Культура кофе прочно вошла в жизнь алматинцев. Но чем дальше от центра, тем ниже концентрация кофеен на квартал, что в целом может многое сказать о процветании районов. В США исследователи отмечают, что кофейни играют в развитии городов важную роль и называют их "ударными войсками джентрификации".

Эволюция города

Джентрификация – это облагораживание непрестижных или неэффективно используемых городских территорий. Обычно она охватывает промзоны, рабочие кварталы, городские окраины или, напротив, ветшающий исторический центр.

На обустраивающихся территориях, помимо современных домов, офисов, арт-пространств, обязательно появляются и кофейни. А с улучшением инфраструктуры меняется и состав обитателей: район становится слишком дорогим для тех, кто жил в нём раньше, и им на смену приходит средний класс.

Фото АПН

Кофейни против лагманных

В центре Алматы, особенно на проспектах Достык, Назарбаева, Абылай хана, на бульваре Панфилова, кофейные точки появляются, как хвосты у ящериц: если вдруг закрывается одна, на её месте в течение нескольких месяцев возникает другая. 

В то же время за пределами Золотого квадрата количество заведений заметно меньше. А если доехать до станции метро "Москва", то их число падает примерно до нуля. Жительница Алматы Алина, снимая квартиру в этом районе, столкнулась с полной невозможностью выпить кофе за пределами квартиры.

"Вокруг либо пивбары, либо лагманки, куда девушке странно ходить одной, даже чтобы перекусить, не говоря уже о том, чтобы поработать за ноутбуком", – сказала она.

Житель города Азамат третий год работает в компании, которая размещается в крупном ЖК возле станции метро "Сайран": 

"Изначально кофеен здесь не было совсем. Потом появился павильон-бытовка с летником. Кофе тут, несмотря на высокую стоимость, очень слабый. Но приходится ходить сюда, так как нет выбора".

Алматинка Наталья живёт на пересечении улиц Розыбакиева и Мынбаева. Девушка рассказывает, что полюбила свой район благодаря маленькой несетевой кофейне. 

"Наш район – типичный человейник, застроенный панельками. Раньше люди часто собирались на школьном стадионе, например, для совместных пробежек, но сейчас он закрыт для строительства нового учебного корпуса. Поэтому наша уютная, камерная кофейня – фактически единственное место для социализации. Здесь назначаю встречи и вижусь с друзьями", – отметила Наталья.

Эти примеры показывают, что кофейня может стать важной точкой для социального взаимодействия жителей района. Но даже если спрос есть, удовлетворяется он далеко не всегда.

Фото АПН

Индикатор качества жизни

Заглянем в часть города, идущую вниз от Макатаева до проспекта Райымбека и на восток от улицы Пушкина, главными историко-архитектурными объектами которой считаются Центральная мечеть и Софийский собор. Мест, где можно купить кофе, здесь практически нет. Но возле православного храма работает маленькая кофейня в стилистике японского мультипликатора Хаяо Миядзаки. Бариста заведения живёт недалеко от работы. Она отметила, что район никогда не считался благополучным. Здесь всегда много мусора, некоторые дома находятся в ветхом состоянии, а по обочинам и во дворах сидят бездомные и алкоголики.

Тем не менее в последние годы район начал застраиваться. В 2020-м появился новый жилой комплекс, открылись офисы, из других частей города приезжает много работников, в том числе представителей творческих профессий. Состав жителей поменялся: если на момент открытия кофейни в апреле 2022 года посетителей было мало и это отражалось на выручке, то теперь поток клиентов стабильный, а место превратилось в центр притяжения как для местных жителей, так и для тех, кто приезжает сюда на работу.

Фото АПН

Многофункциональное пространство

В докладе Urban Forum Almaty, опубликованном в 2017 году, приводятся данные о том, что во время реконструкций и строительных работ на улицах Панфилова, Жибек жолы, Кабанбай батыра и Гоголя, где сегодня работает большое число кофейных точек, объективно наблюдался спад деловой активности, но новые замеры, проведённые через месяц после завершения реконструкции, зафиксировали её рост до 60%. А стоимость недвижимости в этих районах выросла до 30%. 

Тем не менее нельзя сказать, что, открыв кофейню в неблагоустроенном районе, можно автоматически повысить к нему интерес покупателей квартир. Для этого район должен стать многофункциональным общественным пространством, то есть важно учитывать целый ряд других факторов.

Никто не будет открывать кофейню в "пустыне"

Исследователь и специалист по работе с сообществами Анель Молдахметова уверена: "Раскручивать пустой район – таких героев в Алматы нет".

Анель Молдахметова / Фото со страницы эксперта в Facebook

"Если говорить про удалённые и неблагоустроенные районы города, то там кофейни не задерживаются. Вместо них открываются лагманные. А кофейни – ближе к центру, там, где это часть лайфстайла. При этом в спальных районах – бум бизнеса кофеаппаратов: взял и пошёл – а не так, чтобы сидеть и проводить там время. Никто не будет открывать кофейню в "пустыне", а если это всё же происходит, то это какая-то личная история. Например, это может быть связано со взглядами конкретного предпринимателя: насколько ему интересно использовать бэкграунд района как свою аудиторию", – объяснила эксперт.

Кофейни открывают интуитивно

Как горожанка с бэкграундом урбанистки, Анель Молдахметова не видит прямой корреляции между появлением кофеен и удорожанием недвижимости в тех или иных районах.

"В Алматы предприниматели не очень следят за рынком, – продолжает Анель. – С коллегами мы заметили такую особенность: предприниматели редко обращаются с запросом на исследование о том, в какой точке арендовать помещение. Редко смотрят и на функционал: делать кофейню или, скажем, гастропаб. Такие решения принимаются интуитивно, и очень часто выходит, что точка открывается просто так.

Основной сценарий поведения начинающих рестораторов в Алматы – это падение на "хвост" поточности, когда она есть. К примеру, появляется одна точка, она начинает раскручиваться. А потом по принципу конкуренции появляются другие точки, которые подхватывают поток людей, потому что первая успешная кофейня не может вместить всех. Но в большинстве случаев кофейни редко влияют на поток. Это работает наоборот: заведения появляются в изначально "поточном" месте.

Фото АПН

Кофейни – причина или симптом?

Бариста кофейни возле Софийского собора отметила: она была свидетелем того, как при покупке квартиры в новом ЖК для покупателей решающим фактором стало наличие в районе заведения, где можно выпить кофе и назначить встречу. Выходит, для горожан кофейни не только важны как пространство для социализации, но в некоторых случаях становятся аргументом в пользу выбора жилья.

Вероятно, чтобы ответить на вопрос, являются ли алматинские кофейни "джентрификаторами" или их открывают, когда район уже и так достаточно развит, потребуется полноценное исследование при участии урбанистов и социологов. Но сейчас кажется, что ответ где-то посередине: разнообразие кофеен – это одновременно и причина того, что район переживает расцвет, и показательный симптом.