Эксперт в области кибербезопасности, IT и коммуникаций Евгений Питолин рассказал о рисках, которые таит в себе информационный пузырь.

Что такое информационный пузырь

"Информационный пузырь – это такой эффект, когда алгоритмы соцсетей, поисковых систем работают конкретно под вас. Они настроены так, чтобы выдавать ту информацию, которая близка вашим интересам, позициям. Алгоритмы подбирают, какие посты, ссылки, новости вам показывать. Это не только свежие публикации, но и двух-трёхмесячной давности, которые, однако, максимально адекватны вашим интересам. Результатом этого становится картина мира, которая совпадает с вашим мировоззрением, то есть, по сути, отражающая ваш взгляд на ситуацию", – говорит Евгений Питолин.

По словам эксперта, информационный пузырь формируется на основе поведения человека в интернете – нахождения на веб-сайтах, в соцсетях, кликов, просмотров, лайков. 

"Если мы видим в ленте бегемотиков и котиков, значит, это то, что мы любим. Если мы видим в ленте правонарушителей, значит, это то, что нам интересно, то, про что мы читаем, смотрим. Значит, именно на подобные посты мы реагировали, проходили по ссылкам, искали такую информацию. То есть важно понимать: наш информационный пузырь мы формируем сами", – отметил Евгений Питолин.

Почему информационный пузырь опасен

Эксперт пояснил, что, несмотря на удобство для пользователя, информационный пузырь приводит к искажению картины мира.

"Таким образом поисковая система, социальные сети делают нашу жизнь комфортной, дают нам то, что нам нравится видеть. Но это приводит к тому, что мы все реже и реже сталкиваемся с каким-то противоположным мнением, с людьми, у которых иная точка зрения, иные вкусы, иные ценности. Как только мы столкнулись с реальностью – садимся в автобус, заходим в какое-то публичное место, сильно удивляемся, как дискомфортно вне этого пузыря, насколько люди иначе думают. Мы вместо того, чтобы понимать, что этот мир реальный, начинаем думать, что он враждебный, однобокий, ограниченный. Мы теряем возможность адекватно воспринимать чужую точку зрения. Мы становимся очень нетерпимы к людям, не понимаем, как реагировать. Замыкаемся в себе и вообще теряем коммуникативные навыки, способность находить общий язык. Мы перестаём адекватно воспринимать мир и начинаем со всеми ссориться. У нас кругом появляются враги", – сказал Евгений Питолин. 

Эксперт добавил, что информационный пузырь приводит к снижению критического мышления.

"Другой аспект – это бесконечный рост теорий заговора, всяких фейков и постоянный выбор этих источников как актуальных и репост. То есть у нас пропадает такое понятие, как валидация, верификация информации, фактчекинг. Мы видим в нашей ленте то, что похоже на нашу точку зрения, от людей, которые нам близки и приятны, и бездумно репостим, не понимая, правда это или обман. То есть, по сути, мы не только себе создали ложную картину мира, но и пытаемся её внушить другим", – подчеркнул Евгений Питолин.

По его словам, люди, которые сильно подвержены влиянию информационного пузыря, могут чаще попадаться на удочку мошенников.

"Например, кто-то один попался на слезливый пост мошенника, якобы нужно помочь ребёнку, и репостит это. Ещё 10–20 его друзей по социальным сетям либо из уважения к нему, либо из подобострастия, либо просто из глупости также делают репост. А у каждого из них ещё 10 таких друзей. Получается замкнутый круг, где люди поддерживают одну и ту же точку зрения и не привыкли антагонировать", – отметил эксперт.

Эксперт добавил, что усиливают негативное воздействие информационного пузыря и закономерные особенности работы мозга.

"Какой бы большой объём данных нам ни показывали, мозг будет выбирать именно те, что поддерживают нашу точку зрения. Из всего массива фактов, которые дали, он вычленяет те, с которыми согласен. Такое когнитивное искажение называется предвзятостью подтверждения. Это одно из самых распространённых искажений", – предостерёг Евгений Питолин.

Как минимизировать отрицательное влияние информационного пузыря

"Надо захотеть увидеть иную точку зрения, это надо делать, пока вы ещё не потеряли связь с реальностью. Потом это будет крайне сложно. Каждый из нас является носителем информационного пузыря. Именно понимание того, что у человека рядом – соседа, друга, коллеги – другая точка зрения, должно вызывать желание подискутировать, а не отторжение, возражение. Надо работать над этим в первую очередь, чтобы иная, нежели ваша, точка зрения, приводила к понятной, спокойной дискуссии. Это первое, что помогает. Далее, есть технологические особенности. Периодически перезагружать всё на компьютере, а именно чистить так называемый кеш, историю браузера. Искать информацию в режиме инкогнито, чтобы не сохранять ваши настройки. Нужно почистить все поисковые системы. Например, в Google, "Яндексе" есть возможность в настройках убрать сохранение истории поиска, настройки рекламных предпочтений, персональные результаты. В соцсетях это гораздо сложнее делать. С другой стороны, есть способы иногда обнулять свою френд-ленту", – пояснил Питолин.

Он рекомендует не игнорировать в интернете публикации, которые вызывают несогласие.

"Наоборот, читайте, лайкайте, комментируйте то, что противоречит вашим убеждениям, тогда это будет позволять соцсетям формировать более разностороннюю картину. Дискутируйте, не принимайте авторов этих публикаций сразу за врагов, пытайтесь аргументировать. Может быть, вы докажете им свою точку зрения и они её примут. Но это возможно только в дискуссии, а не в бане и в блоке. Принимайте позицию активного слушателя. Нельзя сразу себя намеренно ограждать от всех носителей точек зрения, которые вам не близки. Нужно максимально расширять свою ленту. И дальше, несомненно, проверять информацию, репостить, только проверив, найти первоисточник", – посоветовал Евгений Питолин.

Он также дал рекомендации для улучшения результатов поисковой выдачи.

"При поиске информации лучше пробовать неточные запросы, менять их. Условно, вбивать не "как вылечить ангину при помощи чеснока", а вводить просто набор слов: "лечение ангина имбирь лимон". Тогда поисковые системы будут выдавать больше результатов, соответственно, вы сможете получать более разностороннюю информацию", – порекомендовал эксперт.