Город умер, но люди продолжают там жить. Фоторепортаж из Чагана
Чаган был расположен в долине реки Иртыш, недалеко от одноимённой железнодорожной станции. Его начали строить в 1954 году, а уже в 1961 году в закрытое административно-территориальное образование под кодовым названием Семипалатинск-4 заселили 11 тысяч офицеров-лётчиков и членов их семей.
Решение о создании города лётчиков в СССР приняли в пику нарастающему влиянию НАТО в соседних регионах. Стратегические ракетоносцы Ту-95, базой которых стал уникальный внеклассный аэродром Чаган всего в 9 километрах от города со взлётно-посадочной полосой в 4 километра и толщиной от метра до трёх, могли долетать до акватории Индийского океана и представляли реальную угрозу для баз Северо-Атлантического альянса в странах Азиатского региона.
С распадом Советского Союза база стала не нужна, и в 1995 году российские военные покинули город и аэродром. Часть техники они забрали с собой, часть имущества и все здания Россия передала на баланс Министерства обороны РК. Офицеры и их семьи покинули многоэтажки, оставив там практически всю мебель и личные вещи.
Спустя два десятка лет от города остались лишь воспоминания. Вначале жители окрестных посёлков, Семея и Курчатова вывезли из брошенных квартир всё, что представляло хоть какую-то ценность. Затем на их место пришли любители цветного и чёрного металлов. Они с корнем вырвали проводку, выкопали трубы и кабели.
Теперь территория когда-то закрытого города покрыта целой сетью траншей, из которых давно извлечены водопроводные и канализационные трубы, линии связи и прочее наследие неплохо обустроенного города.
Затем пришла очередь кирпичных строений. Трёх- и пятиэтажные здания были разобраны до основания. Об их существовании напоминают лишь груды битого кирпича.
Панельные многоэтажки разобраны лишь частично. В основном у них обвалены все лестничные перекрытия, а стены пока ещё стоят на месте.
Дома постепенно зарастают кустами сирени, а по периметру – тополями.
Новыми хозяевами города стали птицы. Стаи ворон селятся на верхних этажах оставшихся домов.
Кое-где внутри домов сохранились обои или газеты, на которые они были наклеены, а местами – даже кафельная плитка.
Гуляя по развалинам, можно найти забытую обувь, детские игрушки, бутылки из-под шампанского "Советское".
Зияющие бреши оконных проёмов на первых этажах привлекают немногочисленный скот, бродящий в окрестностях в поисках прохлады. Его владельцы – жители нескольких частных домов, оставшихся здесь после того, как основная масса квартиросъёмщиков покинула город.
Сейчас здесь официально проживают 18 человек. На контакт с прессой местные жители идут неохотно, рассказывают, как тут было хорошо раньше и как тяжело сейчас, но вот фотографировать себя не позволяют и в дома не пускают. Говорят, что вид у них непрезентабельный, да и убранство жилищ далеко от совершенства. Благ цивилизации вроде отопления и центрального водоснабжения здесь нет. У всех во дворах скважины, отапливают дома углём.
Это не приезжие люди, а те, кто остался после развала Союза, – ехать им было некуда, к лётчикам они имели весьма отдалённое отношение, да и пенсия приближалась. Теперь их дома вряд ли кто-то купит.
Одна из жительниц рассказала, что пыталась продать своё жильё за 250 тысяч тенге, но желающих не нашлось. Теперь цена снижена до 100 тысяч, однако покупателей всё равно нет.
Остальные частные дома, а их было около ста, развалены так же, как и многоэтажки. Неподалёку от руин города находится посёлок Чаган, он расположен около железнодорожной станции. Территориально к нему жители бывшего городка и относятся. Там есть государственные учреждения, магазины, школа. Там и работает часть чаганцев, а дети ходят туда в школу.
Изредка на руины приезжают бывшие жители города лётчиков. На их средства возведён памятный камень на въезде в город и создан сайт памяти.
Знаменитая на весь СССР взлётно-посадочная полоса аэродрома дальней авиации до сих пор находится практически в идеальном состоянии и может выдержать колоссальные нагрузки. Когда-то на неё приземлялся даже космический челнок "Буран".
Пока Министерство обороны РК не нашло ей применения. Четыре километра толстых бетонных плит прекрасно видны на снимках со спутников, правда, приближение по каким-то причинам ограничено высотой птичьего полёта.
Здесь вполне можно проводить состязания по автомотоспорту, обучать лётчиков либо использовать её для других целей, связанных с автомобилями либо с самолётами. Даже бетонная дорога до аэродрома до сих пор находится в хорошем состоянии.
Все административные здания военного аэродрома также разобраны по кирпичику. В хорошем состоянии находятся лишь бомбоубежища. Огромные ангары жители близлежащих деревень приспособили под загоны для животных. Во время выпаса здесь располагается несколько отар мелкого рогатого скота.
Бетонные ангары, засыпанные сверху метровым слоем земли и глины, отлично сохраняют прохладу в летний зной (температура здесь может достигать +45 градусов по Цельсию) и вместе с тем вмещают до двух-трёх сотен голов МРС каждый. Некоторые из них завешаны отслужившими своё билбордами, около нескольких чабаны возвели времянки, в которых живут во время выпаса.
Брошенные запчасти от стратегических бомбардировщиков давно сдали на металлолом, а оставшиеся покрышки от шасси используют в качестве топлива.
Как пояснили в Министерстве обороны Казахстана в ответе на официальный запрос Informburo, сегодня военные вообще никакого отношения к остаткам Чагана не имеют.
"В настоящее время объекты, расположенные в п. Чаган Восточно- Казахстанской области, на балансе Министерства обороны Республики Казахстан не состоят. Согласно приказу Семипалатинского регионального комитета государственного имущества и приватизации от 16 июля 2004 г. № 56, служебные фонды войсковой части 54835, расположенные в п. Чаган, переданы в местные исполнительные органы, при этом право распоряжения указанным имуществом осталось за Семипалатинским региональным комитетом государственного имущества и приватизации", – прокомментировал ситуацию заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Республики Казахстан генерал-майор Руслан Шпекбаев.