, инвесторы живут и работают в Алматы, вкладывая в город свою жизнь.
В Алматы нет инвестиций
"Так получилось, что в нашем городе инвестиций нет как таковых, – сказал Айдан Карибжанов. – Они есть в Шымкенте, есть в Актау, есть в Кыргызстане, а вот в самом Алматы непосредственно проектов нет. Но при этом у нас есть офисы, есть иностранцы, которые переселились и живут в Алматы, снимают квартиры, ходят в рестораны, пользуются инфраструктурой, платят налоги в конце концов.
Тут не надо, наверное, изобретать велосипед. С точки зрения инвестиций, всё что надо – это нормальные условия для бизнеса, это нормальная инфраструктура, безопасность жизни, определённое качество медицинских и образовательных услуг, чтобы аэропорт был нормальный, чтобы регулярно выполняли рейсы авиакомпании. И, в принципе, после этого жизнь сама начинает зарождаться. То есть инвесторы – а они такие же люди, как другие – умеют оценить, где хорошо жить и где удобно.
Что касается отраслей, мне сложно сказать, куда лучше всего инвестировать. Я был удивлён цифрой, что процент госсобственности Алматы составляет всего 5%, в отличие от Астаны, где госсобственность и государственный бизнес довлеет над всем. И понятно, что нет государственных ресторанов, нет государственных гостиниц, – это очень хорошо, потому что рынок двигается за объективными проявлениями и объективной привлекательностью, а не за за какими-то программами, декларациями, стратегиями и прочими вещами, которых мы видели много, и которые не очень-то эффективны.
Назрела более широкая дискуссия по поводу того, как вообще делятся доходы в стране. С помощью денег можно построить много красивых вещей, можно улучшить инфраструктуру, можно очень нравиться жителям города. Не имея денег, это сделать невозможно. И мне кажется, тут вопрос в том, что должна быть какая-то объективная картина в стране того, как делятся доходы. Доходы от налогов, доходы от бизнеса, который зарегистрирован в том или ином городе или регионе. Это не только вопрос алматинский, это вопрос, который могут задавать люди на западе Казахстана, на севере Казахстана. Это должно быть каким-то правилом: столько-то процентов налогов и доходов остается на месте, столько-то идет в центральный бюджет", – Айдан Карибжанов затронул очень острый вопрос.
"Меня очень волнует этот вопрос. У нас (в Алматы. – Ред.) располагаются Национальный банк, брокеры и биржа, которая все ещё существует в большей степени за счёт валютных торгов. Также здесь всё ещё присутствуют банки, в которых работают тысячи людей. У меня складывается впечатление, что люди не понимают, что финансовый рынок – это не набор недвижимости. Нельзя построить стеклянные небоскрёбы, как аквариум, и сказать, что здесь появится рынок. Он также не ограничивается только внедрением английского правосудия.
По-настоящему финансовый рынок – это набор неявных вещей, которые связаны с независимыми судами, наличием инвесторов, пенсионных фондов и различных инструментов. И только в совокупности эти вещи и под определённом углом дадут результат. Меня беспокоит вопрос о том, что имея хоть какую-никакую фондовую торговую площадку, участников рынка, банки, где есть экспертиза и работают грамотные специалисты, вдруг мы слышим, что в Астане говорят о каких-то биткоинах, криптовалютах и криптодолинах. После этого у меня возникает боязнь, что наш хлипкий и больной финансовый рынок мы променяем по сути на какой-то набор слов. В этом вопросе алматинцы имеют право обижаться на астанчан. Не лишайте ни нас, ни страну нормальной финансовой системы", – сказал Карибжанов.
По мнению Карибжанова, основной риск бизнеса в Алматы в том, сколько южная столица сможет отвоевать в государственном бюджете денег на собственное развитие. И это фактор, который создаёт определенную предсказуемость и для бизнеса. Удастся акиму получить эти деньги – да, всё будет хорошо, не удастся – будут проблемы.
"Второй момент, который, как мне кажется, тоже требует определённой корректировки, – это то, что у нас много государственных программ, и то, что хорошо, например, для Павлодарской области, может быть очень плохо для Алматы, и наоборот. Для такого города как Алматы должны быть одни критерии оценки, а для Атырау, Астаны или Усть-Каменогорска – другие. То, что мы видим сейчас, – это усреднённые показатели, которые мешают регионам нормально развиваться", – сказал Карибжанов.
На вопрос Каната Нурова, куда же всё-таки вкладывать деньги в Алматы, Карибжанов тоже не дал однозначного ответа.
"Это настолько общий вопрос, на который каждый сам отвечает по-своему, – сказал Карибжанов. – У кого-то тысяча долларов в кармане, у кого-то – полтора миллиарда. Кто-то может построить платную автодорогу, и всю жизнь стричь купоны с машин. Это хорошая инвестиция, но для этого нужно иметь полтора миллиарда долларов. Тем, у кого денег меньше, наверное, нужно думать о том, где эти будущие драйверы развития: туризм, медицина или сферы услуг? Тут каждый сам находит объект для инвестиций по своему карману, по своей компетентности, по своему восприятию будущего, в зависимости от оптимистичности или пессимистичности взглядов".