Глобальное исследование: ранний доступ ребёнка к смартфону ведёт к психическим проблемам
Дети, у которых смартфон появился до достижения ими 13-летнего возраста, став взрослыми, значительно чаще испытывают тревожность, отчуждённость и думают о самоубийстве. К такому выводу приходят авторы нового глобального исследования, участие в котором приняли более 100 тысяч подростков из 163 стран и территорий.
Авторы статьи, опубликованной по итогам этой работы журналом Journal of Human Development and Capabilities, высказывают серьёзные опасения по поводу психического здоровья подрастающего поколения в связи с тем, что излишне ранний доступ ребёнка к смартфону может привести к серьёзным нарушениям в его (или её) неокрепшей психике.
Более того, анализ изученных данных (всем участникам было от 18 до 24 лет) выявляет прямую зависимость: чем раньше ребёнок получает в своё распоряжение смартфон, тем выше вероятность того, что в молодом возрасте у него начнутся проблемы с психическим здоровьем.
"Самые тяжёлые последствия наблюдаются у тех, кто получил в распоряжение смартфон до 13 лет, – пишет ведущий автор исследования, профессор американского аналитического центра Sapien Labs Тара Тьягараджан. – Особенно это касается девушек: у них выше уровень тревожности, ощущение оторванности от реальности, а иногда и суицидальные мысли".
Оценка состояния психического здоровья молодёжи проводилась с помощью индекса MHQ (Mind Health Quotient), который учитывает уровень эмоциональных, когнитивных и социальных функций.
У тех, кто получил смартфон в 13 лет, средний показатель MHQ составил порядка 30 баллов. У тех, кто начал пользоваться телефоном в пять-шесть лет, он падает почти до нуля.
Особенно заметны эти различия у женщин: среди девушек, начавших пользоваться смартфоном уже в пять-шесть лет, выраженные суицидальные мысли зафиксированы почти у половины (48%). В то время как в группе тех, кто получил телефон только в 13 лет, они фиксируются почти вдвое реже: почти у каждой четвёртой (28%). Впрочем, и среди юношей разница этих двух показателей тоже хорошо заметна (31 против 20%).
Что именно ухудшает психическое здоровье ребёнка?
Главный фактор, уверяют авторы, – доступ детей не к самому устройству, а с его помощью – к социальным сетям, в том числе и работающим на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Излишне раннее знакомство ребёнка с интернетом – причина примерно 40% всех проблем с психикой у молодёжи, включая случаи травли в Сети (кибербуллинга), разнообразные нарушения сна и ослабление семейных связей.
В странах с англоязычной культурой, таких как США, Великобритания, Канада и Австралия, ситуация кажется наиболее тревожной. Там средний возраст получения ребёнком смартфона – всего 11 лет, а влияние социальных сетей объясняет до 70% последующих нарушений психики, в особенности у девочек.
Исследование подчёркивает, что, несмотря на формально существующие возрастные ограничения, цифровые платформы не справляются с эффективной блокировкой, и доступ туда открыт и детям младше 13 лет.
Какие меры предлагают?
Авторы исследования настоятельно предлагают законодателям ввести ряд ограничительных мер, аналогичных тем, что установлены для регулирования продажи алкоголя или табака. А именно:
- обязательное обучение цифровой гигиене в рамках школьной программы;
- строгая верификация возраста пользователей на цифровых платформах;
- строгий запрет на доступ к любым социальным сетям детей, не достигших 13-летнего возраста;
- развитие рынка альтернативных устройств ("детские" телефоны без доступа к соцсетям и интернету).
"Технологии развиваются значительно быстрее, чем [успевают написать и принять регулирующие их] законы, – подчёркивает профессор Тьягараджан. – Мы предлагаем действовать на опережение, основываясь на принципе "лучше перебдеть".
Власти некоторых стран уже давно пытаются найти законодательное решение проблеме излишне раннего доступа детей к смартфонам и соцсетям.
Сразу в нескольких штатах США обсуждают законопроекты об обязательной верификации возраста пользователей и ответственности компаний за публикуемый контент.
Китай обязал популярные цифровые платформы ограничить детям и подросткам продолжительность времени, которое они проводят перед экраном.
При этом авторы исследования подчёркивают: индивидуальные меры силами одних лишь родителей глобальную проблему не решат.
Без системного подхода, уверяют учёные, будущее поколение рискует вырасти эмоционально уязвимым и социально дезориентированным.