Красная дорожка в честь открытия 71-го Каннского кинофестиваля была в этом году скромной: делать селфи действительно не разрешали, приглашённых просили поскорее пройти в зал, особо не задерживаясь перед объективами камер. Церемония открытия, как всегда, была лаконичной.

Cначала перед зрителями выступил один из французских актёров: он выдал душещипательный, судя по фортепианному аккомпанементу его речи, монолог о кино. Затем на сцену вышли члены жюри: председатель, великолепная актриса Кейт Бланшетт, режиссёры Дени Вильнёв и Андрей Звягинцев, актрисы Леа Сейду, Кристен Стюарт и другие (политкорректность и разность взглядов у тех, кто вошел в число судей, была соблюдена в полной мере).


Фото Галии Байжановой

После знаменитой песни Мишеля Леграна Windmills of your mind на сцену вышел живой классик – известный режиссер Мартин Скорсезе. Публика, разумеется, устроила ему овацию, и организаторы несколько минут не могли усадить людей обратно. После они вместе с Кейт Бланшет открыли фестиваль: высокая Бланшетт и скромного роста Скорсезе выглядели как живая аллегория того, что кино может быть разным, но при этом одинаково ценным для зрителя.

Фильмом открытия стал испанский дебют иранского режиссера Асгара Фархади – картина "Все это знают" с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях. Он оказался типичным для фильмографии режиссера: за какой бы сюжет Фархади ни взялся, в итоге у него получается фильм о кризисе семейных отношений и тонкое исследование человеческой психологии на примере одной семьи. На этот раз знаменитый иранец снял, пожалуй, один из своих зрительских фильмов – ведь новая картина "Все это знают" скроена по законам триллера. Учитывая привычно неспешный темп повествования его картин и их продолжительность (эта лента длится два с лишним часа), а также скрупулезное погружение автора во все детали, можно считать, что выбранная форма облегчила восприятие и придала происходящему на экране внутреннюю динамику.

Конфликт у Фархади всегда строится вокруг внезапного инцидента: вскоре после того, как Лаура, героиня Пенелопы Крус, приезжает из Аргентины, чтобы навестить свою семью в Испании (выходит замуж её сестра), дочь Лауры – подросток вдруг исчезает из своей комнаты – её похитили и теперь требуют выкуп. Единственный человек, на поддержку которого Лаура может рассчитывать, – это Пако (Хавьер Бардем), бывший возлюбленный. Он по-прежнему живёт в этом городе, возделывает свой большой виноградник, пытается любить свою новую женщину, но появление Лауры превращает его жизнь в нечто совершенное иное.


Асгар Фархади

Ситуация осложняется тем, что Лаура и её семья не могут обратиться в полицию: ведь преступники обещали убить девочку, если они прибегнут к помощи властей. Поэтому подозревают сначала тех, кому элементарно нужны деньги, а затем и самых близких. Чтобы не допустить уж слишком откровенных спойлеров, ограничимся лишь ремаркой: по ходу фильма выясняется много тайн, о которых как бы всем известно, но в итоге главная жертва не знает об этом ровно ничего. Удивительно, как Фархади умудряется оставаться на территории высокого кино, используя некоторые приемы мыльных опер и популярных детективов, когда в определённый момент начинаешь подозревать всех.

Съёмки картины "Все это знают" проходили в Испании. Новая культурная среда позволила режиссёру играть новыми красками и, безусловно, обогатила его привычную палитру: мы видим колоритную испанскую свадьбу в деревне со всеми сопутствующими элементами – танцами, алкоголем, весельем, отключением электричества и вызовом электрика из другого города для устранения неполадок.

Что касается оценки фильма критиками, то на пресс-показе раздавались аплодисменты, но овации, как и неодобрительных криков, не было. Асгар Фархади вообще относится к той категории режиссеров, которых любят не за каждый отдельный фильм, а за почерк. Если вы не поклонник его стиля, то ничто не сможет убедить вас в обратном, даже хороший сценарий. Для тех, кто чувствует магию киномира Фархади, фильм покажется многослойным. Для одних это драма о кризисе семейных ценностей, институте семьи, разрушении устоев и собственно мира. Для других становится значимым социальный контекст, и на первый план выходит расслоение общества, когда один – успешный виноградарь, а другие ему завидуют. Для третьих новая картина Асгара Фархади – это история о тайне, которая пронизывает всё человеческое существование: тайна постижения Бога, тайна любви, тайна отцовства, тайна времени. Есть в фильме прекрасная сцена: герой Бардема берёт два сосуда – в одном вино, в другой – лишь сырье для его изготовления. "Есть только одна вещь, которая их отличает, – говорит герой Бардема, – это время".

Встречалась даже версия о том, что на самом деле картина о демократии, равном доступе к общественно значимой информации и опасности её сокрытия. Какое впечатление картина произвела на членов жюри, пока неизвестно, известно другое: в Каннах Фархади любят, два его последних фильма – "Прошлое" и "Коммивояжёр" – были тут отмечены призами. Последний два года назад был награждён сразу двумя "пальмами" – за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. А вот самую красивую пару испанского кино Хавьера Бардема и Пенелопу Крус скорее всего не наградят: слишком темпераментными они смотрятся в кадре – оба слегка переигрывают.

В завершение добавим, что программа фестиваля ожидается достойная: в основной конкурсной программе 21 кинолента. Закрыть фестиваль обещали многострадальной картиной Терри Гиллиама (её никак не могли завершить много лет) "Человек, который убил Дон Кихота". Но в последний момент у режиссера возник конфликт с продюсером, и тот подал на Гиллиама в суд. Если проблема не решится, то фильм не покажут. Однако скучать публике не придётся, ожидается немало громких премьер: к примеру, вне конкурса за 10 дней до мировой премьеры состоится показ фильма "Хан Соло: Звёздные войны. Истории".