Гениальный, но невыносимый - рецензия на фильм "Стив Джобс"
Один из самых ожидаемых фильмов года показали в кинотеатре Cinemax Dostyk Plaza. Конечно, новая картина с Майклом Фассбендером в разы лучше, чем предыдущая лента о Джобсе с Эштоном Катчером, но шедевра о современном бизнесе, вроде "Социальной сети" Финчера, не получилось. Хотя над сценарием работал тот же сценарист Аарон Соркин, а экранизировал картину пусть и не Финчер, выбывший из проекта, а достаточно популярный режиссёр Дэнни Бойл (автор фильмов "Миллионер из трущоб", "127 часов", "На игле", "Пляж").
Биография Стива Джобса будто создана для большого экрана: сын сирийца и немки, брошенный родителями в младенчестве, а затем усыновлённый чужими людьми, позже ставший одним из наиболее известных и влиятельных миллиардеров Америки и героем современной поп-культуры. Его называют "отцом цифровой революции", самым "гениальным эгоманьяком Кремниевой долины" и человеком, изменившем мир. Для одних он тот, кто подарил миру удобный и многофункциональный гаджет, для других Джобс - лишь ловкий рекламщик, сумевший превратить культуру потребления в высшую ценность.
В жизни Джобса была и хиппи-культура, и наркотики, и практики в буддистских монастырях, и бешеные взлёты, и громкие провалы. Но, видимо, потому что всё это уже было описано в фильме с Эштоном Катчером, авторы новой картины ограничились только работой Джобса в айти-сфере и учли лишь историю взаимоотношений героя с коллегами, с матерью его первой дочери Лизы и с собственно самой Лизой. Всё остальное – за кадром. Поэтому фильм получился хоть и стильным, но на удивление, герметичным и камерным: такое ощущение, что вся жизнь персонажа – это лишь череда презентаций: Apple Macintosh, NeXT и iMac. Все диалоги в фильме - на повышенных тонах, причём чем ближе финал, тем драматичнее диалог. "Почему-то перед моим выходом на сцену все как будто надираются в баре и приходят ко мне высказаться", - говорит главный герой. Поскольку всё происходит за кулисами презентаций, фильм похож на театральную постановку. Видимо, здесь Дэнни Бойлу пригодился опыт его работы в театре.
Зрителю хотелось увидеть Джобса волшебником: крутым менеджером, который превратил презентации своих продуктов в идеальные шоу, бизнесменом, который умел выбирать и мотивировать талантливых инженеров, создавших "его" гениальные гаджеты, человеком, на самом деле умевшим думать "по-другому". Но об этом всём – лишь поверхностно и вскользь, больше внимания уделяется его внутреннему миру. Поэтому от культивируемого в поп-культуре Стива Джобса в этом фильме - только чёрная водолазка, потёртые джинсы, кроссовки и отвратительный характер.
Старая добрая истина о том, что великих в быту лучше не знать, работает и здесь. Все знают, что Стив Джобс был сложным, противоречивым человеком и авторитарным руководителем, но в фильме он обаятелен, но только когда шутит, зачастую кажется, что он только и делает, что унижает людей и жлобствует. Нам хотелось бы "не осуждать то, что мы сами не можем понять", как это пелось в одной из песен любимого Джобсом Боба Дилана, но не получается. К тому же сценарий был создан по мотивам биографии Уолтера Айзексона, написанной по заказу самого Джобса, и по словам его коллеги – Стива Возняка, фильм получился намного более правдоподобным, чем первый. В этой картине, конечно, есть попытки объяснить и даже изобразить более мягким невыносимый характер гения, но, честно говоря, это не очень удаётся.
Однозначных восторгов заслуживают, пожалуй, лишь актёры: исполнительница одной из главных ролей – Кейт Уинслет (в фильме её героиня – верная подруга и соратница Джобса) и исполнитель главной роли – Майкл Фассбендер. Он просто великолепен: при абсолютной несхожести с персонажем он сумел так убедительно его сыграть, что даже тем, кто никогда не следил за жизнью Стива Джобса, поверилось, что тот был именно таким – нервным, сложным и столь же закрытым и самодостаточным, как и его гаджеты. Словом, не зря Фассбендера выдвинули на "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль.
Фильм в прокате с 1 января будущего года.