Православные отсчитывают оставшиеся часы Страстной седмицы – недели, которая следует за Великими постом, и каждый день которой вспоминают последние мгновения земного пути Иисуса Христа. Многие ждут наступления Пасхи, чтобы радостно возвестить: "Христос Воскресе!" И услышать в ответ: "Воистину Воскресе!" 

С не меньшим трепетом православный мир ждёт известия из Иерусалима о сошествии Благодатного огня в Храме Гроба Господня. Это необъяснимое с мирских позиций явление ежегодно происходит накануне православной Пасхи и является залогом между Богом и людьми – как исполнение обета, данного воскресшим Христом своим последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Благодатный небесный огонь не сойдёт на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти антихриста.

"Чтобы исключить упрёки со стороны скептиков, часовню над Гробом Господним осматривают полицейские"


Материал подготовлен Агентством православных новостей, автор Константин Маскаев, фото из архива Казахстанского Митрополичьего округа, 2019 г.

Самое раннее из дошедших до нас описаний сошествия Благодатного огня относится к середине IX века. Пасхальный огонь неизменно сходил на Храм Гроба Господня и на глазах у тысяч паломников, прихожан и священнослужителей заполнял возведённый над ним храм Воскресения Христова в Иерусалиме. 

Сегодня наблюдать Литанию, специальную церковную церемонию в храме в ожидании Святого огня, позволяют прямые трансляции и видеохроника. Лишь два последних года – минувший и нынешний – внесли свои корректировки: израильские власти ограничили число присутствующих до нескольких десятков человек. Среди них: греческий и иерусалимский патриархи, несколько духовных лиц различных конфессий и группа телевизионщиков, обеспечивающих трансляцию.


Смотрите прошлогодний фоторепортаж: Как в Алматы на Пасху прибыл Благодатный огонь


Ежегодно частицу Благодатного огня доставляют в Казахстан самолётом паломники и священнослужители Никольского Собора Алматы. В 2007 году эту миссию принял протоиерей Игорь Светличный. Полтора десятка лет Игорь Светличный ожидает схождение Огня либо в Иерусалиме, либо встречает его в аэропорту Алматы. Он рассказывает: 

"Храм старого библейского города – это целый комплекс под одной крышей. Там может вместиться до десяти тысяч человек. В "доковидное" время людей набивалось так тесно, что можно было поджать ноги и не упасть! Народ также заполняет всю площадь перед храмом и анфилады вокруг.

К встрече Огня начинают готовиться в Великую субботу утром. Чтобы исключить упрёки со стороны скептиков, часовню над Гробом Господним – пещерой, где был погребён Спаситель и именуемой Кувуклией, осматривают полицейские. Затем местный ключник-мусульманин закрывает храм и навешивает на него печать. Одна мусульманская семья поколениями хранит ключи от часовни на протяжении последних пяти веков.

На молитвенное ожидание в храм входят патриархи, другие иерархи празднующих Пасху конфессий и прихожане. В процессии идут православный Патриарх Иерусалимский в сопровождении армянского патриарха и представителей Коптской и Сирийской православных церквей. Крестным ходом процессия посещает все находящиеся в храме памятные места:

  • священную рощу, где стража схватила Христа;
  • место, где Его побивали римские легионеры;
  • Голгофу, где Его распяли;
  • камень Помазания, на котором тело Христа готовили к погребению.

Затем иерархи направляются к Храму Гроба Господня, трижды обходят его. 

Греческий и армянский патриархи останавливаются напротив входа в Кувуклию. С них снимают ризы, и священники остаются в полотняных подризниках, чтобы было видно: при них нет ничего, чем можно зажечь огонь в пещере. Затем патриархи входят внутрь. Они берут с собой пучки из 33 свечей – по числу земных лет Спасителя, часовню запечатывают большим куском воска, на дверь кладут шнуры. В храме гасят свет и наступает ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Находящиеся в храме люди ждут, когда сойдёт Священный огонь и патриархи передадут возгоревшиеся свечи через северное и южное окна Кувуклии. Молитва и таинство продолжаются до тех пор, пока не произойдёт ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от минут до нескольких часов".

Также протоиерей Игорь рассказал о том, как сходит Благодатный огонь. Сначала храм озаряют яркие вспышки, проскакивают маленькие молнии. Они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон, колонн. Вспыхивают лампады по бокам Кувуклии. Затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба на краткий миг опускается вертикальный широкий столб света. Мгновение спустя всё помещение опоясывают молнии и блики, которые змеятся по стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. От переданных патриархами пучков свечей стоящие в храме зажигают свои свечи и делятся Огнём. Патриархи выходят из пещеры, благословляют собравшихся и раздают Благодатный огонь. 

Изнесение из Кувуклии огня символизирует выход из Гроба "Света истинного", то есть воскресшего Иисуса Христа. Греческие и армянские священнослужители в отношении выносимого из Гроба Огня используют слово не "Огонь", а "Свет". 

"Все эти годы паломники и прихожане находили возможность нанять чартер, чтобы обеспечить доставку Огня, – раскрывает детали протоиерей Игорь. – Но уже второй год в Тель-Авив мы отправляемся небольшим частным бизнес-джетом, поскольку Израиль ввёл строжайший режим посещения страны". 

В прошлом году священнослужителей не выпустили в город. Доставить Огонь из храма удалось только благодаря содействию казахстанского консульства в Израиле. 

Спецрейс организовало турагентство "Трансавиа". Священнослужителя Никольского собора Алматы сопровождают генеральный директор "Трансавиа" Виктор Матвеев и его заместитель Оксана Нестерова. Самолёт пилотируют четыре лётчика. 

Перед вылетом из аэропорта Алматы Игорь Светличный помолился за здоровье прихожан Андрея, Дмитрия, Александра и Владимира, которые принимали деятельное участие в организации поездки.

Освящение пасхальной трапезы в храмах Алматы в условиях карантина 


Материал подготовлен Агентством православных новостей, автор Асыл Аязбаева

Великая суббота предвещает Пасху. И сегодня, как и сотни лет назад, практически все люди, верующие и не очень, стремятся освятить куличи и яйца в церкви к Пасхе. Уже второй год этот великий для верующих день приходится на локдаун, праздничные богослужения проходят при строгом соблюдении карантинных мер. 

Обычай печь куличи, делать творожные пасхи, красить яйца, а потом нести их в церковь на освящение, родился вместе с христианством. Кулич – это не просто сладкий кекс, который может приготовить каждый, это, в первую очередь, – символ Воскресения Христа. И воспоминание о том, как Иисус Христос собрался с апостолами после своего воскресения и вместе с ними вкушал пищу. В память об этом апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя перед ним часть хлеба, как будто Иисус невидимо присутствовал среди них. 

Потом этот хлеб, артос, стали печь на Пасху в храмах, а уж потом традиция перекочевала в каждую православную семью. 

А история с крашенными яйцами корнями уходит в глубь веков – к преданию о святой равноапостольной Марии Магдалине. Она в своём стремлении проповедовать христианство дошла до самого цезаря. А в качестве подарка преподнесла ему корзину свежих яиц – ничего другого у неё не было. А император Тиберий, выслушав рассказ Марии о воскресении Христа, не поверив, скептически заметил, что скорее яйца в корзинке из белых станут красными, чем он поверит во всё сказанное. И яйца окрасились в красный цвет. 

Город Великую субботу встретил сильным ливнем. Но верующие идут в храм в любую погоду. И уже рано утром можно было видеть людей с пасхальной снедью в пакетах, которые направлялись в храмы.

Первый храм, куда мы приехали рано утром, был Вознесенский собор. Этот храм алматинцы очень любят – у него богатая история, этому храму более ста лет, он очень красивый. И потому даже рано утром тут было людно. Конечно, не так, как в докарантинный период, но всё-таки и не как в прошлом году, когда Пасха пришлась на самые жёсткие карантинные ограничения. 

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает, говорят священники, но верующие люди стараются прийти в храм в этот день. Ведь именно после освящения пасхальная снедь становится не простой едой, а символами праздника. Человек приносит пасхальные яства в храм с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

В Храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла освящение пасхальной снеди проводилось на улице на прихрамовой территории под навесом каждые полчаса. Люди подходили по нескольку человек, прятались от дождя под навесом, расставляя на скамьях корзины и коробки с пасхальной снедью.

Некоторые прихожане оставляли в храме пакеты с куличами и яйцами. Как нам пояснили, это продукты для тех людей, кто не может приготовить себе пасхальную трапезу.  Любой человек, находящийся в крайней нужде, может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живёт в освящении различной пищи – яблок, мёда, пасхальных яств. Кстати, такой обычай есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Храм святого равноапостольного князя Владимира, что величественно возвышается на окраине города в посёлке Алатау, встретил нас тишиной и необыкновенной красотой внутреннего убранства храма. 

Как нам рассказал иеромонах Сергий, строительство храма началось в 2015 году, а в конце октября 2018 года группа художников из города Палеха под руководством Александра Курилова приступила к росписи стен.  Мы приехали часам к 11, в это время основная часть прихожан уже разошлась после утренней службы с освящённой снедью. 

Мы застали только двоих. Отец Сергий прочитал молитву на благословение пасхальной снеди и окропил её святой водой. 


Читайте также: Пасхальное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе покажут в прямом эфире в ночь на 2 мая


Собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Тут всегда людно – храм стоит в Большой станице, историческом центре. Именно на этом месте был построен когда-то первый храм города, в советское время утраченный. В 2007 году его восстановили. Он построен полностью по старому проекту, только из современных материалов. Многие верующие именно сюда приезжают на все церковные праздники. 

А на Пасху есть возможность тут же приобрести куличи, пасхи и яйца – рядом с храмом находится архондарик (специализированный магазин), в котором продаётся приготовленная руками сестёр монастыря снедь. А потом её освятить в храме. Кстати, освящение снеди организовано со всеми мерами предосторожности: все люди в храме в масках, подходить к священнику разрешено по одному, в порядке очереди, чтобы не создавать толпы.


Читайте также: Как готовят пасхальные куличи в женском монастыре Алматы. Фоторепортаж и пошаговый рецепт


Кстати, священники отметили, что в случае самоизоляции или просто опасения за своё здоровье прихожанам можно в этот день в храм не ходить – прошлый год "подарил" верующим опыт освящения пасхальной снеди в домашних условиях. Перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи "Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", затем окропить пищу святой водой со словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". 

Пожилым людям священнослужители настоятельно рекомендуют оставаться дома и не посещать пасхальные богослужения. Они смогут увидеть трансляцию праздничной службы онлайн. Сейчас важно позаботиться друг о друге и уберечь от возможной заразы, исполнять все рекомендации, которые даны на время пандемии.