"Сперва моют посуду, потом этой же водой моют полы, сперва купают детей, потом сами моются. Вот так экономят", – этот совет, как беречь воду в доме, от экс-акима Алматы Бауыржана Байбека для казахстанцев становится актуальным. Все 17 областей испытывают нехватку воды, реки – Сырдарья, Урал, Нура, Или в напряжённом состоянии. И так уже очень давно. Теперь учёные говорят, что лет через 70 в Казахстане могут полностью исчезнуть ледники.

На проблему таяния ледников указал президент страны Касым-Жомарт Токаев. На встрече с главами государств Центральной Азии 21 июля он сказал:

"Согласно докладу Международной группы экспертов по изменению климата, температура в нашем регионе растёт намного быстрее, чем в среднем на планете. Процессы изменения климата приводят к сокращению площади ледников – главного источника воды для нашего региона".

По словам главы Казахстана, таяние ледников влечёт за собой серьёзные риски для продовольственной, энергетической и экологической безопасности региона.

Ледники стали таять быстрее

Климатологи констатируют: за полвека температура в Казахстане повысилась на 1,5°С и даже больше – например, февраль стал теплее на 2,5 градуса Цельсия, а март – на 2,2 °С.

"Казалось бы, ничего страшного, что на территории Казахстана средние месячные температуры повысятся на один или два градуса, но это приводит, например, к тому, что увеличивается интенсивность и продолжительность периодов экстремально жаркой погоды в летний период", – объяснила начальник управления климатических исследований научно-исследовательского центра РГП "Казгидромет" Светлана Долгих.

Из-за того, что продолжительность периодов экстремально жаркой погоды увеличивается, ледники Северного Тянь-Шаня тают быстрее, чем кто-либо мог себе представить. 

"Сильнее всего, на мой взгляд, пострадал ледник Туюксу – там, где 30 лет назад я ступал на ледник – лёд отошёл метров на 400–500. Другие ледники тоже сильно растаяли", – рассказал альпинист Артём Скопин.

Как считают учёные, Туюксу, один из 2 724 ледников Казахстана, действительно меньше чем за 100 лет отступил на 400–500 метров, но это далеко не самое сильное отступание ледников северного склона Заилийского Алатау. По данным из разных источников, Туюксу потерял от 58 до 63 млн ​​кубометров своего льда. Как написано в Википедии, если раньше ледник достигал четырех километров, то теперь всего два. Учёные допускают, что Туюксу может прекратить своё существование уже к 2050 году. Пока же ледник сокращается в среднем на 10 метров в год. Впрочем, многие другие ледники потеряли по площади и по длине гораздо больше – Туюксу по темпам деградации примерно в середине этого списка.

Коктейль вопросов и проблем

Образование из талой воды горных озёр на самом деле чревато катастрофическими последствиями – рано или поздно озеро может прорваться, а это значит, что сойдёт сель или случится мощный паводок.

Ледник / Фото с сайта Depositphotos.com

По оценкам специалистов "Казселезащиты", сейчас в горах Алматы есть реальная опасность прорыва сразу нескольких моренных озёр. Конечно, МЧС пытается держать селеопасную обстановку под контролем, но предупредить катастрофу получается не всегда.

"В связи с повышением температурного режима происходит таяние ледников, которые освободились от зимнего снега примерно на 40–80%. Большинство моренных озёр заполнено", – это цитата из пресс-релиза Министерства по чрезвычайным ситуациям, опубликованного по результатам аэровизуального обследования состояния горных озёр министром Юрием Ильиным и акимом Алматы Ерболатом Досаевым.

Только в окрестностях Алматы насчитывается более 50 моренных и ледниковых озёр, из них 12, как считают в МЧС, являются прорывоопасными, а на семи спасатели уже ведут работу по снижению селевой угрозы.

Моренное озеро / Фото МЧС РК

Человек ни в чём не виноват. Или виноват?

Вопросами таяния ледников занимаются ученые-гляциологи – именно они бросают все свои исследовательские силы и навыки на то, чтобы понять, почему тает лёд и как этому можно помешать.

Фронт идей, по которому штурмуется проблема превращения вечного льда в воду, в последние годы сузился и по большому счёту рассматриваются две теории: изменения климата вызваны деятельностью человека или, напротив, человек ни в чём не виноват, потепления на Земле бывали и раньше.

"Гораздо более разумна теория цикличности – считает гляциолог, ведущий научный сотрудник Института географии и водной безопасности Казахстана, кандидат географических наук Александр Кокарев. – Человек если и виноват в глобальном потеплении, то на десятые-сотые доли процентов".

По словам учёного, получается такой замкнутый круг – потепление климата зависит от парниковых газов, а парниковые газы зависят от потепления климата.

Александр Кокарев / Фото из личного архива

"Вода испаряется с поверхности океана, попадает в атмосферу – это и есть парниковые газы. Существуют ещё метановые выбросы. Когда наступит цикличное похолодание, то всё нормализуется. Как пример, могу сказать, что при голоценовом потеплении (в X–XIII веках. – Ред.) средняя температура была даже выше, чем сейчас. Уровень концентрации того же СО2 в мезозое (геологическая эра, которая продолжалась от 251,902 ± 0,024 млн лет назад. – Ред.) был в десятки, если не в сотни раз больше, чем сейчас", – объяснил Кокарев.

Интересно, что в Альпах, где ледники тоже тают, открываются дороги, по которым римляне когда-то ходили завоёвывать Европу.

"То есть абсолютно ничего экстремального сейчас не происходит – для Земли это обычный процесс периодов потепления и похолодания. Что человек засоряет атмосферу, конечно, плохо, но вмешаться в цикличность природы, которая зависит от других факторов, в том числе и от активности Солнца, человек не сможет, как бы этого ему ни хотелось", – уверен гляциолог.

С другой стороны, почти две сотни учёных на основе результатов 14 тысяч научных работ год назад вынесли обвинительный приговор человеку: "Атмосфера, океан и суша нагреваются под воздействием человеческой деятельности", – говорится в климатическом отчёте

Эти учёные на 90% уверены, что главной причиной таяния арктического льда и уменьшения поверхности ледников на планете является деятельность человека.

"На мой взгляд, в общемировом воздействии на процесс потепления вина человека примерно 30%. Очень большое количество лесов мы вырубаем, активно развивается индустриализация и машиностроение", – подчеркнул эколог Тимур Елеусизов.

Сам процесс потепления Елеусизов считает неизбежным, даже если не было бы человека, планета всё равно бы нагрелась. Человек просто подгоняет этот процесс.

"Кстати, Казахстан в числе других стран ратифицировал Парижское климатическое соглашение и обязан принимать меры по предотвращению роста температуры на планете более чем на два градуса по Цельсию", – напомнил эколог.

Как бы этот процесс остановить

Учёные, к сожалению, не могут разгадать всех деталей физических процессов, связанных с глобальным потеплением и таянием ледников. Не знают и методов, какими можно было бы этот процесс остановить или хотя бы замедлить.

"Два малюсеньких ледничка из пяти на территории Германии каждое лето закрывают светоотражающей плёнкой. Таяния у них пока нет – ледники сохраняются. Но внутреннее тепло рано или поздно всё равно растопит и эти малюсенькие немецкие леднички, даже под покрывалом из прорезиненного текстиля, – рассказал Александр Кокарев. – Ледники сейчас тают, наверное, на 99% территории нашей планеты. Технологически справиться с деградацией обледенения невозможно. Хотя в Скандинавии есть несколько ледников, которые увеличиваются в размерах. Ряд ледников растёт и в Гималаях. В эти причуды природы человек не может вмешаться".

Пока ледники Казахстана интенсивно тают, в сток идёт большое количество воды. Но ситуация изменится, когда ледники растают до критической точки, а потом станут увеличивать свой ледниковый покров.

"Трудно сказать, кто больше других пострадает от потепления климата. Скорее всего, страны с засушливым климатом, где осадков мало – это и Центральная Азия, и Китай. Там, где воды много, будет бедствие из-за переизбытка воды. Допустим, Нидерланды может затопить", – отметил гляциолог Кокарев.

"Разумеется, слова об интенсивном таянии ледников на звук воспринимаются слабо, и мало кто, кроме учёных, по-настоящему озабочен этим процессом. Но если представить – открываешь кран, а воды как будто и не бывало. И так день, второй, третий, неделю…", – обрисовал наше возможное будущее Тимур Елеусизов.


Читайте также: