В условиях современных вызовов проблема распространения недостоверных сведений становится более актуальной. Источников информации всё больше: блоги, социальные сети, мессенджеры, самые разные сайты, скорость распространения максимально велика. Практически каждый день появляются новые рассылки и сомнительные громкие "новости", которые искажают информационную картину дня. 

Фейки, манипуляции, информационные войны – все это не только вводит доверчивых потребителей информации в заблуждение, но и создаёт определённые настроения в обществе. Своим мнением о том, к чему приводят такие ситуации и как с этим бороться, поделилась кандидат филологических наук, региональный эксперт по медийной и информационной грамотности, сертифицированный медиатренер, тренер ЮНЕСКО Марал Айтмагамбетова.

"Фейки оказывают значительное влияние на общество, они вызывают дезинформацию, социальное напряжение, искажают общественное мнение. Но, к сожалению, в большинстве своём люди не осознают всей угрозы фейковой информации. Здесь работает распространённый психологический механизм. Как правило, когда мы потребляем информацию, часть из неё мы определяем как фейковую. Мы видим какие-то маркеры или какие-то темы, которые чаще всего являются фейковыми. Нам кажется, что мы очень легко можем определить, какая информация правдивая, а какая недостоверная. Но на самом деле это обманчивая уверенность", – рассуждает о масштабах проблемы медиатренер.

Только за последние несколько лет в стране и в мире произошли такие события, как пандемия коронавируса, январские события 2022 года в Казахстане, масштабные паводки нынешнего года, землетрясения, конфликт между Россией и Украиной и другое. На фоне всех этих ситуаций особенно активизируются те, кто желает переполошить население. Специалист рассказала о негативном влиянии таких фейков и вбросов.

"Во-первых, это может привести к подрыву доверия к официальным источникам информации и в целом к СМИ. Это поляризация общества, потому что ложная информация часто усиливает конфликт. Раскол в обществе, если он уже существует, увеличивается, и это приводит к повышению напряжённости внутри страны, между странами и так далее", – отмечает Марал Айтмагамбетова.

Искусственный интеллект и фейки

Среди наиболее распространённых поводов для дезинформации медиатренер называет социальные и политические фейки, а также темы, связанные со здоровьем. 

"Не так давно мы все были свидетелями, как инфодемия практически поглотила весь мир. Люди просто боялись всего, не знали, как реагировать на опасность нового вируса. Сегодня это, наверное, в первую очередь фейки, связанные с вакцинами, причём не только против коронавируса, но и против вируса папилломы человека", – подчёркивает спикер.

По мнению Марал Айтмагамбетовой, сейчас наибольшую угрозу представляют так называемые дипфейки, созданные с использованием искусственного интеллекта. 

"Их активно внедряют в свою работу мошенники, когда захватывают аккаунты и отправляют голосовые сообщения с просьбой перечислить деньги или отправить какие-то документы от ваших родных, близких или коллег. А потом оказывается, что на самом деле аккаунт человека просто взломали. Это пример использования искусственного интеллекта в создании фейков", – говорит медиатренер.

Увеличение подобных ситуаций привело к решению о необходимости не допускать бесконтрольного использования современных технологий. В 2024 году при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности появился комитет искусственного интеллекта и развития инноваций. Одной из его задач является в том числе и нормативное регулирование в области развития технологий искусственного интеллекта.

Без медиаграмотности никак

Ещё одним важным пунктом борьбы с недостоверной информацией является развитие фактчекинга, то есть проверки фактов. В стране проводятся семинары и тренинги по этому направлению как для журналистов, блогеров, так и для общественных деятелей и гражданских активистов и просто для представителей разных слоёв населения.

"Семинары по обучению медиаграмотности мы проводим для самой разной аудитории. Это и школьники, и студенты, учителя, преподаватели высшей школы, журналисты, пенсионеры. Совсем недавно мы проводили целую серию тренингов для преподавателей казахстанских вузов. У нас прошёл двухдневный тренинг в Астане и двухдневный тренинг в Атырау. Ключевая задача была не просто рассказать о том, что такое медийная и информационная грамотность, но и внедрять элементы медиаграмотности в преподавание разных дисциплин", − делится Марал Айтмагамбетова.

Специалист также отмечает, что особенно значимой аудиторией для медиатренеров являются люди старшего поколения. 

"Недавно у нас завершился проект по цифровой грамотности, где мы обсуждали с нашими бабушками, дедушками, старшими, дядями и тётями, какие возможности используют мошенники, как вообще работают мошеннические схемы и что можно сделать для того, чтобы защитить себя и повысить свою кибербезопасность", − отмечает эксперт.

Среди государственных программ по развитию медиаграмотности у населения специалист выделила "Серебряный университет". Проект направлен на людей старшего возраста. 

"По этой программе очень многие вузы предлагают курс по цифровой безопасности, по навыкам информационной грамотности", – сообщила Марал Айтмагамбетова.

В период пандемии в стране запустили портал StopFake.kz, который сейчас активно реагирует на все появляющиеся сомнительные сообщения, публикует по этому поводу официальные комментарии, проверяет появляющиеся фото, видео и аудиорассылки. 

Но для того чтобы проверить тот или иной факт, не обязательно быть фактчекером. Сейчас большинство ведомств и компаний имеют свои сайты и аккаунты в соцсетях. При появлении недостоверных сведений там публикуются официальные опровержения. Там же можно найти и оповещения о предстоящих проектах, событиях и другое.

К слову, своевременно реагировать на вбросы и распознавать их учат не только журналистов, но и сотрудников госорганов. Особенно представителей пресс-служб, чья задача – предоставить поясняющий комментарий обществу через СМИ. К примеру, в сентябре прошлого года в столице прошла неформальная конференция Astana Media Week, организованная Министерством культуры и информации РК. Мероприятие объединило самых разных представителей сферы медиа. В первый день на одной из площадок организовали Media Talks на тему "Критическое мышление: почему мы больше не верим всему, что видим, слышим и читаем?", где обсуждались темы хайпа, кликбейта и фейков. В последний день медианедели прошли тренинги для пресс-секретарей, на которых учили в том числе фактчекингу и грамотной реакции на провокационные и ложные сообщения. К слову, Astana Media Week – мероприятие ежегодное. В этом году вновь проходит с 25 по 27 сентября. 

Распространил неправду – ответь! 

Любителям "сочинять новости" и тем, кто не задумываясь делится приходящими рассылками, стоит помнить, что за всё это законом предусмотрена ответственность.

За распространение заведомо ложной информации придётся отвечать по Уголовному кодексу согласно статье 274. Если фейк разлетелся с использованием СМИ, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ, то наказание будет более жёстким.

Но теперь в Казахстане привлечь могут за распространение фейков и без формулировки "заведомо". В сентябре 2023 года в силу вступил закон "Об онлайн-платформах", в рамках которого введено понятие "ложная информация". За её распространение отвечать придётся по Административному кодексу, а именно по статье 456-2. За это может грозить штраф от 20 до 100 МРП. 

Согласно данным аналитического портала Ranking.kz, за январь – июль текущего года в Едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 77 административных правонарушений по статье "Размещение, распространение ложной информации". Большинство из них совершены пользователями онлайн-платформ, комментаторами, чьи высказывания создавали условия для нарушения общественного порядка, прав и законных интересов.