Грозит ли Казахстану принятие закона об иноагентах
Законодательство об иностранных агентах принято во многих странах мира. В их числе – Украина, Россия, Кыргызстан, Грузия, США, Австралия, Венгрия, Израиль.
В Казахстане такого закона нет. Между тем в сентябре 2023 года список лиц и организаций, которые получают деньги или имущество от представителей иностранных и международных государств, организаций и частных лиц, обнародовал Комитет государственных доходов Министерства финансов РК.
В реестр попали 240 физлиц и компаний. И это, как считают эксперты, далеко не полный список неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа.
Кто такие иноагенты
Этот термин объединяет организации, СМИ и людей, получающих финансовую поддержку из-за рубежа и находящихся под "иностранным влиянием". Таким образом, иноагентами называют тех, кто может лоббировать интересы других государств и старается влиять на общественное мнение или политическую повестку в стране.
На постсоветском пространстве закон об иноагентах существует в разных версиях в нескольких странах.
В России статус иностранного агента начали присваивать лицам, которые получают иностранную поддержку (любого размера) или находятся под "иностранным влиянием", в 2012 году после принятия поправок к федеральному закону "О некоммерческих организациях".
Спустя 10 лет в РФ приняли новый закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", который запретил "иностранным агентам" работать в госорганах, участвовать в избирательных кампаниях, организовывать публичные мероприятия.
В январе 2014 года поправки "об иностранном влиянии" приняли в Украине. В законодательстве страны впервые появилось понятие общественного объединения, которое выполняет функции иноагента. Организации, подпадающие под это определение, обязали проходить государственную регистрацию и указывать, что выполняют функцию иностранного агента.
В Кыргызстане закон "О внесении изменений в закон "О некоммерческих организациях" приняли совсем недавно – в середине марта 2024 года. Его авторы уверяют, что документ позволяет государственным органам лучше контролировать работу некоммерческих организаций. Согласно поправкам, НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, считаются "иностранными представителями", их вносят в специальный реестр.
В парламенте Грузии рассматривается уже во втором чтении законопроект "О прозрачности иностранного влияния". В этой связи по всей стране вот уже две недели проходят массовые протесты. Противники называют законопроект "пророссийским". В случае принятия закона после трёх чтений НПО и СМИ Грузии, которые получают более 20% финансирования из-за границы, будут обязаны регистрироваться как организации, "проводящие интересы иностранной силы".
По мнению экспертов, законы об иноагентах объединяет прежде всего избирательность применения. О нормах закона вспоминают, когда возникает "государственная необходимость".
Всё зависит от формата
Политолог Замир Каражанов рассказал, чем принятие закона обернётся для Казахстана.
"Всё зависит от формата. В этом нет ничего предосудительного или ненормального. Вопрос в том, есть ли необходимость в таком законе. Вспомним историю. В США такой закон приняли перед Второй мировой войной, когда страны проводили пропаганду в отношении друг друга. Таким образом США стремились отгородиться от иностранной пропаганды и защитить своё информационное пространство. Эта задача актуальна до сих пор", – считает он.
Принятие закона об иноагентах в Казахстане, по мнению политолога, может быть связано с низкой конкурентоспособностью отечественных СМИ и слабой защищенностью информационного пространства. Закон как минимум требует от СМИ информировать об источнике финансирования, чтобы массмедиа не вводили в заблуждение граждан и не выдавали позицию иностранного государства за национальные интересы. В этом смысле он обеспечивает прозрачность работы средств массовой информации.
"В настоящее время всё в принципе понятно: CNN – это американское СМИ, которое отражает позицию своей страны. РТ – российское СМИ, которое работает по той же аналогии. Но существуют менее известные СМИ, которые финансируются из-за рубежа, однако население об этом может не знать", – сказал Каражанов.
Другой случай, когда закон об иноагентах накладывает ограничения на работу зарубежных СМИ в стране, что, собственно, и вызывает большие споры. Во-первых, заметил политолог, в таких случаях имеет место ущемление свободы слова. Во-вторых, ограничивается доступ населения к информации. В-третьих, формируется неконкурентная среда, где едва ли стоит ожидать появления отечественных конкурентоспособных СМИ.
Ещё один аспект – пропаганда, с которой приходится сталкиваться в условиях роста геополитической напряжённости, когда информация превращается в оружие массового поражения. В мире соперничество стран и конфликты набирают силу. Поэтому можно ожидать, что всё больше стран будут использовать СМИ в своих интересах, чтобы навязывать собственную повестку и интересы другим государствам. Поэтому важно оградить население от информационных манипуляций.
"В современных реалиях бороться с пропагандой и при этом соблюдать принцип свободы слова и плюрализма мнений сложно. Об этом говорит реакция западных политиков, которые столкнулись с деятельностью российских СМИ. У них не оказалось законных оснований ограничить влияние на собственное население медиаресурсов РФ, если только не нарушить принципы свободы слова. Даже в западном мире, где существуют сильные СМИ и поддерживается плюрализм мнений, оказались бессильными перед пропагандой", – подчеркнул политолог.
Не так страшен реестр, как его малюют
Руководитель Международного фонда защиты свободы слова "Әділ сөз" Карлыгаш Джаманкулова считает, что прежде всего не нужно называть списком иноагентов "реестр лиц, получающих деньги или иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию". Потому что это форма стигматизации.
"Нельзя наклеивать такие ярлыки. Это вводит людей в заблуждение, создавая иллюзию схожести с гонениями на гражданский сектор в некоторых соседних странах. Не так страшен реестр, как его малюют. В какой-то мере это обеспечение прозрачности и подотчётности перед нашими гражданами. Вы можете зайти на сайт нашего фонда и найти информацию о наших финансовых источниках в более развёрнутой форме, чем в данном реестре", – указала она.
Джаманкулова отметила, что фонд гордится тем, что формирует конкурентоспособные социальные идеи, на реализацию которых он в состоянии привлечь иностранные средства. Причём средства привлекаются на основании очень сложных и открытых конкурсов с чёткими условиями и целями. Все доноры фонда, по её словам, – это уважаемые международные партнёры, финансирование от которых получает не только "Әділ сөз", но и государственные организации в РК.
"В стране есть десятки сильных НПО, чей уровень прозрачности и открытости отчётов может конкурировать с уровнем прозрачности деятельности многих корпораций, несмотря на скромные бюджеты. Фактический вклад в развитие общества, экспертиза и неукоснительное соблюдение этики такими организациями высоко ценятся обществом, государственными органами и экспертами. В Казахстане деятельность НПО является неотъемлемой частью общества, вклад которого ещё необходимо оценить", – отметила глава "Әділ сөз".
По мнению спикера, необходимости в принятии закона об иноагентах в Казахстане нет. Страна не идёт по пути фрагментирования социума, а выбрала целью консолидировать усилия для создания справедливого общества.
Карлыгаш Джаманкулова уточнила, что объём средств не является критерием для включения в реестр иноагентов. Он формируется на основании налоговой полугодовой отчетности о получении средств от иностранных организаций.
Она напомнила, что иностранные организации, реализующие свою благотворительную или грантовую поддержку в стране, действуют на основании межправительственных соглашений.
Закон как форма борьбы с инакомыслием
Политолог Ислам Кураев считает, что на самом деле Казахстану подобный закон не нужен. И это с точки зрения демократии абсолютная глупость, потому что все понимают, заметил он, к чему это приведёт. Многие люди так или иначе могут столкнуться с разного рода преследованиями.
"Мы должны понимать, что подобного закона в Казахстане нет, и вряд ли он будет. И мы знаем по примеру России, что сейчас каждый второй сталкивается с этой проблемой. В настоящее время российское лобби пытается всеми силами протолкнуть подобного рода закон и в Грузии", – сказал Ислам Кураев.
По его мнению, долгое время Грузия была антироссийской, но затем во власть пришли люди, которые лоббируют законы в интересах России.
Своё мнение о политических целях принятия законодательства об иностранных агентах высказала и эксперт в сфере некоммерческого права Айгуль Каптаева. Очевидно, что в соседних России и Кыргызстане данный закон принимали для снижения активности гражданского общества.
"Законы этих стран направлены на ограничение деятельности независимых СМИ, неправительственных организаций и гражданских активистов, получающих финансирование из-за рубежа. Однозначно, появление правовых норм, так или иначе сегментирующих, стигматизирующих ту или иную часть гражданского общества, приводит к значительным проблемам в любой стране", – отметила Айгуль Калтаева.
Эксперт обратила внимание, что финансирование из-за рубежа в России и Кыргызстане позиционируется как нечто порочное и запретное. Хотя ничего плохого в иностранном финансировании нет. По её мнению, законы "об иноагентах" у ближайших соседей Казахстана по региону – это или форма борьбы с инакомыслием, или узурпация власти полукриминальными авторитетами.
Закон об иноагентах в РФ привёл к несправедливой стигматизации получателей иностранного финансирования в обществе, а также ликвидации либо передислокации ряда авторитетных общественных организаций, которые не смогли продолжить работу в таких обстоятельствах. Наличие данного закона крайне негативно отразилось на международном имидже и инвестиционной привлекательности России.
"Какого-либо правового обоснования для принятия таких законов в России и Кыргызстане не было. Более того, эти законы прямо противоречат международным стандартам в сфере свободы выражения мнений и свободы ассоциаций, которые все цивилизованные страны должны соблюдать", – подчеркнула Айгуль Каптаева.
Она напомнила, что международные стандарты защищают право НКО на получение финансирования из любых законных источников – как внутренних, так и зарубежных.
"Ограничения могут применяться странами только в исключительных случаях путём использования так называемого "трёхчастного теста", описанного в международном праве", – пояснила Каптаева.
Спикер считает, что принятие таких актов в РК маловероятно. Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал необходимость консолидации общества. Казахстан в отличие от соседних стран выбрал путь, направленный на установление долгосрочных партнёрских отношений с гражданским обществом.
"Перед страной стоят по-настоящему важные стратегические цели, и мы не станем тратить время на то, чтобы отгрызать собственный хвост, как глупый пёс", – выразила своё мнение эксперт.
"Наше государство понимает, что сильное гражданское общество как платформа для выражения мнений и интересов разных групп населения не только способствует развитию демократии, но и вносит весомый вклад в социальное и экономическое развитие через общественно полезную деятельность", – подчеркнула Калтаева.
По словам спикера, казахстанский закон "О некоммерческих организациях" не содержит каких-либо ограничений для отечественных НПО на получение финансирования из иностранных источников. Единственное условие – источник должен быть законным, и донор – не из числа организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
Кроме того, казахстанские НПО предоставляют разные виды отчётности в госорганы, которые имеют полную информацию о том, какие суммы получают НПО, из каких источников и на что используют.
Закона нет, а признаки имеются
Директор и соучредитель ОФ "ИНМИР" Светлана Ушакова уточнила, что в РК нет термина "иностранный агент". Зато имеется статья в Налоговом кодексе о получении иностранного финансирования.
"И в рамках этой статьи сдаются две формы отчётности – 017 и 018, которые по сути своей не являются налоговыми формами. Они связаны только с информированием о получении иностранного финансирования. Поэтому у нас вроде бы нет закона об иностранных агентах. Но если мы сравним все нормы, связанные с отчётностью по иностранному финансированию, то получим все признаки такого законодательства", – считает Светлана Ушакова.
Она пояснила, что для этого в стране ведётся публичный реестр, который публикуется на сайте Комитета госдоходов, что ведёт к стигматизации и присваиванию ярлыка "иностранный агент".
Ещё один признак наличия такого законодательства, по её мнению, – это требование маркировки. То есть все публикации, печатные и информационные материалы в рамках контрактов с международными организациями или иностранным финансированием должны быть промаркированы как подготовленные при зарубежном финансировании.
"В Казахстане нет закона, но законодательство говорит о наличии этих норм. И нормы эти дискриминирующие. Потому что они относятся к некоммерческой деятельности", – подчеркнула директор "ИНМИР".
Шаг отчётности в Казахстане – один тенге. То есть если НКО получает один тенге либо имущество, эквивалентное стоимости одного тенге от международной / иностранной организации, от иностранца для определённых видов деятельности, то становится субъектом, которому необходимо сдавать отчётность по иностранному финансированию. А значит, данные попадут в реестр лиц и организаций, получающих иностранное финансирование.
По словам эксперта, для отчётности определены три вида деятельности – "сбор и анализ информации", "распространение информации" и "юридическое, правовое и иное консультирование". Последний пункт распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации.
Таким образом, объяснила эксперт, если компания занимается сбором, анализом и распространением информации в коммерческих целях, то она не обязана сдавать эту отчётность, её не включают в реестр лиц, получающих иностранное финансирование.
"Есть ещё 14 исключений, кто не должен сдавать отчётность. Сюда относятся и государственные, и квазигосударственные органы, и депутаты. То есть налицо ориентация на ограничение деятельности общественных организаций и гражданских активистов. Такие ограничения, я считаю, вредят Казахстану как государству на международной арене, потому что ухудшают имидж республики", – уверена эксперт.
Это ограничивает развитие некоммерческих организаций как самой активной части гражданского общества. А отсутствие зрелого гражданского общества – это угроза стабильности.
"Мы провели опрос организаций, которые получают международное финансирование и находятся в реестре по иностранному финансированию. Они видят все риски, и многих это останавливает в желании создавать общественные организации и заниматься решением социальных проблем. Но чем меньше у нас НПО, тем меньше сил", – заметила Светлана Ушакова.
Ни одно государство в мире, каким бы развитым оно ни было, не может самостоятельно решить все социальные проблемы, – напомнила эксперт.
Поэтому важно, чтобы организации и люди друг другу помогали и взаимодействовали. Для этого и развивается третий сектор – гражданское общество. Она считает, в этой связи необходимо полностью пересмотреть законодательство.
"Реестр лиц, получающих международное финансирование, – это единственный в Казахстане публичный реестр. У нас, например, нет публичного реестра коррупционеров или педофилов. А вот реестр лиц, получающих иностранное финансирование, опубликовали. Мне кажется, это такой вопрос, над которым каждый из нас может задуматься и понять, зачем это всё делается. Можно ли перестать быть иноагентом? Пока процедура исключения из реестра нигде не прописана. При этом каждые полгода будет публиковаться новый список. Естественно, количество лиц и организаций, находящихся в этих списках, будет только увеличиваться. Это я считаю крайне негативным", – резюмировала Светлана Ушакова.