На Каннском кинофестивале показали фильмы про любовь: чёрно-белую драму известного польского режиссёра Павла Павликовского "Холодная война", а также картину не менее знаменитого режиссёра из Китая Цзя Чжанкэ "Пепельный – самый чистый белый". По сюжету ленты имеют какие-то схожие черты – обе они о любви и о том, что порой это чувство случается вопреки всему, с теми, кто меньше всего нам подходит. У первых зрителей картины вызвали абсолютно разные эмоции – от восторгов до равнодушия.

"Холодная война"

После того, как три года назад картина Павликовского "Ида" получила "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, ожидания у каннской публики от его нового фильма были очень высоки. Но оправдались они не у всех: одни критики объявили "Войну" вечной классикой, другие нашли слишком скучной, хотя, безусловно, очень красивой.

"Холодная война", как "Ида", снята оператором Лукашем Залом и в той же визуальной манере - это вновь черно-белая картина, в которой соотношение сторон в кадре таково, что экран выглядит как квадрат, а не привычный прямоугольник. Операторская работа в фильме восхитительна, и исполнительница главной женской роли, актриса Джоэнна (Йоанна) Кулиг хороша как никогда. "Это пик её карьеры и лучшая работа в фильмографии", - писали польские критики. Несмотря на все эти плюсы, драма всё же оставила часть зрителей равнодушной.

Действие в ленте происходит в послевоенной социалистической Польше. Фильм начинается с того, что художественный руководитель и дирижёр фольклорного ансамбля Виктор, интеллигентный, сдержанный мужчина с умными глазами, ездит вместе с коллегами по стране в поисках народной музыки. Они хотят не только увековечить польский фольклор, но и найти талантливых артистов, которые бы могли объединиться в коллектив да такой, что не стыдно было показать миру. Первая часть картины, где показывают кастинг – чистое удовольствие в неразбавленном виде. Режиссер выбрал удачную форму для рассказа: песни у поляков красивые, голоса у претендентов на вхождение в труппу – потрясающие.



Но настоящее внимание маэстро смогла обратить на себя только одна блондинка – Зула, приехавшая на конкурс из деревни. В харизматичной девушке (её как раз играет Кулиг), есть что-то, что цепляет глаз и заставляет обратить на неё внимание, в ней одной будто собралась вся необузданная, настоящая и чистая энергия народной польской культуры. Окончательно покоряет сердца отборщиков она тогда, когда поёт на русском – песню "Сердце" из мюзикла "Весёлые ребята". Виктор немедленно влюбляется в девушку.

У будущей артистки не самый покладистый характер, не самый интеллектуальный бэкграунд и не самая идеальная биография, якобы она отсидела срок за убийство отца (на самом деле папаша остался жив и сам спровоцировал конфликт), но Виктор не может от неё отказаться. Как и она от него. Чувства чувствами, но жизнь диктует своё – вскоре музыкант переезжает в Париж, а его возлюбленная остается в Польше, оба заводят других партнёров, но при этом не забывают друг о друге. Они меняют города: Варшава, Париж, Берлин, периодически встречаются, но не могут находиться вместе и по личным, и по политическим причинам (их страны проживания в состоянии холодной войны). Любовь их толкает друг к другу вновь и вновь, пока не доведёт до драмы. Вся эта тема вмешательства государства в личную жизнь человека не нова, и только роскошный визуальный стиль "Холодной войны", одинаково тонко передающий нежные, но драматичные отношения пары, и тревожное общественно-политическое состояние мира в разгар холодной войны, выделяет этот фильм среди других.

"Пепельный – самый чистый белый"

У одного из самых известных китайских режиссёров Цзя Чжанкэ уже есть призы Каннского кинофестиваля: он получал "пальму" за лучший сценарий к фильму "Прикосновение греха". Чжанкэ тоже привёз в Канны фильм о любви. Но он, напротив, вызывает в зрителе самый живой отклик и будит чувства. "Пепельный – самый чистый белый" – это история любви обычной девушки и гангстера, жизнь которого всегда на волоске от смерти. Однажды парень попадает в серьёзную передрягу – на них нападает толпа, и его избивают до полусмерти. Девушка спасает бандита – она распугивает нападавших, стреляя в воздух.

По китайским законам применение огнестрельного оружия – это преступление, за которое могут посадить на срок до 5 лет, что, собственно, и происходит. Выйдя из тюрьмы, женщина узнает, что человек из-за которого она угодила за решётку, нашел себе другую, а знакомый ей Китай стал теперь другим – бандиты уже не бандиты, а бизнесмены, и её родная деревня уже не тихое место, а площадка для грандиозной стройки.



От прошлой жизни у героини только воспоминания, единственный родной человек – отец, умер, сестра переехала в другой город, а от её любви остались только болезненные воспоминания. Когда-то вместе с любимым она ездила к вулкану, где они говорили о том, что вулканический пепел – самый чистый белый. Ведь то, что горит при огромных температурах, по определению чисто. Теперь её сердце тоже чисто, потому что оно сгорело дотла.

Поразительно, как из простой, казалось бы, истории, автор сумел создать большое кино о главном. Трансформация героини из юной дерзкой девушки в отчаявшуюся и уже постаревшую женщину с разбитыми мечтами, ностальгическая ретро-музыка, уместное чувство юмора мастера и правильная тональность картины (в ней нет трагического надрыва, но есть драма) делают эту ленту совершенно особенной. Одно из самых главных достоинств картины – это мастерство исполнительницы главной роли в жизни супруга, режиссёра Чжао Тао, которой критики предсказывают приз за лучшую женскую роль. Единственный недостаток – это продолжительность фильма, который длится два с половиной часа. С частью хронометража можно было без сожаления расстаться.