В 2024 году в Республиканский центр психического здоровья обратились 25 человек, желающих сменить свой пол на противоположный. В 2025 году количество на комиссию по трансгендерному переходу пришли 50 человек. За первый месяц наступившего года к врачам обратились уже три человека.  

В Казахстане, в соответствии с правилами медицинского освидетельствования, трансгендерный переход могут осуществить дееспособные трансгендерные люди, достигшие 21 года. До достижения этого возраста подать заявление на перемену пола невозможно. К медицинскому освидетельствованию не допускаются люди с психическими расстройствами. 

Путь к перемене пола в республике начинается с подачи письменного заявления. На следующем этапе назначается психиатрическое обследование. Психиатр изучает документы и проводит осмотр обратившегося на возможное выявление у него психических расстройств. Если сомнений в его психическом здоровье не возникает, он получает назначение на медицинское обследование и предстаёт перед комиссией, в которую входят терапевт, эндокринолог, психолог, уролог (или гинеколог) и психиатр.

Положительное заключение вынесено / Фото Informburo.kz

После получения положительного заключения комиссии трансгендерные люди проходят гормональную заместительную терапию и хирургическую коррекцию пола. Последний этап – замена документов. При необходимости психологи Республиканского центра психического здоровья готовы консультировать трансгендерных людей и помогать им социализироваться, облегчать процесс интеграции в общество после радикальных изменений.

Живущие не в своём теле

В Казахстане отношение к трансгендерным людям часто далеко от толерантности и дружелюбия. Не понимая проблемы, многие казахстанцы осуждают их, отзываются о них крайне оскорбительно, считают, что таких людей надо лечить. Между тем в 2019 году Всемирная организация здравоохранения исключила трансгендерность из списка ментальных расстройств. Новый термин "гендерное несоответствие" помещён в раздел "Состояния, связанные с сексуальным здоровьем".

"Трансгендерные люди абсолютно здоровы психически. Говоря простым языком и без медицинских терминов: произошла ошибка природы, и человек родился не в своём теле. Он страдает и мучается из-за невозможности принять себя таким, каким появился на свет. Гендерная дисфория проявляется через депрессию и тревожность, в тяжёлых случаях она приводит к навязчивыми мыслям о смерти, отчаявшиеся люди решаются на суицид. Трансгендерный переход является эффективным способом для преодоления гендерной дисфории и улучшения качества жизни трансгендерных людей", – рассказывает член комиссии по трансгендерному переходу, врач-психиатр, заведующая отделением терапии зависимостей Наргиза Касымова.

Камча и колдовство бессильны

Средний возраст казахстанцев, принявших решение сменить пол, у трансгедерных женщин составляет 21–25 лет,  у трансгедерных мужчин – 25–30 лет. Практически всегда они приходят писать заявление, нисколько не сомневаясь в правильности своих действий, не видя иного выхода и считая его единственным избавлением от жизни, напоминающей им ад.

"Трансгендерность – не модное поветрие или желание привлечь к себе повышенное внимание. С раннего возраста трансгендерные люди понимают, что с ними что-то не так. Например, девочка в садике и в младших классах школы называет себя он. Она в мужском роде рассказывает о себе. Учителя вызывают её родителей в школу, проводят с ними беседу, те наказывают дочку, и она "исправляется",  в дальнейшем использует женский род. Но ведь внутри ничего не поменялось. Она ненавидит себя и своё тело, с годами ситуация лишь обострятся. Девочка сама обстригает себе волосы, туго бинтует грудь, а менструации вызывают у неё отвращение вплоть до приступов рвоты", – рассказала историю из личной практики Наргиза Касымова.

Несоответствие своему полу проявляется в разных формах. Мальчики проявляют интерес к игрушкам, которые традиционно принято считать "девчачьими", девочки отбирают у братиков машинки, им нравится забираться на крыши домов и лазать по деревьям. Платья, бантики и сарафаны они категорически отказываются надевать. Трансгендерные персоны уже в детстве влюбляются в представителей того же биологического пола, с которым они сами появились на свет.

Наргиза Касымова всегда с пониманием беседует с трансперсонами / Фото Informburo.kz

"Беседуя с трансгендерными людьми нельзя не проникнуться их болью. Они рассказывают мне о самом сокровенном, потому что не могут никому довериться. В большинстве случаев у них нет поддержки даже от родителей. Более того, родители, услышав от своего ребёнка, что он трансгендерный, впадают в истерику, кричат, принимаются оскорблять и унижать его, возить по колдунам и народным целителям, чтобы те камчой, воском или заклинаниями сняли "порчу" и "родовое проклятие", "изгнали бесов и шайтанов". На дворе XXI век, а у нас трансгендерность "лечат" оборачиванием в шкуру барана и святой водой", – удивляется психиатр.

Я только за справкой

Республиканский центр психического здоровья с 2020 по 2024 год получил 124 обращения для прохождения комиссии по смене пола и 75 за последние два года. На лицо стремительный рост. С чем он связан?

"Эпоха цифровых технологий даёт людям возможности получить информацию по любому интересующему их вопросу. Трансгендерные люди, приходящие к нам в последнее время, отлично осведомлены. Они прочитали в интернете всё, что только смогли найти. С одной стороны, это хорошо, с другой – нет. Почти все трансгендерные девушки приносят заявления, уже пройдя через несколько пластических операций. Они сами назначают себе гормонозаместительную терапию, чего делать категорически нельзя", – предостерегает врач. 

Зайдя на приём к Наргизе Касымовой ,трансгендерные персоны, без разрешения врачей сделавшие себе грудь и операции по удалению кадыка и феминизации голоса, с улыбкой произносят: "Мне надо от вас справку на разрешение сменить паспорт, а то пограничники на таможенном контроле в аэропорту меня не пропустят к самолёту. Всё остальное сделано, комиссия никакая не понадобится". Однако они ошибаются. 

Внушительного размера папки с данными казахстанских трансперсон / Фото Informburo.kz

"Я вижу перед собой настоящую девушку: с прекрасной женской фигурой, нежным голосом, роскошными длинными волосами. Она великолепно и модно одета, никто не подумает, что в графе пол в паспорте у неё указано мужчина. Но правила для всех одинаковы. И без комиссии справку, необходимую для смены документов, мы не имеем права выдать. Никаких исключений ни для кого не делается", – подчеркивает Наргиза Касымова.

Траснгендерные мужчины иногда приходят на первый приём к психиатру в сопровождении своих любимых. Они не спешат с преждевременным хирургическим вмешательством и консультируются, насколько терапия или та или иная операция повлияют на здоровье. 

"Как правило, трансегндерные мужчины в подростковом возрасте усиленно бреют руки и ноги, чтобы усилить процесс оволосения, могут много курить в надежде сделать голос погрубее. После получения разрешения на смену пола они обычно удаляют грудь. Не знаю, как складывается их судьба впоследствии, но ни один из трансгендерных мужчин не говорил мне о том, что когда-либо сделает фаллопластику", – говорит Наргиза Касымова.

Зачем нужен трансгендерный переход?

Пластические операции на половых органах стоят дорого, и никто из хирургов не даёт стопроцентной гарантии их успешного исхода. Цены на операции варьируются от 7000 до 23 850 долларов. Вагинопластика с использованием брюшины обходится пациентам в сумму до 28 000 – 30 000 долларов. Клиники часто предлагают клиентам услуги по системе "всё включено" – с госпитализацией, трансфером, проживанием и послеоперационным уходом. Операция по удалению груди либо эндопротезирование молочных желез тоже обходится недёшево и сопряжена с рисками для здоровья. Казахстанцы делают подобные операции в Турции. Таиланде, Сербии и соседнем Кыргызстане.

"Заявления с просьбой рассмотреть вопрос о перемене пола чаще поступают к нам от жителей Алматы, Астаны, Шымкента, Кызылорды и ЮКО. Как я уже говорила, большинство обращений от молодёжи, но имеются и исключения. Недавно положительное заключение получил 45-летний трансгендерный мужчина. Он живёт в ауле, устал работать нелегально, задумался о том, что не за горами пенсионный возраст, а у него нет пенсионных накоплений. Не может официально устроиться на работу, ведь в паспорте он – женщина, а внешне – брутальный мужчина, каким и является", – рассказывает Наргиза Касымова. 

Трансгендерные персоны мечтают создать семью, говорить о себе в том роде, в котором они себя ощущают, спокойно выходить из дома, не опасаясь травли и осуждения. Но не все из них горят желанием вести спокойную и размеренную жизнь. Некоторые трансгендерные девушки откровенно признаются врачам в том, что занимаются оказанием сексуальных услуг из расчёта 150 тысяч тенге (!) в час и отказываться от работы в индустрии секса в ближайшие годы не собираются. Они имеют влиятельных покровителей, которые покупают им квартиры и машины, оплачивают пластические операции и осыпают дорогими подарками.

Ещё одна трудность связана с признанием их родителями. Это серьёзное испытание на прочность нервной системы и готовность принимать своих детей любыми. Если матери хоть как-то могут с годами смириться, для отцов такая новость сопоставима с тяжёлой трагедией. Иногда матери трансгендерных персон приходят к психологам и эндокринологам Республиканского центра психического здоровья, задают им вопросы о терапии, пытаются выяснить, почему сын оказался дочерью или наоборот, винят себя в том, что родили "такого" ребенка, выясняют, как могут помочь ему. Отцы не приходят на консультации к специалистам. Часто они вычёркивают детей из своей жизни, выгоняют их из дома, запрещают приезжать в гости, лишают наследства, даже объявляют умершими.

"У всех трансгендреных персон, приходивших ко мне на приём, нет зависимости от алкоголя и они никогда не пропагандируют трансгендерность. Я постоянно слышу от них одну и ту же фразу: "Я чувствую себя уродом", и это ужасно. Трансгендерностью нельзя заразиться, она не приобретается с возрастом, человек таким родился, и замечательно, что современная медицина вместе с психологией помогают людям обрести себя настоящего", – резюмирует Наргиза Касымова.