Итоги первой четверти: как прошли шесть месяцев Казахстана в Совбезе ООН
1 июля исполняется полгода с того момента, как Казахстан приступил к работе в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Иными словами, пройдена четверть двухлетнего пути, на протяжении которого наша страна будет входить в число наиболее влиятельных и ответственных за состояние мира и безопасности государств.
Откровенно говоря, ситуация в сфере международной безопасности сегодня такова, что подобная ответственность несёт Казахстану массу сложностей и бесконечной работы, а вот преимущества и те или иные дивиденды видны далеко не всем. Тем не менее деятельность в качестве члена Совбеза даёт Астане ряд возможностей, получить которые вне СБ ООН было бы очень и очень трудно.
Прежде чем обозначить эти возможности, хотелось бы в общих чертах раскрыть внутреннюю кухню работы Казахстана в Совете Безопасности, ведь иногда складывается искажённое впечатление, что это лишь присутствие на бесконечных заседаниях, где суть работы сводится к формальным голосованиям в ходе тех или иных бюрократических процедур.
Чем занимается Казахстан в СБ ООН?
Итак, Казахстан как один из 15 членов Совбеза ООН участвует в рассмотрении и выработке мер по противодействию всем международным конфликтам, обсуждает и принимает решения по поводу введения санкций и вооружённого вмешательства в подобные конфликты, работает по целому комплексу страновых, региональных и тематических проблем. В январе 2018 года наша страна на месяц займёт пост председателя Совета Безопасности и, как ожидается, будет активно продвигать центральноазиатскую повестку.
Кроме того, Казахстан в рамках СБ ООН возглавляет три вспомогательных комитета: по Афганистану/"Талибану", по ИГИЛ/ДАИШ/"Аль-Каиде" и по Сомали/Эритрее. Эта работа заключается, в общих чертах, в следующем:
Комитет по Афганистану/"Талибану" контролирует санкции, введённые ООН в отношении лиц или организаций, поддерживающих движение "Талибан". Помимо контроля этот комитет также занимается включением в соответствующий санкционный список или исключением из него. Входящие в состав комитета группы по наблюдению и аналитической работе предоставляют и рассматривают данные о поездках, проводят исследование поступающей информации. Также идёт тесная работа с Интерполом.
Второй комитет, возглавляемый Казахстаном, – это комитет по ИГИЛ/ДАИШ/"Аль-Каиде". Введённые против этих организаций санкции включают замораживание активов, оружейное эмбарго и запрет на поездки. Помимо контроля за осуществлением санкций подразделения комитета также предоставляют и распространяют среди государств-членов доклады о глобальной угрозе, исходящей от ИГИЛ/ДАИШ и "Аль-Каиды" и связанных с ними физических лиц, групп, предприятий и организаций.
Если с первыми двумя всё относительно понятно и в отношении содержания работы и в отношении её важности для Казахстана, то последний комитет – комитет по санкциям по Сомали и Эритрее – для рядовых казахстанцев выглядит чем-то крайне далёким. Следит он за соблюдением санкций, введённых в отношении восточноафриканских государств Сомали и Эритрея. Причинами введения санкций стали деятельность исламистских боевиков в Сомали, криминальная активность повстанческих групп, факты поддержки этих движений со стороны Эритреи и военный конфликт с государством Джибути.
Африка является одним из самых нестабильных регионов мира, где на протяжении многих десятилетий продолжаются военные конфликты и вспыхивают новые. В результате сегодня практически 70% повестки СБ ООН приходится именно на Африку. В этой связи вполне логично, что усилия по национальному примирению и восстановлению мира на Африканском континенте являются одними из семи приоритетов, заявленных в Политическом обращении Президента Назарбаева к членам Совета Безопасности ООН от 10 января 2017 года. Это часть глобальной ответственности Казахстана и восприятия его как значимого международного актора, готового работать по всем направлениям, если это необходимо для обеспечения мира и безопасности.
Помимо этого, учитывая важность работы по ядерной проблематике, Казахстан активно работает с комитетами СБ ООН по Ирану и КНДР.
Почему работа в СБ ООН так важна?
Сегодня система глобальной безопасности переживает период нарастающей нестабильности. Активизация международного терроризма, затяжные кровопролитные конфликты на Ближнем Востоке и в Африке, ядерная программа Пхеньяна, вызовы продовольственной и водной безопасности – это лишь основные направления, по которым казахстанские дипломаты ежедневно участвуют в обсуждении на важнейшей политической площадке мира, изучают и анализируют огромные массивы информации, участвуют в выработке и принятии действительно важных в международном масштабе решений.
Иными словами, Казахстан вошёл в состав Совета Безопасности ООН в период, когда безопасность во всём мире переживает крайне тяжёлые времена. Более чем очевидно, что сами собой такие проблемы не разрешатся, и не менее очевидно, что вызовы брошены безопасности не какой-то одной страны, а всего международного сообщества.
Проиллюстрировать это можно очень просто. Как известно, в Совет традиционно входят 15 государств-членов: 5 постоянных и 10 непостоянных. Первые – это Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Состав непостоянных членов СБ ООН на 2017 год: Боливия, Египет, Италия, Казахстан, Сенегал, Украина, Уругвай, Швеция, Эфиопия, Япония.
Так вот, тревожный факт: из 15 членов Совета Безопасности ООН шесть (!) государств в течение последнего года (с июля 2016 по июль 2017 года) столкнулись с крупными терактами на своей территории. Три из этих шести стран – постоянные члены Совета: Великобритания, Россия и Франция. Три – непостоянные: Египет, Казахстан и Швеция.
Напомним вкратце, о чём речь. Это теракт во французской Ницце 14 июля 2016 года, теракты на Вестминстерском мосту в Лондоне 22 марта на стадионе в Манчестере 22 мая этого года, а также взрыв в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года.
Что касается непостоянных членов Совета Безопасности – это теракты 11 декабря 2016 года в Каире, столице Египта, а также 9 апреля 2017 года в двух египетских городах Александрии и Танте. Летом 2016 года террористическим атакам подвергся также Казахстан: 5 июня в Актобе и 18 июля в Алматы. И наконец, теракт в столице Швеции Стокгольме 7 апреля этого года.
Шесть из пятнадцати стран, официально не имеющих никаких вооружённых конфликтов, только в течение одного года потеряли десятки мирных граждан в результате терактов. И это без учёта Эфиопии, власти которой в марте текущего года заявили о предотвращении крупного теракта.
Кроме того, нельзя забывать Украину – одну из наиболее проблемных точек в системе глобальной безопасности. Постоянно появляются сообщения о продолжающемся кровопролитии, и говорить о разрешении конфликта пока не приходится.
Основная часть терактов, с которыми столкнулись государства-члены Совбеза, совершена радикальными исламистами, чаще всего членами ИГИЛ/ДАИШ. То, что Казахстан сейчас возглавляет комитет, занимающийся именно этими вопросами, даёт нашей стране ценный опыт противодействия этой угрозе и позволяет отработать механизмы международного взаимодействия в рамках борьбы с подобными вызовами. То, что происходит в течение последних лет, отчётливо демонстрирует, что международный терроризм может быть побеждён только в рамках скоординированного противостояния государств.
С этой точки зрения обнародованное в начале июня решение Казахстана сделать целевой взнос в Трастовый фонд ООН по борьбе с терроризмом в размере 300 тысяч долларов выглядит вполне логичным. Как было объявлено, эти средства будут направлены на реализацию Глобальной контртеррористической стратегии ООН, в частности, 3-й фазы проекта "Поддержка реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии". Таким образом Казахстан стал первой в регионе страной-донором указанной программы, обеспечив более 10% от общего финансирования проекта.
Что даёт Казахстану членство в СБ ООН?
Возможности, которые получит и уже получает Казахстан благодаря своему членству в Совбезе ООН, условно можно разделить на несколько направлений. Подобное деление весьма условно, так как все вопросы, связанные с проблемами безопасности и мировой политики, в современном мире очень тесно переплетены, и это взаимопроникновение подчас так сильно, что рассматривают их только в комплексе.
Повышение авторитета страны
Во-первых, членство в СБ ООН вносит значительный вклад в укрепление и повышение международного авторитета Казахстана. С учётом того, что независимый Казахстан – достаточно молодое государство, повышение статуса на мировой арене входит в число очевидных приоритетов внешней политики страны.
За 25 лет самостоятельного функционирования казахстанская дипломатия внесла реальный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности, членство в главном политическом органе современной системы международных отношений должно рассматриваться в этой связи как очень значимый этап.
О том, что авторитет Казахстана признаётся в Организации Объединённых Наций, свидетельствуют, к примеру, уже два визита Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в нашу страну с момента его назначения восемь месяцев тому назад. В том числе последний – на саммит Шанхайской организации сотрудничества в июне 2017 года. В ходе этого, к слову, беспрецедентного в истории визита генсека ООН на саммит ШОС Гутерриш отметил: "Казахстан является столпом нашего сотрудничества в Нью-Йорке. Центральноазиатский регион является весьма важным для нас, для продвижения правопорядка, безопасности. Казахстан является ключевой страной в Центральной Азии".
Признание подобного уровня свидетельствует о том, что Астана действительно воспринимается в мире как серьёзный внешнеполитический актор и наиболее авторитетное государство региона. Причём надо понимать, что подобный статус достигается не только за счёт членства в Совбезе, но и за счёт постоянно возрастающей активности страны в мире. К примеру, Астанинский процесс имеет для деэскалации и разрешения сирийского конфликта не меньшее (если не большее) значение, чем работа СБ ООН. И это явно признаётся на всех уровнях.
Продвижение региональной повестки
Во-вторых, членство в Совете Безопасности ООН позволяет Казахстану не только считаться ключевой страной в Центральной Азии, но и на практике работать над продвижением интересов региона на главной международной площадке. Приступая к работе в Совбезе, Астана в качестве одного из приоритетов работы выдвинула намерение превратить регион в "зону мира, сотрудничества и безопасности", и очень отрадно, что именно сейчас наблюдается политическое сближение стран региона, которое способно обеспечить достижение этой цели.
Центральная Азия впервые за 25 лет истории независимых государств получила представительство в Совете Безопасности, и подготавливаемая сейчас казахстанскими представителями в ООН резолюция по Центральной Азии и Афганистану, которую планируется принять в январе 2018 года, когда Казахстан будет председательствовать в Совбезе, поможет актуализировать и приблизить решение целого ряда вопросов в сфере региональной безопасности.
Более того, Казахстан в течение последних лет последовательно подчёркивает свою заинтересованность и принимает практические меры для решения проблем Афганистана. То, что помимо собственной работы в рамках тех или иных программ у Астаны, возглавляющей комитет по Афганистану/Талибану, появилась возможность активно участвовать в афганских делах ещё и на площадке ООН, имеет огромное значение для достижения целей Казахстана в отношении Афганистана.
Приобретение необходимого опыта
В-третьих, работа в Совбезе даёт Казахстану невероятно ценный опыт и обширную информацию по состоянию дел и вариантам решения ключевых проблем в сфере безопасности. Это в первую очередь опыт по комплексному противостоянию терроризму, не только силовыми методами, но и в рамках продвижения всей антитеррористической стратегии. Как уже отмечалось, силы международных террористических организаций присутствуют в том или ином виде в Казахстане и соседних государствах, поэтому крайне важно быть хорошо информированным и быть в состоянии дать адекватный отпор терроризму и радикальным ячейкам.
К приобретаемому ценному опыту относятся и вопросы обеспечения энергетической, продовольственной и водной безопасности, что имеет огромное значение для Центральной Азии, где организация слаженного механизма решения подобных проблем как внутри отдельных стран, так и в рамках межгосударственного взаимодействия давно стала одной из первоочередных задач.
С учётом того, что превентивная дипломатия относится сегодня к основным принципам осуществления внешней политики Казахстана, и наша страна является здесь для многих образцом, работа в СБ ООН предоставляет Астане информацию, аналитику и механизмы локализации по целому ряду вызовов безопасности.
И, наконец, активно работая и взаимодействуя с ведущими мировыми державами в СБ ООН, Казахстан может продвинуться на пути реализации уникальных целей своей внешней политики: полного ядерного разоружения и устранения угрозы глобальной войны.
Членство в Совете Безопасности ООН накладывает на Казахстан большую ответственность, и наши дипломаты в Нью-Йорке и в соответствующих подразделениях МИДа, по всей видимости, сегодня загружены до предела. Однако возможности, которые страна получает и будет получать в дальнейшем в результате этой работы, имеют реальную ценность для стабильного развития Казахстана и, что ни в коем случае нельзя забывать, всей Центральной Азии.
Автор – Татьяна Каукенова, кандидат философских наук, политолог