Эксперты о болезнях роста казахстанского кинематографа
Согласно данным Бюро национальной статистики, в 2023 году в Казахстане было снято 387 фильмов, что на 56 больше, чем в 2022 году. Из них 25% полнометражные, 75% – короткометражные. Так, полнометражных игровых фильмов выпущено 35, документальных – 50, анимационных – 3, хроникальных – 9.
Количество кинематографических организаций выросло до 98, тогда как в 2022 году их было 67. В том же 2022-м отечественные картины посмотрели в кинотеатрах 8,2 млн раз, что составляет 39% от общего количества просмотров фильмов в кинотеатрах страны (20 млн посещений).
Только в январе 2024 года кассовые сборы хоррора "Дәстүр" за неделю проката превысили 1 млрд тенге. Комедия "Таптым-ау сені" в 2023 году за два месяца собрала свыше 1,8 млрд тенге. В числе отечественных кинолент, заработавших более 1 млрд тенге, историческая драма "Міржақып. Оян Қазақ".
Важно отметить, что за последние годы не только фильмы, но и сериалы получили отклик критиков и зрителей. Нашумевший сериал "5:32" и сериалы "Шекер", "Игрок", "Мошенники", доступные на стриминговых платформах, смотрят не только в Казахстане, но и в других странах СНГ.
К слову, в мае 2024 года в российский прокат вышел полнометражный триллер казахстанского режиссёра Диаса Бертиса "Приговор".
В какую сторону растёт казахстанская киноиндустрия
По мнению экспертов, индустрия за последние годы продемонстрировала значительный рост как в количественном, так и в качественном плане. Каждый год наблюдается увеличение количества выпускаемых фильмов.
"Если в 2019 году было выпущено 39 игровых картин, то в 2022-м – уже 58. В этом году (к началу мая) уже проанонсировано 43 кинокартины, поэтому количественный рост весьма динамичен", – привела данные киновед и член Ассоциации кинокритиков Казахстана Камила Габдрашитова.
Успешно собирают кассовые сборы фильмы различных жанров и форматов. Казахстанскому зрителю стал в значительной степени интересен казахстанский контент, поэтому в настоящее время отечественный кинопрокат всё меньше зависит от голливудских релизов.
"Тенденция такова, что если пять лет назад миллиард тенге в прокате был заветной цифрой, которую могла достигнуть лишь одна картина в год, то с начала этого года у нас около четырёх или пяти фильмов уже собрали свыше миллиарда тенге в прокате. Например, в прошлом году это были "Дәстүр", "Брат или брак 3", "Жездуха", "Таптым-ау сенi", – подчеркнул кинокритик Карим Кадырбаев.
От количества к качеству
Отечественный кинематограф, по мнению киноэкспертов, продемонстрировал значительный прогресс в качестве производства фильмов. Имена казахстанских кинематографистов регулярно появляются среди номинантов и лауреатов на различных международных кинофестивалях.
К примеру, в прошлом году кинокартины "Братья" Дархана Тулегенова, "Бауырына салу" Асхата Кучинчирекова и "Қаш" Айсултана Сеитова были номинированы на престижную кинопремию Asia Pacific Screen Awards Азиатско-Тихоокеанского региона. Все три картины – дебют казахстанских режиссёров.
"Получают награды не только признанные мэтры казахстанского кинематографа – на международную арену выходят и молодые кинематографисты со своим особенным взглядом на мир. Кроме того, широко развивается копродукция: с отечественными мастерами хотят работать иностранные киностудии и продюсеры", – обратила внимание Камила Габдрашитова.
Вместе с тем зрителей и кинокритиков не всегда устраивает качество коммерческих картин. Сырые сценарии, незаконченная драматургия фильмов, поверхностная режиссура и, главное, отношение к кинематографу как к бизнесу во многом губительно влияют на конечный продукт, выходящий в прокат.
"Темы фильмов часто бывают актуальными и интересными, но, к сожалению, остаются нераскрытыми. Это отчасти касается и авторского кинематографа. Авторский не всегда значит хороший", – высказала свою точку зрения киновед.
Жанровые перемены
Карим Кадырбаев считает, что в казахстанской киноиндустрии наблюдается явное давление комедийного жанра на все остальные.
"Комедий статистически больше, это индустрия жанровая. Её двигают преимущественно выходцы из КВН, то есть те, кто профессионально занимается юмором", – объяснил спикер.
В мировом кино, по словам собеседника, комедия и ужасы традиционно считаются простыми и прибыльными жанрами.
"Они могут быть сделаны дёшево, быстро и при этом эффектно, вызывая мгновенные эмоции у зрителей. В этих жанрах не нужно много думать – просто смеяться или испытывать страх", – объясняет кинокритик.
В казахстанском комедийном кино есть и свои особенности. Вместо традиционных сюжетов о свадьбах, как подчеркнул Карим Кадырбаев, в комедийных фильмах становится популярной тема путешествий. Фильмы рассказывают о приключениях казахстанцев, путешествующих по разным странам, от Африки и Америки до Индии и Кореи.
Тем не менее комедия и хоррор – не единственные жанры, вызывающие интерес у казахстанского зрителя. Многие из авторов кино постепенно расширяют свой арсенал и переходят к другим жанрам.
"Фильмы "Дәстүр" и "Приговор", а также ранее выпущенный фильм "Бақыт" показали, что зрителям интересны и другие жанры. Это, возможно, и есть проявление пресловутого "Жана Казахстан". Зрители стали интересоваться темами справедливости, возмездия и поиска правды", – полагает кинокритик.
Так, например, этот тренд уже вызвал большой интерес к возможной экранизации нашумевшей истории Куандыка Бишимбаева, жестоко убившего свою гражданскую супругу Салтанат Нукенову в ноябре 2023 года.
"Об этом говорят уже несколько продакшенов. Однако, возможно, сейчас не самое подходящее время для этого. Может показаться, что они просто используют хайп вокруг темы без должного осмысления", – добавил собеседник.
По словам Камилы Габдрашитовой, в сердцах казахстанцев чаще всего откликаются такие темы, как постколониальное самосознание, болезненные вопросы истории, современные социальные проблемы общества. Эти темы находят отражение в фильмах различных жанров, таких как "Дос-Мукасан", "Қаш", "Акын", "Умри или вспомни", "Степь".
По мнению кинокритиков, социальная тематика всегда была и будет актуальной. Кино, как считают эксперты, это отражение и осмысление процессов, которые сейчас происходят в обществе.
Не только хоррор, но и такие жанры, как мюзикл, социальные и криминальные драмы, историко-биографические фильмы в новом прочтении, а также боевики стали чаще появляться на казахстанских экранах. По мнению кинокритика, нашумевшая картина "Операция "Набат" тому подтверждение.
Казахстанское кино не для всех
Ещё с 1990-х годов казахстанские режиссёры стали участвовать в международных кинофестивалях и получать различные награды. Например, фильм "Тюльпан" в 2008 году завоевал приз на Каннском кинофестивале. Картина режиссёра Эмира Байгазина "Уроки гармонии" получила несколько наград на Берлинском кинофестивале в 2013 году и была номинирована за "Лучшую операторскую работу" Азиатской киноакадемией в 2014 году.
Фестивальные кинокартины, как правило, относятся не к самым кассовым жанрам – драмы и арт-кино.
"Сказать, что мы широко востребованы на международной арене, было бы смело. Мы всё же больше ориентированы на локальный рынок", – отметил Карим Кадырбаев.
Фестивальное кино имеет небольшую аудиторию. Такому кино часто не уделяется должного внимания, крайне мало вкладывается в продвижение. Как объясняют киноэксперты, кинотеатральные компании не заинтересованы в показе таких картин. Это создаёт серьёзные трудности для кинопроизводителей, поскольку отсутствие эффективного маркетинга не привлекает внимание зрителей.
"Людей легче привлечь красочными постерами и яркими трейлерами. Фестивальное кино чаще всего не такое яркое и пёстрое. Это и делает его менее привлекательным для широкой аудитории", – пояснил собеседник.
Что мешает развитию отечественного кино
Несмотря на достигнутые результаты, эксперты обращают внимание на ряд проблем, замедляющих развитие киноиндустрии в Казахстане.
1. Недостаток финансирования
Национальные киношколы воспитывают новые поколения кинематографистов, которым есть что сказать. Однако не все имеют возможность получить грант или финансирование производства картин от государства.
"Их взгляд свеж, они смелы, но хватит ли им упорства остаться в кинопроизводстве, полном бюрократии, – покажет время. Однако недостаток финансового обеспечения никто не отменял. У нас есть ГЦПНК, в конкурсе которого участвуют тысячи сценариев, а гранты получают немногие. Остро стоит вопрос с финансированием дебютных картин, многие мастера долго пытаются решить этот вопрос", – рассказала Камила Габдрашитова.
2. Неумение презентовать и продавать идею
Сегодня в киноиндустрии одной хорошей идеи для фильма недостаточно. Нужно уметь её представить, продать, убедить инвесторов в её потенциале. Не все кинопроизводители справляются с этой задачей. Виной тому отсутствие должной компетенции.
"Иногда при просмотре открытых питчингов становится ясно, что наши кинематографисты не всегда умеют грамотно презентовать свой проект, не знают свой же материал, не умеют показать товар лицом. Старая система "дайте деньги, и я сниму хороший фильм" давно не работает", – добавила киновед.
3. Отсутствие бюджета на маркетинг
По словам экспертов, фильмы, снятые на государственные деньги, сталкиваются с проблемой отсутствия бюджета на маркетинг.
"Например, сейчас в прокате находится картина "Операция "Набат". Я хотел её посмотреть, но проблема в том, что производители этой картины не имеют права тратить государственные деньги на её продвижение, как это предусмотрено законом о кино. В результате картина уже вторую неделю в прокате, и в Алматы у неё всего восемь или девять сеансов. Скорее всего, в регионах этих сеансов вообще нет, потому что фильм не раскручен и зрители о нём ничего не знают. Постер, на котором изображены два угрюмых лица на чёрном фоне, тоже не привлекает внимания. Естественно, никто не пойдёт на такой фильм", – делится своим мнением Карим Кадырбаев.
4. Невозможность зарабатывать после выхода фильма
Государство выделяет деньги на создание фильмов, которые после выпуска будут принадлежать государству. В результате фильмы часто оказываются на полке, так как государство не позволяет производителям зарабатывать на них. Большую часть прокатных сборов забирает государство, к которому уходят и доходы с продаж на стримингах.
"Производители не имеют прав на свои фильмы и не заинтересованы в их дальнейшей судьбе, так как не получают от этого дохода. Они получают зарплату во время съёмок, но не зарабатывают на успехе фильма. Это приводит к тому, что производители зарабатывают только на входе – когда получают деньги от государства на съёмки. На выходе, то есть на прокате и продажах, они ничего не зарабатывают, потому что государство не даёт им такой возможности", – объяснил Карим Кадырбаев.
В мировой практике, по словам собеседника, кинематографисты зарабатывают на прокате, продажах и стриминговых платформах. В казахстанской системе это невозможно, и поэтому производители не мотивированы заниматься продвижением своих проектов.
5. Недостаток кинозалов
Согласно данным Бюро национальной статистики, большинство кинотеатров сконцентрированы в трёх крупнейших городах страны – Алматы (21), Астане (10) и Шымкенте (10). В регионах количество кинотеатров значительно меньше, в некоторых городах и посёлках они вовсе отсутствуют.
"Государству следовало бы заняться развитием сети кинотеатров в регионах, сотрудничая с крупными киносетями, такими как "Кинопарк" и Chaplin. Необходимо поддерживать строительство новых кинотеатров в районных центрах, чтобы жители регионов тоже имели возможность смотреть фильмы", – считает Кадырбаев.
Важно ли продвигать своё кино на мировой арене
После пандемии с культурологической точки зрения казахстанцы едва заметно вышли из эпохи глобализации и вошли в эпоху локализации контента, объяснил кинокритик. Эта тенденция наблюдается по всему миру: люди стали больше смотреть фильмы собственного производства.
"Каждая страна теперь производит продукт для внутреннего рынка. Голливуд по-прежнему популярен, но в Китае, например, интерес к голливудскому кино значительно упал. Они больше не собирают прежних кассовых сборов", – рассказал собеседник.
Многие страны, активно продвигающие своё кино, такие как Индия, Китай, Корея, Франция и Германия, успешно развивают внутренние рынки. Казахстанские фильмы, по мнению эксперта, также могут выживать в прокате без иностранного кино.
"Мы стали интересны сами себе, и это признак современности. Я вижу больше зрителей на казахстанских фильмах, чем на среднестатистических голливудских. Например, в России, несмотря на уход различных студий и наличие параллельного пиратского проката, опыт последних двух лет показывает, что российское кино способно собирать приличные кассовые сборы на собственном рынке", – объяснил Карим Кадырбаев.