Фаддей Булгарин – первый русский медиаменеджер. Что о нем помнят?
Кто такой Фаддей Булгарин? Учебники истории говорят: бездарь, доносчик и конторская бонза. А кем он был и что сделал на самом деле?
Досье
5 июля 1789 года (24 июня по юлианскому календарю) на свет появился Ян Тадеуш Кшиштоф Шкандербек-Булгарин – основоположник русского авантюрного романа и один из основоположников современной русской фантастики. Герой пасквилей Пушкина, Некрасова и Лермонтова, наполеоновский офицер и кавалер ордена Почётного легиона. Потомок канцлера при Лжедмитрии Первом, сын мятежника, впоследствии сосланного в Сибирь за убийство русского офицера, Булгарин-младший был назван в честь Тадеуша Костюшко.
В возрасте восемнадцати лет попал в Петербург, в Сухопутный кадетский корпус. Без патронажа, да ещё и с плохим русским. Спустя два года – получил ранение, проявив героизм, за что был награждён, подтянул великий и могучий и даже стал сочинять – сбегает со службы и случайно попадается начальству: увольнение с плохим аттестатом. Возвращается в Польшу, оказывается в наполеоновских войсках, становится кавалером ордена Почётного легиона, однажды даже спасает императора, и вот уже планирует спокойно возделывать виноград на Лауре, ведя зажиточный быт, но история решает иначе: Наполеон разбит и сослан. Булгарин оказывается в плену у немцев, затем у русских, а затем – возвращается в Петербург.
Вопрос такой. Как человек, воевавший в наполеоновской армии и получивший орден за проявленный при убийстве русских солдат героизм, смог получить право играть такую значимую роль в жизни русской литературы и влиять на формирование гражданской идеологии? Либо царское правительство нашло-таки неопровержимые аргументы в пользу его невиновности, либо так себе было правительство.
Вклад в культуру
В 1819 году Булгарин занялся исторической публицистикой. Искал редкие архивные документы и писал критические рецензии на исторические труды современников. Издавая исторический журнал, Булгарин одним из первых в России стал проводить доскональный фактчекинг и следить за ссылками и указаниями на источники информации, таким образом, можно сказать, заложив основы авторского права.
Одной историей сфера его интересов не ограничилась: через некоторое время появляются "Литературные листки", где Булгарин (первым!) вводит новые для российской литературной повестки жанры: бытописательский и исторический очерк, военный рассказ, утопия, антиутопия, фельетон.
Газета "Северная пчела", которую Булгарин создал в 1825 году, пользовалась сумасшедшей популярностью. Частное издание получило право публикации правительственных известий, а значит, и возможность авторитетно формировать общественное мнение. Планируя издавать газету "Дневник", Пушкин писал: "Я хотел бы быть издателем газеты, во всём сходной с "Северной пчелой". Рубрика "Фельетон" впервые появилась в "Северной пчеле", а с возникновением этой рубрики вместо тяжеловесной публицистики возник лёгкий разговор с читателем о текущих событиях и насущных проблемах".
То есть Булгарин дал талантливым людям, которые так бы и продолжали сидеть на пятой точке, беседуя с вечностью, действенные инструменты для коммуникации с живым читателем. Его можно назвать первым медиаменеджером государства российского, и полная история русской литературы невозможна без его имени и трудов, но вот в учебниках он остался разве что как персонаж пасквилей авторства солнца русской поэзии.
Булгарина, используя им же и внедрённые жанры, клеймят навсегда. Как плагиатора, хотя в романе "Дмитрий Самозванец" просто тот же исторический материал, что у Пушкина; как работника "низкого и недостойного жанра" – за желание донести произведение прежде до читателя, чем до вечности, и ориентиры на коммерческий успех; как доносчика – за сотрудничество с Третьим отделением, хотя многие печально знаменитые доносы Булгарина носят непредвзятый или даже защитительный характер.
Есть факт: в 1851 году Николай дает указание Третьему отделению сделать строгий выговор Булгарину за очередную статью, "очевидно доказывающую, что автор "всегда противился мерам правительства", и передать, "что он (государь) этого Булгарину не забудет".
Литературная деятельность
"Иван Выжигин" (1829 год) – вершина творчества Булгарина. Плутовской роман о том, как важно иметь правильное нравственное воспитание. Это по сути первый полноценный русский роман. И хотя "литературная интеллигенция" разнесла книгу в пух и прах, не оценив удивительных приключений главного героя, превращающегося из нищего авантюриста в князя и наследника огромного состояния, массовый читатель сразу оценил "нравооучительство и пошлую дидактику" (читай: увлекательный приключенческий текст) и, "говорят, не нарадуется им: так и рвёт из рук в руки".
Кроме того, Булгарина без преувеличения можно назвать отцом русскоязычной фантастики. Он пытался прогнозировать будущее в незначительных, на первый взгляд, деталях (как у него это получалось – другой вопрос) за пятьдесят лет до того, как вообще появилась научная фантастика.
Рассказ "Сцена из частной жизни в 2028 году" написан в 1828-м, то есть за 70 лет до появления знаменитого "Одного дня из жизни американского журналиста в 2889 году" Жюля Верна.
"Не хочу присваивать себе чужого и признаюсь перед читателями, что уже многие прежде меня пускались странствовать на крыльях воображения в будущие века. Известный французский писатель Мерсье и немецкий Юлий фон Фосс особенно отличились в сём роде. Но как область вымысла чрезвычайно обширна и всякому позволено странствовать в ней безданно и беспошлинно, то я вознамерился также перешагнуть (разумеется, в воображении) за 1000 лет вперед и посмотреть, что делают наши потомки. Мерсье и фон Фосс поместили в своих сочинениях много невероятностей, вопреки законам природы, я, напротив того, основываясь на начальных открытиях в науках, предполагаю в будущем одно правдоподобное, хотя в наше время несбыточное", – пишет Булгарин в предисловии к "Странствованиям по свету в ХХIX веке".
С 1824 по 1843 гг. Фаддей Венедиктович написал и издал, помимо прочего, как минимум десять научно-фантастических заметок, повестей и рассказов. В них он, что примечательно, делал то, что, по меткому определению канадского писателя Питера Уоттса (сделанному спустя 200 лет), и должен делать настоящий фантаст – предсказывать не машины, а пробки на дорогах.
И будь Булгарин такого же уровня автором, каким был менеджером, история русскоязычной литературы могла бы повернуться совершенно иначе.